Разработка системы управления распределением прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия, изучение факторов, определяющих выбор дивидендной политики предприятия.
Исходя из цели, в работе будут решены следующие задачи:
- раскрыть сущность дивидендной политики;
- выявить факторы, влияющие на распределение прибыли;
- изучить типы и виды дивидендной политики
- рассмотреть нормативное регулирование начисления и выплаты дивидендов;
- выявить факторы, определяющие дивидендную политику предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы создания системы управления распределением прибыли предприятия………………………………………4
1. Сущность и принципы распределения прибыли………………………4
2. Факторы, влияющие на распределение прибыли……………………...8
3. Распределение и использование прибыли предприятия……………..14
Глава 2. Теории, лежащие в основе дивидендной политики………………..19
2.1. Сущность дивидендной политики……….……………………………….19
2.2. Теории разработки дивидендной политики………………………………21
2.3. Нормативное регулирование начисления и выплаты дивидендов. Налогообложение дивидендов. ………………………………………………..25
Глава 3. Классификация дивидендной политики……………………………..31
3.1. Типы дивидендной политики………………………………………………31
3.2.Основные виды дивидендной политики …………………………………..34
3.3.Факторы, определяющие дивидендную политику ………………………..40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………45
Приложение………………………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИН.МЕНЕДЖМЕНТ..doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

    В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов.

    Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них.  
 

3.3.Факторы,  определяющие дивидендную  политику.

    Ограничения правового характера. Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем – на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.

В национальных законодательствах имеются и  другие ограничения по выплате дивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно  или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена. Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом облагается налогом. Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного `проедания' собственного капитала предприятия.

    Согласно  Российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа:

    -  промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер;

    - окончательно - дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов.

    11Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.

    Ограничения контрактного характера. Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается: предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределённой прибыли; минимальный процент реинвестируемой прибыли; максимальный процент прибыли, направляемый на выплату дивидендов. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.

    Ограничения в связи с недостаточной  ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна. В такой ситуации альтернативой может выступать:

    - дивиденд, уплачиваемый в форме векселя или расписки, т.е. свидетельство на дивиденды;

    - покупка на вторичном рынке предприятием собственных акций.

    Если  в первом случае ситуация достаточно ясно, то относительно второго необходимы следующие пояснения:

    Данный  способ применяется, если компании на покупку собственных акций требуется  меньше денежных средств, чем в случае выплаты дивидендов акционерам.

    Ограничения в связи с расширением  производства. Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.

    Ограничения в связи с интересами акционеров. Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

    Определенные  противоречия могут возникать среди  самих акционеров. Так, более богатые  акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; относительно небогатые акционеры могут придерживаться другой точки зрения.

    Наконец, дивидендная политика тесно связана с проблемой «разжижения» права собственности. Под ним понимается появление новых акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а поскольку развивающемуся предприятию необходимо увеличение финансовых ресурсов, то оно, как правило, прибегает к дополнительной эмиссии акций. Что, несомненно, приводит к уменьшению доли участия каждого из прежних акционеров. Не желая этого, они могут сознательно ограничивать размер дивидендов.

    Ограничения рекламно-финансового  характера. В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В представленной курсовой работе рассмотрены  теоретические аспекты дивидендной  политики акционерных обществ, приведены  теории разработки дивидендной политики. Затронуты вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики. Рассмотрено влияние различных факторов на распределение прибыли.

    В работе приведены существующие  виды дивидендной политики, приведены их краткие характеристики, также рассмотрены типы дивидендной политики.

    Существует  две точки зрения на значение дивидендной  политики для общей оценки фирмы и задачи максимизации  богатства  акционеров: одна  состоит  в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы,

а другая утверждает, что дивиденды имеют большое  значение  для

оценки фирмы.

    Существует  четыре  основных  аргумента в пользу значимости дивидендов:  информационное  содержание дивидендов,  предпочтение  инвесторами  текущего  дохода,  качество  дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной  стоимости,  которые  не связаны с эффективностью деятельности компании.

    Противовесом  этим аргументам  в  пользу  дивидендных  выплат  является более благоприятное налогообложение доходов  от  прироста  капитала,  однако трудностью рассмотрения вопроса о налогообложении является то, что  решающим фактором будет налоговый статус отдельного акционера,  который  часто  будет  невозможно установить.

    В заключение проведенных исследований можно сделать вывод, что дивидендная  политика предприятия предоставляет  широкие возможности управления активами предприятия и при грамотном  использовании представленных теоретических выкладок и практических методик расчета позволит оптимизировать деятельность предприятия не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.

Список  литературы.

Бланк И. А., «Управление  прибылью», М: Ника-Центр, 2007г.

Быкова Е. В., «Финансовый менеджмент», Москва 2002г.

Стоянова Е. С., «Финансовый менеджмент», М: Перспектива, 2000г.

Буряковский В. В. «Финансы предприятий», 2004г.

Ефимова Н., Маховикова Г. «Финансовый менеджмент». М.: Вектор. 2008.

Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия. М.: Academia, 2008.

Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. – К.: Ника-Центр, 2003

Экономический словарь/ Под. ред. А.И. Архипова. - М.: Проспект. 2001

Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс, Ника-Центр, 2007

Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2003

Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие - ДЕЛО И СЕРВИС,2001.

О.Антонец «Выбор  дивидендной   политики» , "Директор-инфо"2007.

Федеральный закон  от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об акционерных  обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. в ст. 42   Закона «Об акционерных обществах» Федеральным законом от  № 17-ФЗ (новая редакция п. 2 ст. 42 Закона № 208-ФЗ вступила в силу с 5 января 2006 года).

Интернет-ресурсы:

1.www.taxfinance.ru

2. www.fincareer.ru

3. http://www.inkorp.ru

4.http://www.finofficer.ru

5.www.rb.ru

6. www.gaap.ru

7.http://www.director-info.ru/

8. http://www.consultant.ru/

9. www.investor.ru

10. www.atlants.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение.

    Таблица  1.

Основные  типы дивидендной  политики акционерного общества, определяющий подход к формированию дивидендной политики.

Варианты  используемых типов  дивидендной политики.

I. Консервативный  подход.

1. Остаточная  политика дивидендных выплат.

2. Политика стабильного  размера дивидендных выплат

II. Умеренный  (компромиссный) подход.

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.

III. Агрессивный подход.

4. Политика  стабильного уровня дивидендов.

5. Политика постоянного  возрастания размера дивидендов.

Информация о работе Разработка системы управления распределением прибыли предприятия