Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:59, курсовая работа
Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо
функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет
реализовывать связи между всеми участниками и составными частями
хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном
начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной
деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики.
Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе,
стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается
лишь благим пожеланием.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ.......................................... 5
1.1. Сущность коммерческого банка............................................ 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и
сделки............................................... 9
1.4. Ресурсы коммерческого
банка.............................................. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка... 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков...................................... 14
1.7. Ответственность коммерческих банков........................... 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций......................................... 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских
гарантий............................................ 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих
банков.........................................................................................................
25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих
банков.........................................................................................................
26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих
банков........................................................................
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
применяются следующие инструменты:
- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
- введение потолков
(или лимитов) на выдачу
привлечение кредитных ресурсов;
- ограничение
на открытие филиалов и
- лимитирование
размеров комиссионного
различных видов услуг, процентных ставок;
- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня
банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое
контингентирование).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и
регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование
которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает
установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы
экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в
то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.
К нормативным
методам воздействия относятся
использование таких
воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов,
коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные
виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и
устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.
В новых условиях
основными инструментами
кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны
является:
- установление
минимальных резервных
- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление
учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);
- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных
бумаг в банковской системе.
3.2.
Обязательные экономические
Для обеспечения
экономических условий
банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие
экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в
Центральном банке РФ;
- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом
Центральный банк
применяет нормативы как
обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, -
используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.
Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию,
производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого
месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению
(исходя из
остатков на счетах
проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных
требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера
средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению
Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка
сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по
данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.
При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В
противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней,
не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим
банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления
на сумму недостатка.
До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением,
представляемым вместе с расчетом.
Главное управление Центрального банка по месту нахождения
корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему
отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом
погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при
очередном регулировании.
При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по
своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности
составления расчета
коммерческого банка и
сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у
коммерческого банка.
При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для
пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему
краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются
кредитным договором.
В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения
средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности
предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение
Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде
взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный
день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый
последующий день.
При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию
части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к
нему нормативы резервных требований.
Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично
покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами
приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия
покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.
В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по
своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок
часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в
заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких
случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете,
используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном
счете; гарантии и санкции.
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.
Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и
периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации
работы в банке и его учреждениях.
Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных
формах:
- межгосударственный контроль;
- государственный контроль;
- аудиторский контроль;
- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).
Основными видами государственного контроля за деятельностью банков
являются:
- внутриведомственный контроль;
- межведомственный контроль;
- региональный контроль;
- вневедомственный контроль.
Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются
соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за
деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными
ведомствами:
-Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного
контроля и надзора в банковской системе;
-Министерством финансов России и его региональными учреждениями.
Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской
деятельностью можно выделить:
- проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему
законодательству;
- оценку степени
риска операций отдельных
- проверку состояния
ликвидности баланса,
контролируемого банка;
- контроль и
анализ прибыльности
расходов банка;
- проверку фискальной и социальной защиты работников банка.
В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты
организации государственного банковского контроля:
- банковские
учреждения и
обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий
контролирующий орган;
- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;
- определяются основные нормативные методы регулирования,
обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных
коэффициентов;
- в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность
предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих
форм не фиксируется.
Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и
разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за
деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной
организации либо при Правлении Центрального банка России.
Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков
можно выделить:
- определение направлений деловой политики коммерческих банков;
Информация о работе Порядок создания и особенности деятельности коммерческого банка