Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание

Обычно под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Само слово "инвестиция" (англ. - investment) означает "капиталовложение". Согласно российскому законодательству под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в РФ"...4
Международные двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций………………………………………………………………...8
Формы иностранных инвестиций, система допуска иностранного капитала…………………………………………………………………..13
Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями…………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России.docx

— 46.13 Кб (Скачать документ)

управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений.

     Данное  обязательство содержится в тех  положениях соглашений, где речь идет о предоставлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования  или национального режима.

О режиме наибольшего благоприятствования  говориться в большинстве соглашений (с Великобританией, ФРГ, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией).

     В то же время Советский Союз в ряде заключенных соглашений (с Францией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и др.) обязался в дополнение к  режиму наибольшего благоприятствования  предоставлять иностранным инвесторам "по мере возможности" и в соответствии с действующим законодательством" также национальный режим.

О национальном режиме прямо говорится в соглашениях  с США, Великобританией.

     В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно предоставляют  инвестору возможность выбора указанных  выше двух режимов, оставляют в то же время "за собой право устанавливать  или сохранять в соответствии со своим действующим законодательством  ограниченные изъятия из национального  режима" (ст. 3 Соглашения от 14 декабря 1990 г.) Сложнее формулировки по этому  вопросу в Договоре с США.

В нем  под национальным понимается режим, который, по крайней мере, является таким же благоприятным, как лучший из наиболее благоприятного режима, предоставляемого стороной государственным предприятиям, другим компаниям или гражданам этой стороны в аналогичных обстоятельствах (ст. 1) . Анализируя Договор, можно прийти к выводу, что национальный режим предоставляется взаимно с определенными изъятиями. Кроме того, предусмотрено, что российским инвестициям будет предоставляться в любом штате США такой режим, который предоставляется капиталовложениям граждан США, проживающим в других штатах.

     Возможность предоставления национального режима не исключает введения ограничений  для иностранного инвестора заниматься определенными видами деятельности. Кроме того, для некоторых видов деятельности может быть установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монополией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься. В этой связи можно привести пример из законодательной практики России. Во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня 1993 г. "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г. соответствующее постановление. В нем было предусмотрено, что государственная монополия будет осуществляться посредством системы мер, которые распространяются на предприятия, осуществляющие соответствующие виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями.

     В то же время национальный режим не исключает создание в определенных случаях льготного режима, установление отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностранного капитала. В этих областях иностранные инвесторы  могут получать дополнительные льготы.

Особенностью  соглашений о защите иностранных  инвестиций является то, что они  обеспечивают регулирование не только отношений между государствами  участниками соглашения, но так же и отношений с иностранным частным инвестором одного из государств - стороны в соглашении в рамках национальной системы права. Наличие такого неоднородного субъектного состава может послужить основанием для того, чтобы при разрешении спора между государством и частным инвестором применялись общие принципы и нормы международного права.

     Эта позиция находит подтверждение  в том, что отсылка к нормам и принципам международного права, как правило, содержится в той  части двусторонних соглашений, которая  касается порядка разрешения инвестиционных споров. Здесь предусматривается  рассмотрение дел в международном  арбитраже, который принимает решения  исходя как из положений двустороннего  соглашения, так и руководствуясь нормами международного права. В  настоящий момент проблема применения норм международного права в рамках национальной системы права является предметом дискуссий, и поэтому  её изучение требует тщательного  анализа при участии специалистов международного права.

     Не  менее значимым при рассмотрении вопроса об участии России в международных  двусторонних соглашениях по иностранным  инвестициям является определение  понятий "национализация" и "экспроприация", которые в двусторонних соглашениях  носят собирательное значение, так  как под этими мерами подразумевается  не только сам акт национализации, но также и любые иные акты, результатом  которых являются принудительное изъятие, отчуждение инвестиций, а также действия государства, которые могут рассматриваться как фактически осуществлённая национализация или экспроприация. (Например, замораживание счетов, запрет перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и т.д.). Двусторонние соглашения запрещают совершение подобных действий. В соответствии с двусторонними соглашениями национализация инвестиций признаётся сторонами законной, то есть не рассматривается как нарушение норм и принципов международного права, если она осуществляется в общественных интересах, в соответствии с установленным законодательством порядком и на не дискриминационной основе. Последнее означает, что в качестве основания для принятия меры к иностранному инвестору не рассматривается его национальность или государственная принадлежность, если речь идёт о юридическом лице. При этом признание актов национализации законными может касаться как актов индивидуального действия национализация имущества конкретного инвестора, так и актов, принятых в порядке реструктуризации экономики, национализация целых отраслей экономики или категорий предприятий, например, банков.

     Двусторонние  соглашения в случае проведения такого рода национализации обязывают договаривающееся государство выплатить сумму  компенсации. В соглашениях также  предусматривается порядок выплаты  и порядок расчета суммы компенсации.

 

  1. ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ, СИСТЕМА ДОПУСКА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА.

   Рассматривая  вопросы законодательного регулирования  иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальной необходимость  принятия системы до пуска иностранного капитала, которая подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы  отношений в странах с раз  витой рыночной экономикой.

   Закон "Об иностранных инвестициях в  РФ" предусматривает осуществление  иностранных инвестиций "путём  долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ...; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав". (ст. 3) .

     Законом предусмотрены различные формы  сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, все регулирование  иностранных инвестиций было практически  сведено к установлению порядка  регистрации СП. Это существенно  сузило сферу применения закона и, в  конечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных инвесторов. Последующее появление отдельных правовых актов (Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 7.10.93., предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения с Дойче Банком иностранных инвестиций для развития Тюменской области, Указ Президента РФ от 22.12.93. "О вопросах соглашений о разделе продукции при пользовании недрами", практика государственных органов, осуществляющих регистрацию предприятий с иностранными инвестициями, в частности Российского Агентства международного сотрудничества и развития, ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреждаемых предприятий с иностранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российских акционерных обществ.) свидетельствует о том, что в России существует объективная потребность в законодательном регулировании не только деятельности совместных предприятий, но также и других правовых форм осуществления иностранных инвестиций.

     Определенную  роль в привлечении иностранных  инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100-процентным - 17 иностранным  участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с российскими  организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. Для российской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупных предприятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка, следует лицензировать (Постановлением Правительства РФ N 1418 от 24.12.94 г. в ряде отраслей введена лицензионная система регулирования хозяйственной деятельности, которая распространяется и на иностранных инвесторов). В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего за характером слияний и поглощений. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"" от 25.05.95 г. распространяет свое действие на все хозяйствующие субъекты, следовательно, и на операции иностранных фирм.

     Инвестиционное  законодательство прямо предусматривает  возможность участия иностранных  инвесторов в приватизации (ст. 37 Закона). Приобретая пакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, на инвестиционных конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры купли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаются определенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этих предприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороны при невыполнении инвесторами данных обязательств.

     "Предоставление  иностранным инвесторам прав  на разработку и освоение природных  ресурсов и проведение хозяйственной  деятельности, связанной с использованием  объектов, находящихся в государственной  собственности, но не переданных  предприятиям, учреждениям, организациям  в полное хозяйственное ведение  или оперативное управление, осуществляется  на основе концессионных договоров" (ст. 40 Закона).

     Соглашения  о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная  фирма, берущая на себя обязательства  осваивать разработку определенного  природного ресурса, расплачивается с  принимающей стороной частью добытой  продукции (осуществляется "раздел продукции"). В связи с этим используется особый налоговый режим, предусматривающий замену налогов, пошлин и других обязательных платежей распределением произведенной продукции между инвестором и РФ, субъектами РФ.   Рассмотренные отношения регулируются принятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях, о разделе продукции", который, однако, не соответствует Закону "О недрах" по весьма существенным вопросам: 1) о природе возникающих прав (контракт или разрешение); 2) платы за пользование недрами; 3) прекращения действия соглашений и лицензий и многом другом.

     Механизм  регулирования законодательства об иностранных инвестициях должен быть нацелен на оценку вклада, вносимого  иностранным инвестором, и возможного влияния инвестиции на состояние  рыночных отношений. Как показывает опыт принятия законов об иностранных  инвестициях в промышленно развитых странах, достижение этих целей и  обеспечивается с помощью системы  допуска иностранного капитала.

     При реализации системы допуска иностранного капитала целесообразным представляется установление порядка регистрации  инвестиций, не юридического лица - иностранного инвестора, с его субъективными  правами, а непосредственно самих  инвестиций. Регистрация юридических  фактов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа материальных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. приносить прибыль, является государственным регулированием инвестиций, а критерии, согласно которым соответствующий компетентный орган государства будет принимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чётко закреплены в законодательстве об иностранных инвестициях.

     В Законе "Об иностранных инвестициях  в РФ" содержится лишь указание на то, что регистрацию совместных предприятий  осуществляет Министерство Финансов России или иной уполномоченный орган. Потребность  в такого рода учреждении привела к появлению Указа Президента РФ "О Российском агентстве международного сотрудничества и развития" от 14.08.92 (Собрание актов Президента и Правительства. 1992 год). Позже, в соответствии с Указом Президента "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (Российская газета. 11.04.94.) РАМСИР было передано в ведение Министерства Внешнеэкономических связей РФ с преобразованием в государственное учреждение при этом министерстве.

     Сам факт учреждения такого числа государственных  органов свидетельствует об искреннем  намерении Правительства способствовать привлечению иностранного капитала в Россию, но, к сожалению, статус и функции создаваемых структур не определён достаточно чётко, что  само по себе способно ввести в заблуждение  не только иностранных инвесторов.

     Всё же, следует отметить, что на сегодняшний  день регулирование процесса привлечения  иностранных инвестиций приобретает  всё более упорядоченные формы, и с целью усовершенствования этого механизма при Министерстве экономики России создан ряд органов: - Государственная регистрационная  палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом  и аккредитацией представительств иностранных компаний; Российский федеральный  центр проектного финансирования и  консультационно-технического содействия, который выполняет следующие  функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в  том числе и по использованию  кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства Российской Федерации; выполняет пред инвестиционные исследования; разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно-консультационное сопровождение инвестиционных проектов. Координация работы этих организационных структур возложена на Министерство экономики РФ и в его составе на Департамент международного инвестиционного сотрудничества.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций