Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ
Глава 3 Проблемы бюджета и пути их решения
3.1 Дефицит и профицит государственного бюджета
3.2 Государственный долг

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 69.29 Кб (Скачать документ)

государством  финансовых ресурсов, находящихся за границей.

     Внутренний  государственный долг - долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами: кредиты, полученные правительством, государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, гарантированные государством. Внутренний долг правильно оценивать как средство постоянного финансирования экономики государством. В зависимости от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

     Долговые  обязательства РФ могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных;
  • заключённых от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

     Возникновение и рост государственного долга обуславливают  управление им. Управление государственным  долгом включает следующие меры: эффективное использование средств заимствования; поиск средств для выплаты долга; нейтрализация негативных последствий государственного долга.

     Существует  несколько путей погашения обязательств по государственному долгу при недостаточности  доходов от его размещения:

  • отказ от долга или части его - считается неразумной мерой, т.к. подрывает репутацию государства;
  • использование новых заимствований для выплаты прежних долгов – к этому способу нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои долги;
  • пролонгирование долга - предполагает продление срока выплаты; в этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента;
  • его конверсия - связана с превращением долга в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счёт долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т. д.;
  • продажа безнадёжных долгов - возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству, такие долги продаются со значительной «уценкой»; страна, продающая долги выигрывает время для получения необходимых средств.

     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. 

 

     

     Заключение 

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе. 
 

Список  литературы 

1. "Бюджетный  кодекс Российской Федерации"  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 22.09.2009)

2. Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3.Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998.

4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В.Врублевская и др.; Под ред. О.В.Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

5.Экономика : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С.Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2005.

6. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. Вахрина П.И. - М.: Юрайт-Издат, 2003

7. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы / Колл. авторов; под ред. Афанасьева О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.

8.Экономика. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.

9. Поляка Г.Б. Бюджетная система России - М.: Финансы и статистика, 2000.

10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие/ Бабич А.М., Павлова Л.Н.-М.: Юнити, 2000.


Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль бюджета