Теория лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:10, реферат

Описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

Содержание

с.
Введение 3
1. Роль и значение стилей и культуры руководства в повышении эффективности руководства предприятия 5
1.1. Лидерство и стиль управления: сущность, понятие, виды, разновидности и условия их применения 5
1.2. Особенности лидерства и руководства, власти и авторитета 9
1.3. Структура и компоненты власти 13
2. Эффективность стиля руководства 17
2.1. Выбор эффективного стиля и его развитие 17
2.2. Культура руководства и ее влияние на деятельность предприятия 21
3. Оценка имиджа организации Евросеть 24
Заключение 28
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Теории лидерства.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

     Для возникновения властных отношений  необходимо, чтобы субъект обладал  рядом качеств. Прежде всего, это  желание властвовать, проявляющееся в приказах или распоряжениях. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, власть сама по себе не является для них ценностью, многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанных с ними психологической и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.  
Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие наделены всеми вышеперечисленными качествами в разной степени.

     Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.

     Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространённое отождествление власти с её носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.

     Субъект определяет содержание властного отношения  через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение  объекта власти, указываются (или  подразумеваются) санкции, которые  влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

     Власть  никогда не является свойством или  отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счёте у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но всё же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всём мире.

     Масштабы  отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого  сопротивления до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.

     Качества  объекта властвования определяются его политической культурой. Наибольшую покорностью обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

     Мотивация подчинения достаточно сложна. Она  может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.

     Сила  власти, основанная на страхе, прямо  пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае неповиновения. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению.

     Сравнительно  безболезненно принимается людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться. Она была присуща государству  в традиционных обществах. Она - надёжный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то она быстро разрушается как только люди замечают, что она изжила себя, и её представители недостойны повиновения.

     Наиболее  стабильной является власть, построенная  на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей  других типов мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и идентификации. Такое подчинение связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоёв сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убеждённость людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти ради высоких целей - важный источник силы власти.

 

2. Эффективность  стиля руководства

2.1. Выбор эффективного стиля и его развитие

 

     Модель «Основы эффективного лидерства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились следующие задачи:

  • создание гибкой и надежной системы найма;
  • преобразование квалификационной системы;
  • улучшение системы исполнения решений;
  • совершенствование системы обучения и развития служащих;
  • обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;
  • сокращение бумажных потоков;
  • формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.

     Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала. Приведенное здесь определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание.

Таблица 1.

Основы  эффективного лидерства

Руководители Деловые качества Определение качества
Высший  уровень компетентности Общее видение  ситуации

Осведомленность о внешней обстановке

Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений;

Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений.

Средний уровень компетентности Творческое  мышление

Планирование  и оценка результатов 
 
 

Ориентация на потребителей 
 

Управленческий  контроль и интеграция

Финансовое управление

Управление технологиями

Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение  инновационной активности у других;

Определение политики, основных направлений развития, панов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; оценка прогресса и результатов деятельности; повышение эффективности организации;

Активное  изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов;

Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной работе; 

Подготовка  и утверждение бюджета, контроль расходов, управление договорами и  заявками;

Содействие  персоналу в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала;

Нижний  уровень компетентности Управление  многообразной рабочей силой

Управление конфликтами

Влияние и ведение  переговоров 

Формирование команды

Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых  и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей  силы;

Предупреждение  или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере;

Получение информации об отдельных сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей

Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса;

Основы  компетенции Устные коммуникации

Письменные коммуникации

Решение проблем 
 
 

Лидерство 

Навыки межличностных  отношений 
 

Самоуправление 
 
 

Гибкость 

Решительность 

Техническая компетентность

Умение слушать  других; делать ясные и эффективные  устные сообщения для отдельных сотрудников и групп;

Эффективные коммуникации, понимание и критическое  восприятие письменных сообщений;

Выявление и формулирование проблем, анализ соответствующей  информации, поиск альтернатив и  планирование мер по решению проблем;

Демонстрация и поощрение высоких стандартов поведения, приспособление стиля управления к ситуации и людям, умение мотивировать и руководить ими;

Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности  и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей;

Реалистическая  оценка собственных достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие, эффективное управление собственным временем;

Приспособление  к изменениям в рабочей среде  организации, эффективная борьба со стрессами;

Активные  действия и готовность к риску, когда  это необходимо; принятие трудных  решений в сложных ситуациях;

Демонстрирование  высокого умения и понимание его  значения в сферах ответственности.

 

     Для каждого уровня руководства существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для предпринимательской малой или средней организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.

     Модель  лидерства унифицирует основные требования к руководителям различных уровней. Это, в свою очередь, позволяет:

  • создавать систему отбора новых работников, ориентированную на развитие требуемых качеств и знаний;
  • проводить оценку персонала в соответствии с выбранными стандартами.

     Эта системная модель была увязана с ситуационной моделью деятельности руководителя, получившей название «Ядро квалификации руководителей». Она ориентирована на деятельность руководителей высшего звена. Модель, ставит в соответствие каждому направлению деятельности руководителя определенные деловые качества. Связь ситуаций и качеств выделена темным цветом.

Таблица 2.

Основы  эффективного лидерства и ядро квалификации руководителей

  Направление           

   деятельности 
 

Качества и 
сферы компетентности

Стратегическое  видение Управление  человеческими ресурсами Развитие и  оценка персонала Планирование  и управление ресурсами Представление интересов организации и взаимодействие
Управление  конфликтами          
Творческое  мышление          
Ориентация  на потребителя          
Решительность          
Осведомленность о внешней обстановке          
Финансовое  управление          
Гибкость          
Управление  человеческими ресурсами          
Влияние и ведение переговоров          
Навыки  межличностных отношений          
Лидерство          
Управленческий  контроль и интеграция          
Управление  многообразной рабочей силой          
Устные  коммуникации          
Планирование  и оценка          
Решение проблем          
Самоуправление          
Формирование  команды          
Техническая компетентность          
Управление  технологиями          
Общее видение          
Письменные  коммуникации          
 

     В ядро квалификации высших руководителей  входят:

  • стратегическое видение;
  • управление человеческими ресурсами;
  • развитие и оценка программ;
  • планирование и управление ресурсами;
  • представление интересов организации и взаимодействие.

     Рассмотрим  содержание этих действий.

     Стратегическое  видение - это способ обеспечить реализацию организационных целей, приоритетов, ценностей и других задач, учитывать их при принятии решений и добиваться понимания предназначения организации и стратегического видения среди подчиненных. Эта сфера квалификации охватывает следующие ключевые характеристики:

  • определение и обобщение основных проблем, влияющих на организацию, включая политические, экономические, социальные, технологические и административные факторы;
  • понимание роли и отношений между различными элементами национальной политики в процессе реализации, включая президента, политических руководителей, законодателей, суд, государственные и местные власти, группы интересов;
  • руководство и мотивацию управляющих для использования стратегического планирования и элементов управления качеством.

     Управление  человеческими ресурсами понимается как способность вырабатывать стратегию  управления человеческими ресурсами  для осуществления миссии организации, реализации стратегического видения, а также обеспечения максимального использования творческого потенциала всех служащих.

     Развитие  и оценка программ предполагает способность  определять цели политики и программ, создавать структуры и процессы, необходимые для осуществления миссии, необходимые для осуществления миссии и стратегического видения в организации, формировать соответствующие предпосылки для выполнения программ и их регулирования, постоянно проверять качество программ.

     Планирование  и управление ресурсами требует наличия способностей изыскивать и управлять финансовыми, материальными, информационными ресурсами с целью выполнения миссии организации, задач программ и реализации стратегического видения.

     Представление и интересов организации и  взаимодействие понимается как способность объяснить и защищать интересы организации, вести переговоры с отдельными индивидуумами и группами как внутри, так и выше, развивать широкие информационные сети с другими подразделениями и организациями.

Информация о работе Теория лидерства