Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 12:54, лекция
Тема 1.1. Понятие системы как центральной категории системного подхода.
Тема 1.2. Системный подход.
Тема 1.3. Системный анализ, его содержание и этапы
Тема 1.4. Методы системного анализа.
Тема 1.5.Дерево целей – основной метод системного анализа.
В
реальной практике все эти работы находятся
в тесной взаимосвязи, характеризуя при
этом степень профессионализма исследователей,
конкретные цели и задачи их деятельности.
Тема 1.3.
Системный анализ, его содержание и этапы.
Системный анализ признается в настоящее время наиболее конструктивным из направлений системных исследований.
Этот термин впервые появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами военного управления. Получил распространение в отечественной литературе после перевода в 1969 г. книги С. Оптнера «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».
Анализ любой системы предполагает под собой декомпозицию ее с последующим определением статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и окружающей средой.
Системный анализ – это совокупность исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.
Цели анализа:
Задачи анализа систем управления:
Можно определить два направления анализа:
Структура производственной организации – это форма распределения задач и полномочий между лицами или структурными подразделениями, составляющими данную систему, направленная на достижение стоящих перед ней целей.
Цель структурирования – детальное изучение системы управления, установление связей и отношений между ее элементами.
Далее, как и при изучении системного подхода, необходимо рассмотреть в историческом плане становление методологии системного анализа. Необходимо понять, что системный анализ проблем основан на понятиях логики и математики. Необходимо разделить, для решения каких проблем будут лучше применимы принципы логики, а для каких – математические принципы.
Системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или организации) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).
Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия являются основой для системного анализа.
Для оперирования основными понятиями системного анализа необходимо придерживаться конкретных словесно-интуитивных или формальных определений.
Элемент – некоторый объект (материальный, энергетический, информационный), обладающий рядом важных свойств и реализующий в системе определенный закон функционирования; внутренняя структура элемента не рассматривается.
Среда – множество объектов вне данного элемента (системы), которые оказывают влияние на элемент (систему) и сами находятся под воздействием элемента (системы). Правильное разграничение исследуемого реального объекта и среды является необходимым этапом системного анализа.
Характеристика – то, что отражает некоторое свойство элемента системы. Характеристики делятся на количественные и качественные, в зависимости от типа отношений на множестве их значений. Количественная характеристика называется параметром.
Показатель – характеристика, отражающая качество системы или целевую направленность процесса (операции), реализуемого системой.
Качество – совокупность существенных свойств объекта, обусловливающих его пригодность для использования по назначению.
Процессом называется совокупность состояний системы, упорядоченных по изменению какого-либо параметра, определяющего свойства системы. Степень приспособленности процесса к достижению цели является эффективностью процесса.
Состояние системы – это множество значений характеристик системы в данный момент времени.
Ситуация – совокупность состояний системы и среды в один и тот же момент времени.
Проблема – несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному).
Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Их источниками могут быть результаты воздействия внешней среды на систему или определенные изменения внутренней среды (например, изменение самих целей или нормативов).
Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части:
Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д.
Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. Это, например, поставщики, потребители конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и общественные институты, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, и оказывающие прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их решение; состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социокультурная и политическая обстановка, существенные для данной организации события в других странах и др. косвенные факторы.
Определить проблему значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, уровень, на котором она должна решаться. Определение главной проблемы позволит правильно сформулировать цель решения проблемы.
Определение цели связано с ограничением направлений и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения. По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, накладываемые на функционирование данной системы представляют собой объективные условия внешней среды или являются целями и понуждающими связями некоторой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда ограничения для данной системы являются проявлением нерешенных проблем в системах более высокого уровня.
Цель – это вариант удовлетворения исходной потребности, выбранной из некоторого множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания.
Потребность – это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешней средой (миром), в том числе и с социальной, как некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности и существования.
Свойства цели:
Можно выделить следующие этапы системного анализа проблем:
Этап 1. Формулирование проблемы (постановка задачи).
Отклонения от плановых (или нормативных) состояний, которые отмечаются в определенный момент времени или прогнозируется в будущем, являются чаще всего показателем проблемы в организациях. Их источниками могут быть результаты воздействия внешней среды на систему или определенные изменения внутренней среды (например, изменение самих целей или нормативов). При этом возникает двойственный вопрос:
Поиск ответов на эти вопросы предопределяет необходимость анализа внешних и внутренних причин проблемы. В результате анализа ситуации возможны различные варианты к определению самой проблемы и ее решению. Решение проблемы может находиться в области изменения функций (функциональная проблема), структуры (структурная проблема) или параметров (параметрическая проблема) функционирования системы.
Одним из наиболее отработанных и удобных инструментов анализа проблем является дерево проблем, которое содержит важную информацию о структуре и взаимосвязи разных сторон проблемы. В вершине дерева проблем находится сама проблема, а ветви первого уровня (чаще 3) предполагают структуризацию ее по путям:
Этап 2. Постановка цели решения проблемы.
В
зависимости от сложности, многогранности
решаемой проблемы цель решения также
представляет собой более или
менее сложную систему
Этап 3. Формулировка критериев принятия решения.
Цели в общем виде указывают направление действия, критерий дополняет понятие цели и указывает эффективный способ ее достижения. Таким образом, критерии – это стандарты, по которым следует оценивать альтернативы. Они же являются ограничителями всех управленческих решений.
При формулировании критериев необходимо соблюдать некоторые требования:
В системном анализе чаще используются следующие группы критериев: