Порядок создания и особенности деятельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо
функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет
реализовывать связи между всеми участниками и составными частями
хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном
начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной
деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики.
Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе,
стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается
лишь благим пожеланием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ.......................................... 5
1.1. Сущность коммерческого банка............................................ 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и
сделки............................................... 9
1.4. Ресурсы коммерческого
банка.............................................. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка... 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков...................................... 14
1.7. Ответственность коммерческих банков........................... 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций......................................... 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских
гарантий............................................ 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих
банков.........................................................................................................
25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих
банков.........................................................................................................
26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих
банков........................................................................
28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая сдать Настюхе.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

- планирование  функционирования банковской системы  в целом;

- определение  и пересмотр прямых количественных  ограничений банковских

операций;

- решение вопросов  организации новых кредитных  учреждений  и   регулирование

процессов развития банковской сети;

- вопросы согласования  банковской политики;

- организация   и  совершенствование системы  страхования банковских депозитов;

- организация  и совершенствование системы  банковского надзора.

Надзор за  деятельностью  коммерческих  банков  осуществляют Главные

управления Центральный  банк РФ по месту их нахождения, а  также Главное

управление по работе с коммерческими банками.  При этом  контролируется

соблюдение банками  обязательных экономических нормативов, правильность

применения банковского  законодательства и нормативных  актов Центрального

банка РФ.

Во исполнение этих функций может быть назначена  сплошная или     выборочная

проверка операций коммерческих банков.  В целях обеспечения функций по

надзору коммерческие банки  обязаны  представлять    учреждению  Центрального

банка по месту  своего нахождения балансы,     планы, отчеты и другие

документы, необходимые  для определения правильности ведения кредитно-

расчетных операций.

Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк  принять меры,

необходимые для  достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных

средств,  осуществить  изменения  структуры активов, а  также использовать

другие полномочия.

Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии  с

Правилами,  установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют  в печати

годовой баланс и отчет о прибылях и убытках  после  подтверждения ревизионной

комиссией или  уполномоченной аудиторской службой  достоверности представленных

в них сведений.

Региональные  управления  Центрального  банка  РФ ежеквартально направляют

Главному управлению по  работе  с  коммерческими  банками информацию о

результатах анализа  деятельности коммерческих банков, соблюдении ими

установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях,  принятых

мерах и запросах, требующих централизованного решения.

Для обеспечения  стабильности банковской системы качественного  анализа и

надзора за ее работой  Центральный банк РФ  создает   информационную  базу

данных по коммерческим банкам.  С этой целью     Главное управление по работе

с коммерческими  банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют

сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков,  динамику

соблюдения  ими     экономических нормативов,  и другие показатели работы

коммерческих     банков. Указанная информация носит  конфиденциальный

характер.

Аудиторский контроль  представляет собой форму независимого,     нейтрального

контроля за деятельностью банков и иных кредитных  учреждений. Он

осуществляется  в двух основных формах:

- внешний аудит;

- внутренний  аудит.

Внешний аудит  банковской деятельности осуществляется на  договорной платной

основе специализированными  аудиторскими организациями,  обладающими

соответствующей лицензией  Центрального  банка России, или физическими лицами

- независимыми  частными аудиторами, также получившими  лицензию. В целях

координации и  согласования деятельности  аудиторских  организаций создаются их

различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

Руководство банка  и его работники обязаны предоставить аудиторам всю

необходимую документацию.  Кроме  того,  аудиторы  имеют  право присутствовать

на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по

любому вопросу  проверки у  сотрудников банка.

По результатам  проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается

оценка состояния  учета, внутреннего контроля и достоверности  отчетности

проверяемого  банка, соблюдения законодательства и  правильности отношений с

бюджетом, на основании  чего аудиторами принимается решение об утверждении или

отказе  от  утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В

случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан  в  месячный

срок устранить  отмеченные  недостатки и представить  исправленный отчет на

повторное подтверждение.

Основанием для  отказа аудиторов от подтверждения  достоверности отчетности

могут служить:

- выявление серьезных  недостатков в работе банка;

- оказание давления  на аудиторов;

- отсутствие  подтверждающей достоверность отчетности документации.

Внутренний аудит  представляет  собой форму менеджериального, управленческого

контроля,  для  осуществления которого в банке  создается специальное

подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность данного отдела

строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной

правлением.

Основными функциями  данного подразделения являются:

- контроль за  правильностью реализации подразделениями  указаний руководства;

- выявление   узких  мест в деятельности  банка и его отдельных служб и

подразделений;

- проведение  специальных исследований по  поручению правления;

- проверка и  обеспечение безопасности хранения  материальных и     финансовых

ценностей;

- предоставление  информации внешним аудиторам.

По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные

недостатки и  разрабатываются рекомендации по  устранению  каждого из них.

Протокол направляется председателю правления.

Контроль учредителей  за деятельностью банка осуществляется в нескольких формах:

- контроль наблюдательного совета за деятельностью правления;

- контроль ревизионной  комиссии за деятельностью банка  в целом;

- контроль акционеров.

Акционеры имеют  право на  прямой  контроль  за  деятельностью    банка,

заключающийся  в получении необходимой информации от руководства предприятия

о результатах  его деятельности за истекший финансовый год перед собранием

акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым  документам.

Руководство банка  обязано периодически информировать  акционеров (пайщиков) о

состоянии дел  в банке, в том числе путем  рассылки    информационных листков.

    

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог  выше изложенного можно сделать  определенные выводы.

Коммерческий  банк - это особое явление в  хозяйственной  жизни,

специфическое предприятие.  Он выступает в роли и торгового, и

посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия.

Современный банк - это универсальное предприятие.

Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными  актами

Центрального  банка России. Процесс этот непрост и требует не    только

желания учредителей  создать банк, но и тщательной подготовки всех документов,

носящих правовой характер,  соблюдения требований    Центрального банка,

предъявляемых им при регистрации банка.

Правовое регулирование  деятельности коммерческих банков находится в

становлении,  поэтому государству необходимо более  активно вести свою

деятельность  по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных

основ для их деятельности.

Для Центрального банка России как регулятора деятельности коммерческих банков

принципиальной  установкой должен стать приоритет    национальных, а не

коммерческих  целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности.

Центральный банк России не должен непосредственно участвовать  в кредитовании

предприятий.

Острейшим вопросом  остается  совершенствование структуры  коммерческих

банков.  Деятельность банков  и  их  конечные  результаты    нельзя отрывать

от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки допускают

серьезные нарушения финансовой  дисциплины,   усугубляющие инфляционные

процессы.  За это,  а также за отклонение от принципов кредитования

материального производства надо  отзывать    лицензии на совершение

банковских операций и переводить такие банки в  разряд дочерних банков или

филиалов.  Здесь  важна  позиция  Центрального банка  России.

В целом следует  отметить тот факт, что новая банковская система

функционирует,  и в ней работает не мало преданных  своему  делу,

инициативных  и смелых российских банкиров.  Большую роль в создании в нашей

стране современной  банковской системы может и  должно  сыграть творческое

осмысление  и  использование  богатого зарубежного  опыта в данной сфере.

    

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г.

2. "Гражданский  кодекс Российской Федерации" - части I и II от 23.12.95 г.

3. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство  и экономика.

Москва, 1995 г. №5.

4. Закон Российской  Федерации  "О  Центральном   банке  РФ"  от       2.12.91 г.

5. Закон  Российской  Федерации "О банках и банковской  деятельности в

РСФСР" от 2.12.91 г.

6. Закон Российской  Федерации "О предприятиях  и  предпринимательской

деятельности" от 25.12.91 г.

7. Инструкция  Центрального банка России №1 "О  порядке  регулирования

деятельности  коммерческих банков" от 30.04.92 г. (с  изменениями от 17 марта,

28 мая, 7 июля  и от 30 июля 1993 г.).

8. Лаврушина  О.И.  "Банковское дело",  Банковский  и биржевой центр,

1992 г.

9. Методические  указания "О создании и деятельности коммерческих банков на

Информация о работе Порядок создания и особенности деятельности коммерческого банка