Порядок создания и особенности деятельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо
функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет
реализовывать связи между всеми участниками и составными частями
хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном
начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной
деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики.
Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе,
стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается
лишь благим пожеланием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ.......................................... 5
1.1. Сущность коммерческого банка............................................ 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и
сделки............................................... 9
1.4. Ресурсы коммерческого
банка.............................................. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка... 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков...................................... 14
1.7. Ответственность коммерческих банков........................... 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций......................................... 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских
гарантий............................................ 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих
банков.........................................................................................................
25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих
банков.........................................................................................................
26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих
банков........................................................................
28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая сдать Настюхе.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

применяются следующие  инструменты:

- квотирование  отдельных видов пассивных и  активных операций;

- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных  категорий ссуд и на

привлечение кредитных  ресурсов;

- ограничение  на открытие филиалов и отделений;

- лимитирование  размеров комиссионного вознаграждения,  тарифов за оказание

различных видов  услуг, процентных ставок;

- определение  номенклатуры  операций,  видов   обеспечения,  а также перечня

банков,  допущенных к отдельным видам операций (так называемое

контингентирование).

К экономическим  методам управления совокупным денежным оборотом и

регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование

которых  оказывает  в основном косвенное воздействие и не предполагает

установление  прямых запретов или лимитов.  Выделяются  три основные группы

экономических методов управления налоговые, нормативные  и корректирующие.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в

то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

К нормативным  методам воздействия относятся  использование таких инструментов

воздействия,  как отчисления в фонд регулирования     кредитных ресурсов,

коэффициенты  ликвидности и достаточности банковского капитала,  а также иные

виды отчислений и  коэффициентов,     обязательных  к  исполнению и

устанавливаемых в виде норматива;  к     корректирующим - учетная политика.

В новых условиях основными инструментами реализации установок     денежно-

кредитной политики,  проводимой  Центральным  банком  России, должны

является:

- установление  минимальных резервных требований;

- определение   размеров  рефинансирования коммерческих  банков (установление

учетной ставки и ставки ломбардного - под залог  ценных бумаг - кредита);

- официальные  операции  Центрального  банка   России  по  купле-продаже ценных

бумаг в банковской системе.

     3.2. Обязательные экономические нормативы  для коммерческих банков.

Для обеспечения  экономических условий устойчивого  функционирования

банковской системы  РФ Центральный банк РФ  устанавливает  следующие

экономические нормативы  деятельности  коммерческих банков:

- нормативы достаточности  капитала коммерческого банка;

- нормативы ликвидности  баланса коммерческого банка;

- минимальный размер обязательных  резервов,  депонируемых  в

Центральном банке  РФ;

- максимальный  размер риска  на  одного  заемщика.  При  этом

Центральный банк  применяет нормативы как директивного характера,

обязательные  для выполнения всеми коммерческими  банками, так и оценочные, -

используемые  для анализа их деятельности и  финансового состояния.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию,

производится  Центральным банком по состоянию  на 1  и  16    число каждого

месяца путем  сверки сумм фактически внесенных средств и  подлежащих внесению

(исходя из  остатков на счетах привлеченных  средств, сложившихся в результате

проведения операций по этим счетам,  и действующих  нормативов резервных

требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера

средств, подлежащих резервированию,  и представляет  его  учреждению

Центрального  банка  вместе  с  балансом.  Учреждение Центрального банка

сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных  средств  по

данному банку  с учетом действующих норм минимальных резервных требований.

При их  соответствии  резервные требования считаются  выполненными банком. В

противном случае учреждение Центрального банка в  течение  двух рабочих дней,

не считая этих дат,  производит соответствующий  перерасчет с коммерческим

банком,  возвращая  ему сумму излишка  либо  принимая  от него до отчисления

на сумму недостатка.

До отчисления производятся коммерческим банком платежным  поручением,

представляемым  вместе с расчетом.

Главное управление Центрального банка по  месту  нахождения

корреспондентского  счета  коммерческого  банка может  предоставить ему

отсрочку на внесение средств в счет  обязательных  резервов  с правом

погашения не до взноса,  допущенного на предыдущую дату регулирования при

очередном регулировании.

При этом  в  случае  необходимости  учреждение Центрального банка может по

своему усмотрению произвести сплошную или  выборочную  проверку правильности

составления расчета  коммерческого банка и достоверности  представленных в нем

сведений с  использованием любых документов и материалов, имеющихся у

коммерческого банка.

При временном  недостатке у  коммерческого  банка  ликвидных    средств  для

пополнения  резервного  счета Центральный  банк может     предоставить ему

краткосрочный кредит.  Условия предоставления такого кредита определяются

кредитным договором.

В случае нарушения  коммерческим банком установленных  сроков     внесения

средств на резервный  счет в Центральном банке и  нецелесообразности

предоставления  ему отсрочки и выдачи кредита  на эти цели  учреждение

Центрального  банка может применить к нему экономические санкции в виде

взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный

день просрочки  в течение первых пяти дней, а  затем - в размере 1,0% за каждый

последующий день.

При систематическом  невыполнении банком своих обязательств по резервированию

части привлеченных средств Центральный банк  может  повысить применяемые к

нему нормативы  резервных требований.

Центральный банк может разрешать коммерческим  банкам  полностью или частично

покрывать предъявляемые  к ним резервные требования различными видами

приносящих доход  активов.  Перечень  таких активов,  нормы  и условия

покрытия ими  резервных требований устанавливаются  Центральным банком.

В случае возникновения  у банка внезапной необходимости произвести платежи по

своим обязательствам,  Центральный  банк  может предоставить  ему на срок

часть ликвидных  средств за счет зарезервированных  сумм. При этом в

заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких

случаев;  максимально  допустимая доля от суммы на резервном  счете,

используемая  на эти цели; сроки пополнения требуемых  остатков на резервном

счете; гарантии и санкции.

     3.3. Надзор и аудиторский контроль  за деятельностью коммерческих  банков.

Контроль и  надзор  в  банковской практике представляет собой   комплекс

мероприятий,  направленных на обеспечение регулярного  наблюдения  и

периодических проверок финансово-хозяйственной  деятельности и реорганизации

работы в банке  и его учреждениях.

Контроль и  надзор за операциями банков осуществляется в  следующих основных

формах:

- межгосударственный  контроль;

- государственный  контроль;

- аудиторский  контроль;

- учредительский  контроль (для паевых и акционерных  банков).

Основными видами  государственного  контроля за деятельностью    банков

являются:

- внутриведомственный  контроль;

- межведомственный  контроль;

- региональный  контроль;

- вневедомственный  контроль.

Для реализации  каждого  из  видов  государственного контроля создаются

соответствующие контрольные  органы.  Так,  внутриведомственный контроль за

деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными

ведомствами:

-Центральным  банком России,  являющимся основным  субъектом государственного

контроля и  надзора в банковской системе;

-Министерством финансов России и его региональными учреждениями.

Среди целей  организации государственного контроля  и  надзора за банковской

деятельностью можно выделить:

- проверку соответствия  деятельности  банковских  учреждений    действующему

законодательству;

- оценку степени  риска операций отдельных банков,  их группировок, секторов;

- проверку состояния  ликвидности баланса, ликвидности  активов и ликвидности

контролируемого банка;

- контроль и  анализ прибыльности банковских  операций,  структуры доходов  и

расходов банка;

- проверку фискальной  и социальной  защиты  работников  банка.

В банковском  законодательстве фиксируются следующие  основные    моменты

организации государственного банковского контроля:

- банковские  учреждения и специализированные  кредитно-финансовые институты

обязываются предоставлять  любую необходимую  информацию в  соответствующий

контролирующий  орган;

- устанавливаются  механизм, порядок и сроки проверки  банков;

- определяются  основные  нормативные  методы  регулирования,

обязательность  соблюдения контрольных и желательность оценочных

коэффициентов;

- в самом общем  виде разрабатываются порядок  и  периодичность

предоставления  различных форм отчетности,  причем конкретное содержание этих

форм не фиксируется.

Комитет по  делам  банков создается для согласования деятельности и

разработки основных  направлений  и  форм  регулирования  и    контроля за

деятельностью банков.  Может создаваться в  качестве самостоятельной

организации либо  при  Правлении  Центрального  банка России.

Среди наиболее важных направлений деятельности  Комитета  по   делам банков

можно выделить:

- определение  направлений деловой политики  коммерческих банков;

Информация о работе Порядок создания и особенности деятельности коммерческого банка