Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:59, курсовая работа
Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо
функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет
реализовывать связи между всеми участниками и составными частями
хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном
начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной
деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики.
Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе,
стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается
лишь благим пожеланием.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ.......................................... 5
1.1. Сущность коммерческого банка............................................ 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и
сделки............................................... 9
1.4. Ресурсы коммерческого
банка.............................................. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка... 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков...................................... 14
1.7. Ответственность коммерческих банков........................... 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций......................................... 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских
гарантий............................................ 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих
банков.........................................................................................................
25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих
банков.........................................................................................................
26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих
банков........................................................................
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
используя ту или иную стандартную форму в конкретном случае, следует
всегда учитывать императивные нормы законодательства, действующего в месте
выдачи гарантии и применимого в качестве материально-правового
регулирования
соответствующих
законодательству Нидерландов, если бенефициаром гарантии выступает
компания, находящаяся в собственности государства, то
банковская гарантия должна соответствовать типовому образцу,
составленному
уполномоченными
числе Центральным банком. Окончательный текст гарантии обязательно должен
представлять собой результат согласования намерений банка-гаранта и
бенефициара. Текст составляется ясным и четким языком, содержит не
двусмысленные положения, соответствующие гарантийным условиям основного
контракта и применимому праву.
Характер положений, записанных в гарантии, зависит от усмотрения
сторон, однако любая банковская гарантия должна включать следующее:
1. ссылку на основной контракт, в соответствии с которым она выдается;
2. срок действия;
3. гарантийную сумму и валюту, в которой она выплачивается;
4. средство и место осуществления платежа;
5. применимое право;
6. порядок разрешения споров;
7. механизм платежа по гарантии.
Механизм выплаты гарантийной суммы составляет сердцевину любой гарантии.
Именно он позволяет объединить различные виды гарантий в две большие
группы:
1. условные гарантии;
2. гарантии по первому требованию.
Срок действия гарантии. По общему правилу гарантия вступает в силу с
момента ее выдачи, однако в ней может быть предусмотрен и более поздний
срок. Требование об уплате гарантийной суммы должно быть заявлено гаранту в
период действия гарантии, поэтому весьма важно точно определить его
окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок
действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи;
для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте
даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения
эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6
месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения
работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. В
соответствии с Унифицированными правилами 1992 г. окончание срока действия
гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом,
что он немного превышает срок действия основного контракта (ст.22).
независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое
существование в результате представления письменного заявления
бенефициара об освобождении гаранта от ответственности (ст.23). В силу
объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока
действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием
такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если
бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве
альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен
немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной
суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же
соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а
бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан
произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий
по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар
может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы доя
давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу
акцессорного характера его обязательства, принципал в этом случае окажется
в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития
событий следует учитывать при выборе деловых партнеров.
Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть
включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного
условия. Унифицированные правила 1992 г. предусматривают, что любой
спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-
гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде той страны,
где находится центр деловой активности гаранта или эмитента (ст.28). Если же
гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит
разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал,
выдавший гарантию или контр гарантию (в случае непрямой гарантии).
Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит
диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по
взаимному согласию. Норма о юрисдикции в Унифицированных правилах 1992
г. отличается от содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с
последними любой спор, возникающий в связи с
гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между гарантом
и бенефициаром. Если же такое соглашение не было достигнуто, то
спор будет
разрешаться исключительно
местонахождения гаранта (ст.11).
Унифицированные правила МТП содержат большей частью материально-
правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения
сторон по гарантийному обязательству. Коллизионно-правовые
нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и
юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы Унифицированных
правил сложились в международной банковской и коммерческой практике и в
настоящее время носят обычно-правовой характер. Но характеристика их
природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая
выражается в следующем. Несмотря на подчинение данной конкретной
гарантии Унифицированным правилам МТП (а это обязательно должно быть
зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны по взаимному согласию
могут отступить от их содержания. Возникает вопрос: если стороны выбрали
применимое право и зафиксировали его в тексте гарантии, то каково
соотношение норм Унифицированных правил и норм избранного сторонами права?
Это, пожалуй, наиболее сложный юридический вопрос. Представляется, что
императивные нормы национального законодательства будут
превалировать над диспозитивными нормами обычно-правового характера. Это
значит, что содержание гарантии не должно противоречить императивным
нормам национального права, избранного сторонами. А также права страны,
чью государственную принадлежность имеют стороны в гарантийном
обязательстве. В случае, если материальных норм международного характера
(Унифицированные правила) недостаточно для разрешения каких-либо
вопросов, применяются диспозитивные материальные нормы соответствующего
национального права.
Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо
иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать
императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия
представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-гарантом, к ней
применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах
гражданского законодательства 1991 г. (ст.165). Банковская гарантия должна
быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными
должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии,
то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть
представлены в письменной форме.
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
3.1. Централизованное
управление деятельностью
Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой
банковской системы является организация процессов управления операциями
банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих
кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства,
поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы
страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской
деятельности,
разрабатываются
кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов,
инструментов и средств достижения поставленных целей.
Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе
динамики макроэкономических показателей, в том числе валового
национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита
госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.
Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих
банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации
комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций
отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые
(административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на
деятельность коммерческих банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или
запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных
и качественных параметров деятельности коммерческих банков. При
использовании административных методов воздействия наиболее широко
Информация о работе Порядок создания и особенности деятельности коммерческого банка