Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ
Глава 3 Проблемы бюджета и пути их решения
3.1 Дефицит и профицит государственного бюджета
3.2 Государственный долг

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 69.29 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

1.1 Экономическая  и правовая сущность бюджета  и бюджетных отношений. Функции бюджета

1.2 Бюджетное  устройство и бюджетная система

1.3 Федеральный  бюджет и его роль в решении  общегосударственных задач

Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ

2.1 Анализ доходов  федерального бюджета РФ

2.2 Анализ расходов  федерального бюджета РФ

Глава 3 Проблемы бюджета и пути их решения

3.1 Дефицит и  профицит государственного бюджета

3.2 Государственный долг

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний  день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы  общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса  Российской Федерации, установившего  общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи  с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

     Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. 

 

      Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета 

     1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета 

     Во  всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются  валовой внутренний продукт и  национальный доход. Произведенный  в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

     Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного управления. Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

     Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями и  населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

     Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Средства  бюджета должны направляться на осуществление  инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии  оборонных отраслей. Расходы бюджета  в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической  базы. Применяя различные формы воздействия  на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся  народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия  или их перепрофилировать.

     Государственное регулирование экономики позволяет  существенно сократить расходы  бюджет, изменить их состав и структуру.

     Бюджетные ресурсы направляются также и  в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.) За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и  учреждения социально-культурного  направления. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, так как  представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального  и культурного уровней жизни  народа.

     Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. При этом сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств. В свою очередь, указанные отношения, являясь экономическими по своей природе, при этом не могут существовать вне правовых рамок.

     Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

     Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием  национального дохода страны и его  перераспределением. Основными финансовыми  методами перераспределения национального  дохода являются: образование и использование  денежных накоплений (прибыли, налог  на добавленную стоимость, платежи  в социальные внебюджетные фонды); организация  налогов; финансирование отраслей народного  хозяйства; формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

     Бюджет  как экономико-правовое явление  выполняет следующие функции: перераспределение ВВП; распределительную; общетеоретическую;

аналитическую; контрольную; критическую.

     Значение  первых двух обуславливается тем, что  через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).

     Общетеоретическая функция бюджета заключается  в его назначении способствовать развитию экономической и юридической  науки, и науки об обществе, государстве  и экономики вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.)

     В свою очередь, аналитическая и контрольная  функции бюджета состоят в  классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

     Значение  критической функции бюджета  заключается в первую очередь  в выявлении в процессе бюджетных  отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного  права в сфере бюджетной деятельности, установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому, в широком смысле, эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства.

     Указанные функции бюджета взаимозависимы. Кроме того, так как наука о  бюджетной деятельности развивается  в рамках финансовой науки, она тесно  взаимосвязана и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения права  и экономической мысли. 

     1.2 Бюджетное устройство и бюджетная  система 

     Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

     Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета  в общественном воспроизводстве  и социальных процессах.

     Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система.

     Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

     Схема бюджетной системы Российской Федерации  приведена на рис.1.  

     

     Рис. 1. Бюджетная система РФ
 

     Бюджетное устройство любой страны определяется ее государственным (административно-территориальным) устройством. 

     Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов)  и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

     В настоящее время бюджетная система  Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетом, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

     Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод республиканского бюджета РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Советы министров республик составе РФ, исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

     Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В соответствии с законом  о федеральном бюджете выделены следующие целевые бюджетные  фонды:

  • Федеральный дорожный фонд РФ;
  • Фонд развития таможенной системы РФ;
  • Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;
  • Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
  • Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
  • Федеральный экологический фонд РФ;
  • Фонд восстановления и охраны водных ресурсов;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль бюджета