Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 12:54, лекция
Тема 1.1. Понятие системы как центральной категории системного подхода.
Тема 1.2. Системный подход.
Тема 1.3. Системный анализ, его содержание и этапы
Тема 1.4. Методы системного анализа.
Тема 1.5.Дерево целей – основной метод системного анализа.
Этап 4. Выработка альтернатив достижения цели.
Разработано несколько методик, в которых используются разные комбинации факторов, благоприятствующие процессу генерирования альтернатив (см. тему № 2.3.).
Этап 5. Описание возможных состояний внешней среды.
Предприятие
представляет собой открытую диссипативную
систему, состоящую из многочисленных
взаимосвязанных элементов, находящихся
в разнообразных
Один из наиболее отработанных способов разделения внешней среды заключается в выделении двух групп:
После ознакомления с общим строением внешней среды, необходимо выделить из совокупности ее элементов те, которые являются для него наиболее важными, т.е. выделить критические точки среды.
Для анализа внешней среды и оценки влияния различных факторов на положение предприятия используется множество методов, например, SWOT, позволяющий определить возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.
Этап 6. Оценка и выбор варианта решения.
Основная
сложность заключается в
К настоящему времени разработаны специальные математические методы, предназначенные для обоснования решений в условиях существования предприятия. Выбор вариантов в условиях неопределенности и риска может быть осуществлен с помощью критериев Уальда, Сэвиджа, Гурвица; для многопараметрической системы используют принцип Парето; для многокритериальных проблем – методы «ПАТЕРН» или «ЭЛЕКТРА».
Этап 7. Принятие, исполнение и контроль решения.
Данный
этап представляет собой административный
акт, в ходе которого утверждается план
решения проблемной ситуации, назначаются
конкретные исполнители, руководители,
формируется процедура контроля за выполнением
работ и т.п.
Тема 1.4.
Методы
системного анализа.
Тема 1.5.
Дерево
целей – основной
метод системного
анализа.
Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:
Предназначение предприятия образует фундамент для установления его общих целей, целей его подразделений и функциональных систем (маркетинг, инновации, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.
Как правило, предприятия ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед любым предприятием стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для разных групп целей.
Количество
и разнообразие целей и задач
управления настолько велико, что без
комплексного, системного подхода к определению
их состава не может обойтись ни одна организация,
независимо от ее размеров, специализации,
вида, формы собственности. В качестве
удобного и апробированного на практике
инструмента исследования целей можно
использовать построение целевой модели
в виде древовидного графа – дерева
целей.
Таблица 1
Классификация
целей управления
Критерий классификации | Группы целей | |
Период установления | Стратегические Тактические | Оперативные |
Содержание | Экономические
Организационные Научные |
Социальные
Технические Политические |
Функциональная структура | Маркетинговые
Инновационные Кадровые |
Производственные
Финансовые
Административные |
Среда | Внутренние | Внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные
Приоритетные |
Прочие |
Измеримость | Количественные | Качественные |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся) | Разовые |
Иерархия | Предприятия | Подразделений |
Стадии жизненного цикла | Проектирование и создание объекта Рост объекта | Зрелость объекта
Завершение жизненного цикла объекта |
Идея метода дерева целей впервые была предложена У. Черменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня – функциями. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий. В последнее время все большее распространение получает предложенный В.М. Глушковым термин «прогнозный граф», который может представляться и в виде древовидной иерархической структуры, и в форме структуры со «слабыми» связями.
Термин «дерево целей» в конкретных приложениях заменяют более удобными для таких приложений терминами: при принятии решений говорят о «дереве решений»; при выявлении и уточнении функций системы управления говорят о «дереве целей и функций»; при структуризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов – «дерево направлений развития (прогнозирования развития)» или «прогнозный граф».
Поэтому
в настоящее время более
Дерево целей представляет собой упорядоченную иерархию целей, характеризующую их соподчиненность и внутренние взаимосвязи.
Метод «дерево целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования структур целей и функций или методики структуризации целей и функций.
При построении «дерева целей» целесообразно обратить внимание на три методических вопроса выявления и систематизации целей:
1. Следует ли ограничить состав подцелей, входящих в «дерево», только собственно целями (подцелями) системы или целесообразно строить комбинированную структуру «дерева», содержащую пути достижения целей («цели-средства»)?
2.
В чем состоит сущность
3. Какие меры следует принять и какие методические приемы могут быть использованы для обеспечения полноты выявления подцелей и соответствия их рангов?
Совокупность решения этих трех вопросов можно рассматривать как основу методики выявления и систематизации подцелей с помощью построения «дерева целей».
Построение дерева целей осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева целей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция равной цели на подцели по следующим правилам:
При определении состава подцелей разбору подлежат две основные ситуации.
Первая ситуация возникает, когда анализируется крупная проблема, в разработке реализации которой участвуют несколько ведомств или организаций. В этих условиях не только оправдано, но и целесообразно строить самостоятельные «деревья» для каждой организации собственно целей (подцелей) и определять пути достижения данных целей.
Вторая ситуация возникает, когда масштабы проблемы меньше, а ее системный анализ ведет, как правило, одна организация, одна группа специалистов. В этой ситуации каждое подразделение прорабатывает свою группу подпроблем. Возникает необходимость начинать анализ с выделения основных подпроблем, при этом остальные будут уже средствами реализации этих основных подпроблем.
Таким образом, если системный анализ проблемы осуществляется одним коллективом, в состав «дерева целей» системы следует включать лишь собственные цели, непосредственно определяющие показатели эффективности ее функционирования, и не включать пути (средства) достижения этих целей, выявление и систематизация которых должны рассматриваться как информационно связанная, но самостоятельная процедура.
При построении дерева целей необходимо обеспечить: