Платежи за пользование природными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является рассмотрение такого вопроса как система платежей за природные ресурсы. Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать экономическую природу и роль природно-ресурсных платежей, рассмотреть виды природно-ресурсных платежей, выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы, обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы, обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы.

Содержание

Введение………………………………………
1.Экономическая сущность и назначение платежей за пользование природными ресурсами………..
2.Налог на добычу полезных ископаемых…
2.1.Характеристика по элементам…………….
2.2.Порядок исчисления и уплаты налога……
3.Водный налог…………………………………
3.1. Характеристика по элементам…………….
3.2. Порядок исчисления и уплаты налога……
4.Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов…
4.1. Характеристика по элементам…………….
4.2. Порядок исчисления и уплаты налога……
5.Совершенствование платежей за пользование природными ресурсами…………………………
Выводы и предложения…………………………
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 85.07 Кб (Скачать документ)

4.2 Порядок и сроки  уплаты 

Согласно  статье 333.4. Налогового кодекса РФ порядок исчисления сборов определяется как:

1. Сумма  сбора за пользование объектами  животного мира определяется  в отношении каждого объекта  животного мира, указанного в  пунктах 1-3 статьи 333.3 настоящего  Кодекса, как произведение соответствующего  количества объектов животного  мира и ставки сбора, установленной  для соответствующего объекта  животного мира.

 2. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4-7 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия  разрешения.

Согласно  статье 333.5. Налогового кодекса РФ порядок  и сроки уплаты сборов, а также  порядок зачисления сборов осуществляют:

1. Плательщики,  указанные в пункте 1 статьи 333.1 настоящего  Кодекса, сумму сбора за пользование  объектами животного мира уплачивают  при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного  мира.

2. Плательщики,  указанные в пункте 2 статьи 333.1 настоящего  Кодекса, сумму сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов уплачивают в виде  разового и регулярных взносов,  если иное не предусмотрено  настоящей статьей. Сумма разового  взноса определяется как доля  исчисленной суммы сбора, размер  которой равен 10 процентам.

 Уплата  разового взноса производится  при получении разрешения на  добычу (вылов) водных биологических  ресурсов. Оставшаяся сумма сбора,  определяемая как разность между  исчисленной суммой сбора и  суммой разового взноса, уплачивается  равными долями в виде регулярных  взносов в течение всего срока  действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических  ресурсов ежемесячно не позднее  20-го числа.

2.Плательщики сбора, указанные в пункте 8 статьи 333.3 настоящего Кодекса, уплачивают сумму сбора разовым платежом при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. В случаях невыполнения условий, установленных пунктом 8 статьи 333.3 настоящего Кодекса для применения пониженной ставки сбора, уплата суммы сбора производится в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.

3. Уплата  сбора за пользование объектами  животного мира производится  плательщиками по месту нахождения  органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного  мира.

       Уплата сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов производится:

    • плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
    • плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета.

    4. Суммы сборов за пользование  объектами водных биологических  ресурсов зачисляются на счета  органов Федерального казначейства  для их последующего распределения  в соответствии с бюджетным  законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 Совершенствование платежей за пользование природными ресурсами

Плата за природные ресурсы, как форма  реализации экономических отношений  между собственником природных  ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом  механизме природопользования.

Опыт  многих государств показывает, что  механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических  особенностей России нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых  систем, применяемых в странах  с развитой рыночной экономикой, или  неналоговые методы изъятия рентных  доходов(например, договора о разделе  продукции), используемые в странах  с формирующимися рыночными отношениями.

Система платежей за природные ресурсы может  обеспечивать либо изъятие доходов  рентного происхождения с целью  передачи их от пользователя к собственнику, либо так называемую административную плату, то есть покрытие расходов на контроль за использованием природных ресурсов, оформление их передачи собственнику и т.д. Наряду с налоговыми, на практике используются и неналоговые методы изъятия доходов. В современной  практике существует достаточно развитая система федеральных налогов  на природные ресурсы. Основными  задачами в области ее преобразования являются упорядочение системы федеральных  налогов и увеличение их уровня. В ближайшие годы целесообразно  сконцентрироваться на развитии налогов  типа роялти (налоги, взимаемые с  единицы добываемого сырья), которые  могли бы заменить существующие акцизы, а также на воссоздании системы  отчислений на воспроизводство природно-ресурсного потенциала (включая минерально-сырьевой сектор, водное и лесное хозяйство). На ряду с федеральными должны получить развитие региональные налоги, перераспределяющие рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов. Система региональных налогов на природные ресурсы в России совсем не развита, поэтому ее создание потребует значительных усилий. Важность сочетания региональных и федеральных налогов определяется тем, что только на этой основе можно достичь компромисса между федеральной властью и субъектами федерации по поводу использования природных ресурсов. Для реального наполнения федерального бюджета необходимо создать механизм, стимулирующий максимальное получение на местах платежей за природные ресурсы. Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета станет важнейшей составляющей реорганизации налоговой системы и позволит в принципе обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. На данный момент существуют нововведения по налогообложению природопользования: с 2011 налоговая ставка при добыче нефти составит 419р. за тонну, в 2012-446р., а в 2013-470р. Ставки при добычи природного газа в 2011 увеличены до 237р. за  тысячу кубических метров(раньше была ставка равна 147р.),в 2012-251р.,а в 2013-265р. С 1 апреля 2011 введены твердые ставки в отношении добытого угля. Налоговая база определяется теперь как количество добытого угля, а не его стоимость, при этом в отношении различных видов добытого угля различных видов добытого угля:

-47р.за  тонну андрацита;

-57р.за  тонну коксующегося угля;

-11р.за  тонну бурого угля.

Новые ставки будут ежеквартально корректироваться с учетом коэффициента-дефлятора, установленного правительством РФ. С 1 апреля 2011г.сумма  налога исчисленного за налоговый период при добычи угля подлежит корректировке. Она может быть уменьшена на сумму  расходов по обеспечению безопасности условий и охраны труда при  добычи угля на данном участке. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов. Учитывая сложности переходного характера и специфику современного механизма распределения доходов от природных ресурсов, целесообразно рассмотреть возможность введения новых налогов в форме долговых обязательств. Такой подход позволит поэтапно перейти от действующей системы налогов к новой системе, в которой доходы от природного сектора адекватны его месту в экономике страны.  

Выводы  и предложения.

Написав свою работу, я пришла к мнению, что  плата за природные ресурсы и  в будущем останется насущной и актуальной темой. Можно предположить, что будут дорабатываться и подвергаться дальнейшему развитию законопроекты, а возможно и введение каких-либо новшеств и ужесточение мер к  нарушителям режима пользования  природными ресурсами и их нецелесообразного  использования. И в силу этого  можно выделить ряд причин, исходя из которых, можно сделать вывод  о тенденциях развития платы за природные  ресурсы.

Первая  причина состоит в том, что  в последнее время большое  развитие получило так называемое садово-огородническое и фермерское движение, а значит, появились и люди, которые воспользовались  этой возможностью для своих корыстных  целей. Они нецелесообразно используют предоставленную им землю и тем  самым ухудшают ее качество, а то и полностью разрушают ее плодородный  слой. Поэтому, можно сказать, что  в ближайшее время плата за землю будет применяться как  стимулятор для более рационального  и целесообразного использования  земли.

Вторая  причина - это интерес иностранных  фирм к земле в России. Следовательно, появилась возможность получить немалый доход для страны, от сдачи  в аренду земли иностранным фирмам. Я полагаю, что это будет придавать  плате за землю окраску некой  экономической меры и немаловажного  пункта в бюджете страны.

Третья  причина заключается в ухудшающейся экологической обстановке, как в  мире, так и у нас в стране.

Последней причиной развития платы за землю  является вопрос о земле, как частной  собственности.

Такие же выводы можно сделать и по использованию  водных и полезных ископаемых. 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Налоговый  Кодекс РФ. Части первая и вторая

2. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. -2009. - № 2. С. 28-33.

3. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 400 с.

4. Юткина Т.Ф.  Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 429 с.

5. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. - 2008. - № 4. С. 22-24.

6. Староверова  О.В. Налоговый процесс: Учебное пособие / О.В.- М., 2010. - 192 с.

7. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М., 2008. - 240 с.

8.www.nalog. ru.

9.www.consultant. ru.

10. Перов А.В. Налоги и налогообложение-Экономика, 2010

11.  Черник Д.Г., Налоги и налогообложение: Учебник: - М.: ИНФРА-М,2009г.

12.  Шаталов С.Д., Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы: Учебник: - М.: МЦФЭР, 2010г.

13.  Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В..СПб: Питер, 2008г.

14.  Налоги / Под ред. Черника Д.Г. М.: ЮНИТИ, 2009г. 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица №1-Ставки налога на добычу полезных ископаемых

Ставка  налога Применяется при добыче:
Ставка 0% ·  полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

·  попутного газа;

·  подземных вод, содержащих полезные ископаемые;

·  полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

·  полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;

·  минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

·  подземных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

·  нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр.

·  сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

Ставка 3,8% ·  калийных солей;
Ставка 4,0% ·  торфа;

·  угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;

·  апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;

Ставка 4,8% ·  кондиционных руд черных металлов;
Ставка 5,5% ·  сырья радиоактивных металлов;

·  горно-химического неметаллического сырья;

·  неметаллического сырья;

·  соли природной и чистого хлористого натрия;

·  подземных промышленных и термальных вод;

·  нефелинов, бокситов;

Ставка 6,0% ·  горнорудного неметаллического сырья;

·  битуминозных пород;

·  концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;

·  иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;

Ставка 6,5% ·  концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (кроме золота);

·  драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами комплексной руды (кроме золота);

·  кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

Ставка 7,5% ·  минеральных вод;
Ставка 8,0% ·  кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

·  редких металлов;

·  многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов руды, кроме драгоценных металлов;

·  природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;

Ставка 419 рублей за 1 тонну ·  добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр
Ставка 17,5% ·  газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
Ставка 147 рублей за 1 000 кубических метров газа ·  газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Таблица №2-Ставки водного налога

Экономический

район 
 

Бассейн реки,

озера 
 
 

Налоговая ставка в

рублях  за 1 тыс. куб. м

воды, забранной

из

поверхностных

водных  объектов

из подземных водных объектов
 
1
 
2
 
3 
 
4
Северный    Волга
        300
              384
 Нева
    264
      348
Печора
    246
      300
Северная  Двина
    258
      312
Прочие  реки и озера             306                       378
Северо-Западный Волга
    294
      390
Западная  Двина
    288
      366
Нева
    258
      342
Прочие  реки и озера             282                      372
Центральный Волга
    288
      360
Днепр
    276
      342
Дон
    294
      384
Западная  Двина
    306
      354
Нева
    252
      306
Прочие  реки и озера             264                      336
Волго-Вятский Волга
    282
      336
Северная  Двина
    252
      312
Прочие  реки и озера             270                      330
Центрально-

Черноземный

Днепр
    258
      318
Дон
    336
      402
Волга
    282
      354
Прочие  реки и озера             258                      318
Поволжский Волга
    294
      348
Дон
    360
      420
Прочие  реки и озера            264                       342
Северо-Кавказский    Дон                   390                           486
Кубань
      480
      570
Самур
      480
      576
Сулак
      456
      540
Терек
      468
      558
Прочие  реки и озера                               540                        654
Уральский 
Волга
      294
      444
Обь
      282
          456
Урал
      354
          534
Прочие  реки и озера                  306                           390
Заподно- Сибирский     Обь
     270
          330
 
Прочие  реки и озера
                276                          342
Восточно-Сибирский 
     Амур
    276
      330
Енисей
    246
      306
Лена
    252
      306
Обь
    264
      348
Озеро Байкал

и его  бассейн

    576
      678
Прочие  реки и озера                282                       342
Дальневосточный 
Амур
    264
      336
Лена
    288
      342
Прочие  реки и озера                252                       306
Калининградская область Неман                276                       324
Прочие  реки и озера                288                       336

Информация о работе Платежи за пользование природными ресурсами