Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание

Обычно под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Само слово "инвестиция" (англ. - investment) означает "капиталовложение". Согласно российскому законодательству под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в РФ"...4
Международные двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций………………………………………………………………...8
Формы иностранных инвестиций, система допуска иностранного капитала…………………………………………………………………..13
Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями…………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России.docx

— 46.13 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ. 

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в РФ"...4
  2. Международные двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций………………………………………………………………...8
  3. Формы иностранных инвестиций, система допуска иностранного капитала…………………………………………………………………..13
  4. Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями…………………………………………………………….18

 Заключение……………………………………………………………………..23

Список  использованной литературы…………………………………………25

 

ВВЕДЕНИЕ  

     Правовое  регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях и может осуществляться посредством как региональной, так и универсальной унификации.

     Обычно  под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц  одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью  извлечения прибыли. Само слово "инвестиция" (англ. - investment) означает "капиталовложение". Согласно российскому законодательству под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация).

Чаще  всего такое регулирование опосредуется путем заключения двусторонних соглашений о защите капиталовложений или об устранении двойного налогообложения. Причина распространения двусторонних соглашений состоит в том, что  двум государствам бывает легче обеспечить единообразное регулирование таких  вопросов, как определение круга  инвесторов, допуск иностранных физических и юридических лиц к хозяйственной  деятельности, закрепление определенного  режима для иностранных инвесторов, — чем решать эти вопросы, посредством  универсальной унификации, учитывая правовые позиции разных государств.

      Инвестиции  предназначены для поднятия и  развития производства, увеличения его  мощностей, технологического уровня. Наверняка  многие понимают, что без инвестиций государству в наше время непросто выжить. Прежде, лет 20 назад, об иностранных инвестициях мало кто знал. Не было огромного потока иностранных инвестиций, как сейчас. Потому проблема инвестиций в нашей стране актуальна. Эта проблема важна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно сделать много прибыли, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок – один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и в то же время не потерять свои деньги.

      Для начала необходимо перечислить, что  относится к источникам правового  регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. В первую очередь, естественно, назван сам Закон  «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. Во-вторых, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. Не секрет, что регулирование иностранных  инвестиций должно быть нацелено на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство. 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ  В РФ"
 

     Закон Российской Федерации "Об иностранных  инвестициях" является основным источником права в рассматриваемой области  отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём  круга регулируемых отношений, а  также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной  власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого  акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции  регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений.

     Из  недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях" необходимо отметить следующие: Во-первых чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.

Во-вторых - многие положения Закона оказались  устаревшими практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на то государственном органе". Статья16.

Сама  идея правовой нормы, предписывающей регистрацию "там, или в другом месте" исключает  возможность её использования в  целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свидетельствовать  лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не представлял, или  имел неправильное представление о - 9 возможных способах регулирования  данной области отношений.

     Эта формулировка привела в последствии к некоторой неопределённости в процессе практической регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему было призвано постановление Правительства РФ "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г., предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными инвестициями сначала в местных органах власти, а за тем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности совместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься с регламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то, возможно указанного недостатка можно было бы избежать. В-третьих, Закон лишь только касается вопросов, связанных с учреждением и деятельностью филиалов и представительств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионных договоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных форм организации предпринимательской деятельности требует подробной регламентации, или хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными актами.

     За  пределами регулирования Закона "Об иностранных инвестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных  инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы, связанные  с функционированием так называемых договорных форм совместных предприятий (contractual joint ventures) , соглашений о разделе продукции (production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы не рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.

     Кроме того, очевидно, что закон об иностранных  инвестициях может действовать  только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности  на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении.

Вместе  они должны формировать единую государственную  инвестиционную политику.

     При работе над совершенствованием правового  регулирования иностранных инвестиций представляется целесообразным учитывать  весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях, начиная  с периода, когда законы об иностранных  инвестициях впервые появились  в развивающихся странах, чтобы  избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы.

     Основываясь на опыте правового регулирования  иностранных инвестиций промышленно  развитых стран в современных  условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной  из таких проблем в конспекте  развития отечественного законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования  инвестиционного права.

     Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку, таким образом, определяется круг правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.

Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных  и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты  предпринимательской и других видов  деятельности в целях получения прибыли (дохода)." Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестиции являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) на территории другого государства.

     Даваемый  в законодательных актах и  международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и  соответствующие имущественные  права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации  или любые другие формы участия  в товариществах, предприятиях, в  том числе и в совместных; право  требования по денежным средствам, которые  вкладываются для создания экономических  ценностей, или услугам, имеющим  экономическую ценность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе промышленную) собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же группу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау".

     Международные соглашения распространяются как на капиталовложения, так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в качестве прибыли  или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и  техническое обслуживание, а также  других вознаграждений.

     Точное  определение понятия "иностранные  инвестиции" имеет важное значение не только в целях внутригосударственного регулирования, но также и для участия России в различных международных конвенциях по иностранным инвестициям.

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
 

     Совершенно  очевидно, что в настоящий момент ситуация в сфере правового регулирования  иностранных инвестиций такова, что  невозможно игнорировать усиление внимания к международно-правовому аспекту  этой проблемы. Конституция РФ закрепила  положение о том, что принципы и нормы международного права  и международные договоры России являются неотъемлемой частью её правовой системы, имеют прямое действие и  подлежат применению государственными органами. Закон "Об иностранных  инвестициях в РСФСР" закрепляет приоритет международного права в РФ. В статье 5 говориться, что "если международным договором, действующим на территории РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР, применяются правила международного договора".

     Многие  недостатки российского Закона об иностранных  инвестициях могут быть компенсированы за счёт положений двусторонних международных  договоров, направленных на поощрение  и защиту иностранных инвестиций. Россия участвует в более чем  десяти таких соглашениях как  правопреемник СССР. Специально в  отношении двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций МИД РФ в декабре 1991 года подписал ноту, в соответствии с которой  Россия принимает на себя права и  обязанности по международным договорам, заключённым СССР.

В отношении  инвесторов из стран, с которыми заключены  двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения  о режиме инвестиций установленные  этими соглашениями.

Гарантируя  предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, государство  обязуется обеспечивать в отношении  их капиталовложений и связанной  с ними деятельности справедливый и  равноправный режим. В соответствующей норме соглашений выражается стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а также благожелательно и не дискриминационно относиться к иностранным инвесторам в части их прав на владение,

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций