Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание

Обычно под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Само слово "инвестиция" (англ. - investment) означает "капиталовложение". Согласно российскому законодательству под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в РФ"...4
Международные двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций………………………………………………………………...8
Формы иностранных инвестиций, система допуска иностранного капитала…………………………………………………………………..13
Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями…………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России.docx

— 46.13 Кб (Скачать документ)

Несомненно, передача вышеуказанных полномочий Министерству экономики РФ явилась  шагом вперёд в ходе становления  структуры государственных органов, представляющих Россию в отношениях с иностранными инвесторами, но, тем  не менее, в целях дальнейшей стабилизации этих отношений в будущем законе об иностранных инвестициях статус этих организаций должен быть закреплён  окончательно.

 

  1. ФИЛИАЛЫ И  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ  С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.
 

   Одним из способов осуществления иностранных  инвестиций согласно ст. 3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" является "создание предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных  юридических лиц". Закон РФ подчиняет  порядок открытия филиалов процедуре, установленной для случаев создания предприятий с иностранными инвестициями.

   Определяющими, с точки зрения вопросов статуса  филиалов иностранных предприятий, следует считать ст. 12,16,17 и 24 Закона. Ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ", имеющая заголовок "Организационно-правовые формы и виды предприятий с иностранными инвестициями", содержит 2 абзаца, первый из которых определяет организационно-правовые формы предприятий с иностранными инвестициями, (в настоящий момент этот пункт следует трактовать исходя из положений Гражданского Кодекса РФ. Части первой.) а во втором абзаце перечисляются виды предприятий с иностранными инвестициям. При этом, не называя напрямую перечень правовых категорий в главе "Виды предприятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд ставит как "предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (СП), "Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам", так и их филиалы, включая филиалы иностранных юридических лиц.

     Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предприятий и филиалов иностранных  юридических лиц, ст. 16 Закона устанавливает, что 

« Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется... для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц при наличии следующих документов... (перечень). » Согласно ст. 17 Закона предприятие с иностранными инвестициями "приобретает право юридического лица с момента регистрации". Здесь положения Закона вступают в противоречие с действующим гражданским законодательством, наделяя филиалы правомочиями и статусом юридического лица с обязательной регистрацией как основанием возникновения право субъектности этих образований. Указанный подход остался в правотворческой практике со времён регулирования деятельности СП в бывшем СССР, когда филиалы СП наделялись статусом юридического лица.

     Таким образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", провозглашая национальный режим для предприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этот недостаток. И если предположить, что филиалы предприятий с иностранными инвестициями наделяются правами юридического лица и учреждаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам собой - 21 напрашивается вопрос о том, какая разница существует в правовом положении этих предприятий и их филиалов.

     Заставляет  обратить на себя внимание и практический аспект открытия филиалов и представительств предприятий с иностранными инвестициями. В РФ продолжает действовать Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных Постановлением Совета Министров СССР N1074 (Собрание Постановлений СовМина СССР N1,1991 год.), которое предусматривает, что инофирмы могут открывать свои представительства с особого разрешения уполномоченного органа. При этом указывается, что разрешения могут выдаваться инофирмам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы советские организации, в частности, "с известными у себя в стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших себя в качестве партнёров советских организаций", с "заключившими с соответствующими советскими организациями крупно масштабные сделки", с "имеющими большой товарооборот с советскими организациями". Приведённый перечень инофирм, которым, согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на открытие представительства, является примером перечня критериев, которыми обычно руководствуется регулирующий орган государства при принятии решения о допуске иностранного капитала в страну, т.е. оцениваются возможности иностранной фирмы и потребности в иностранном капитале в данной сфере его приложения.

     Если  Закон "Об иностранных инвестициях  в РФ" хотя бы касался процедуры  открытия филиалов предприятий с  иностранными инвестициями, то в отношении  представительств такой нормативный  акт отсутствует, и на практике местные  органы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрацию представительств иностранных юридических лиц  в т.ч. и некоммерческих организаций.

     Требование  регистрации открытия филиала или  представительства вступает в противоречие с действующим гражданским законодательством, согласно которому филиалы и представительства, в том числе и иностранных  фирм, могут осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениями которых они  являются. Такой подход в принципе подтверждается действующими ведомственными нормативными актами в области налогообложения  и валютного регулирования, а  также рядом двусторонних соглашений об избегании двойного налогообложения. (Например, договор между Россией и США "Об избегании двойного налогообложения и предотвращения уклонения о налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.93. ст5.) К числу ведомственных нормативных актов, принятых в развитие Закона "Об основах налоговой системы РФ" от носится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993 года "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (Российские Вести 1993 год. N5.) , которая признаёт в качестве плательщиков налогов на прибыль любые иностранные юридические лица, действующие на территории РФ через постоянное представительство, при этом под представительством юридического лица понимается бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место осуществления деятельности. Инструкция разграничивает понятия представительства и предприятия с иностранными инвестициями. Следует подчеркнуть, что в соответствии с этой инструкцией для целей налогообложения факт регистрации представительства инофирмы значения не имеет.

     Из  вышеприведенных положений налоговой  инструкции следует, что представительства  иностранных фирм могут выполнять  свои функции не обременяя себя заботами о регистрации, что соответствует требованиям современного делового оборота, интересам Бюджета России и соображениям здравого смысла.

Открытие  филиала или представительства  иностранного юридического лица в принципе не может само по себе рассматриваться  как инвестирование капитала и не должно, таким образом, попадать под  действие Закона об иностранных инвестициях.

     Дело  в том, что когда речь идёт об инвестировании, предполагается, что лицо - инвестор - предоставляет некоторое имущество, которым он владеет на законном основании, с целью последующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала или  представительства иностранной  фирмы является одной из форм осуществления  внешнеэкономической деятельности иностранных юридических лиц  на территории Российской Федерации  и может быть не связано с капиталовложениями, а иметь целью облегчение заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёрами.

     Аккредитация  не влечёт за собой создания нового юридического лица, и для осуществления  внешнеэкономической деятельности фирме достаточно назначить своего представителя, который может быть избран из числа российских граждан  или юридических лиц. Для заключения сделок и осуществления других полномочий представителю выдаётся доверенность.

     На  сегодняшний день аккредитацию представительств осуществляет Торгово-промышленная Палата РФ или Регистрационная Палата при  Министерстве Экономики России. Для  аккредитации представительства иностранной фирмы необходимо предоставить следующие документы: устав компании, документ, подтверждающий факт регистрации компании, решение об открытии представительства, доверенность, выданная компанией своему представителю (физическому или юридическому лицу), справка из банка, подтверждающая платёжеспособность компании и рекомендации фирм -российских партнёров компании. Срок рассмотрения документов для принятия решения - не более двух месяцев.

     В случае открытия филиала или представительства  иностранного юридического лица задача государства заключается в том, чтобы обеспечить стабильность торгового  оборота путём защиты интересов  добросовестных его участников. С  этой целью и должны быть приняты  новые нормативные акты, регламентирующие порядок открытия филиалов и представительств.

     Государство с помощью процедуры аккредитации как бы фиксирует положение вещей  на определённый момент времени, таким  образом удостоверяя, что иностранное юридическое лицо в действительности существует, и его финансовое положение заслуживает доверия. Органы государства и после процедуры аккредитации, как правило, продолжают осуществлять контроль за деятельностью иностранного юридического лица, ведь для российских участников торгового оборота могут пройти незамеченными изменения финансового состояния иностранного контрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или иным основаниям.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проблем, связанных с ситуацией  в сфере правового регулирования  иностранных инвестиций в России, можно попытаться сделать некоторые выводы.

     Налицо  очевидная потребность в ускорении  и завершении работы законодательных  органов по подготовке новой законодательной  базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику России. Хочется отметить некоторые важные положения в  проекте закона "О внесении изменений  и дополнений в закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РФ", которые направлены на улучшение  инвестиционного климата для  зарубежных инвесторов. Помимо закрепления национального режима для осуществления капиталовложений за изъятиями, которые могут быть введены только федеральными законами; вводится пятилетняя отсрочка для применения положений новых законодательных и правовых нормативных актов, ухудшающих условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями, которые действуют в отраслях материального производства (с вкладом зарубежного партнера не менее 100 тыс. долл. США и не менее 30% уставного капитала). Определяется конкретный федеральный орган исполнительной власти по координации государственной деятельности по привлечению, защите и эффективному использованию иностранных инвестиций, являющийся, по сути, единым органом в сфере международного инвестиционного сотрудничества.

     Как объект инвестиций российская экономика  потенциально обладает рядом привлекательных  особенностей для иностранных компаний и предпринимателей. Среди них - ёмкий  рынок, богатые запасы природных  ресурсов, относительно квалифицированная  и дешёвая рабочая сила, огромный багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных мощностей.

     Однако, в то же время, нестабильная экономическая  ситуация, своеобразная нервозность  на политической арене; несмотря на все  усилия правительства, всё же прогрессирующая  инфляция, не отлаженный внутренний механизм управления экономикой, относительная неразвитость инфраструктуры связи, бытовых услуг и т.д. негативно отражаются на инвестиционном имидже России.

     В соответствии с основными целями национальной стратегии экономического развития России, определившимися в  последнее время, органами государственной  власти на различных уровнях разрабатывается  комплексная программа привлечения  иностранных инвестиций. Оздоровление экономики нашей страны прежде всего связывается со значительными вливаниями материальных и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и не обходим грамотный подход к регламентации, правовому регулированию процесса привлечения иностранных инвестиций.

     Обобщая практические предложения решений  проблем в этой области, наряду с  необходимостью совершенствования  законодательства об иностранных инвестициях, отметим следующее: Те экономические  и правовые условия, в которых  действуют иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть радикально улучшены, в первую очередь путем  кардинального изменения налогообложения, когда собираемость налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителя налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота.

     Инвестиции, в том числе иностранные, представляют собой значительную часть в предпринимательском праве. Однако изучение этой области предпринимательства конкретно в нашем институте весьма ограничено. Считаю необходимым устранение этого пробела в программе обучения. Ведь, в сущности, залогом решения многих проблем является профессиональный подход к ним.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федер. закон РФ, 09.07.1999г., №160-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ и часть вторая от 26.01.1996г. №14-ФЗ.

3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федер. закон РФ,  25.02.1999г. №39-ФЗ.

4. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. М.: Дашков и К, 2005.

5. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт: Сравнит.-прав. коммент. М.: Инфра-М, 2002.

6. Инвестиции: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М.: Проспект, 2003

7. Ромаш М.В. Финансирование и кредитование инвестиций: Учебное пособие / М.В. Ромаш, В.И. Шевчук. Минск: Книжный дом, 2004.

8. Семиренко Е.П. Организация и финансирование инвестиций: Краткий курс лекций. Минск: БГЭУ, 2004.

9. Сергеев  И.В. Организация и финансирование  инвестиций: Учебное пособие / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. М: Финансы и статистика, 2000.

10. Фишер  П. Прямые иностранные инвестиции  для России: Стратегия возрождения  промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999. 

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций