Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:23, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ
Глава 3 Проблемы бюджета и пути их решения
3.1 Дефицит и профицит государственного бюджета
3.2 Государственный долг
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают: расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, её субъектов и муниципальных образований; другие расходы, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Текущие
расходы бюджетов предназначены
для обеспечения текущего функционирования
органов государственной
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривает создание резервных фондов: органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Предоставление
бюджетных средств
Бюджетный кредит, представляет собой форму финансирования бюджетных расходов» предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями» а также гражданам предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.
Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам РФ может быть осуществлено в форме предоставления: дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета РФ.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: роли в общественном производстве; общественному назначению; отраслям производства;
целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят:
С
помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и
В
соответствии с действующим
Глава 3.
Проблемы бюджета и пути их решения
Превышение
доходов бюджета над его
Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путём внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. В последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
Наиболее часто встречающаяся ситуация в экономической практике - дефицит бюджета, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит временный - не более 3% ВВП. Допустимый дефицит - до 10% суммы доходов. Критический дефицит - более 20% суммы доходов.
Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.
Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита:
4. Выплата государственного долга за счёт увеличения предложения денег.
В
экономической теории различают
структурный и циклический
Структурный дефицит - разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработице. Если уровень безработицы начинает превышать базовый, реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.
Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики.
Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.
Внешний государственный долг - долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности:
Внешний долг - совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Внешний долг возникает при мобилизации
Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль бюджета