Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

Движение денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники. Для действующего предприятия реально не существует начальной и конечной точки. Конечный продукт - это совокупность затрат сырья, основных средств и труда, в конечном счете оплачиваемых денежными средствами. Продукция затем продается либо за наличные, либо в кредит

Содержание

Введение 3

1.Сущность и основные этапы управления дебиторской

задолженностью 4

2.Методы управления дебиторской задолженностью 11

3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью на ООО «Татнефть-Азнакаевскбурнефть» 18

Заключение 29

Библиография 31

Работа состоит из  1 файл

Управление дебиторской задолженностью.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение            3

1.Сущность  и основные этапы управления  дебиторской 

задолженностью           4

2.Методы  управления дебиторской задолженностью            11

3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью на ООО «Татнефть-Азнакаевскбурнефть»           18

Заключение                    29

Библиография                  31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Движение  денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники. Для действующего предприятия реально не существует начальной и конечной точки. Конечный продукт - это совокупность затрат сырья, основных средств и труда, в конечном счете оплачиваемых денежными средствами. Продукция затем продается либо за наличные, либо в кредит. Продажа в кредит влечет за собой дебиторскую задолженность, которая в конечном счете инкассируется, превращается в наличность. Если продажная цена продукции превышает все расходы (включая износ активов) за некоторый период, то за этот период будет получена прибыль; если нет - убыток. Объем денежных средств колеблется во времени в зависимости от производственного графика, объема продаж, инкассации дебиторской задолженности, капитальных расходов и финансирования. С другой стороны, запасы сырья, незавершенное производство, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность и подлежащий оплате коммерческий кредит колеблются в зависимости от реализации, производственного графика и политики в отношении основных дебиторов, запасов и задолженности по коммерческому кредиту.

      Именно  поэтому целью моей работы является исследование методики управления денежными средствами предприятия с использованием анализа денежных потоков, а также выработка путей по оптимизации денежных средств предприятия и совершенствованию путей по их управлению, поиск путей решения проблемы снижения уровня дебиторской задолженности.  
 
 
 

      1. Сущность и основные этапы управления дебиторской задолженностью.

      Дебиторская задолженность представляет собой  отвлечение средств из оборота. Высокий  уровень дебиторской задолженности  оказывает отрицательное воздействие на финансовое состояние предприятия.

      Поэтому в договорах четко оговариваются  порядок и сроки погашения  задолженности, а также предусматриваются  штрафные санкции за нарушение сроков оплаты. Однако далеко не всегда это  служит гарантией того, что покупатель оплатит товар вовремя и полностью. В этом случае необходимо приводить в действие механизм взыскания дебиторской задолженности. Взыскать дебиторскую задолженность – одна из наиболее важных задач финансовых служб предприятий, требующая точного знания законов, правильного расчета своих сил и известной изобретательности.

      Ведь  иногда выгоднее отказаться от взыскания  дебиторской задолженности, потому что зачастую потери предприятия  от невозвращенного долга значительно  меньше, чем время и средства, которые необходимо потратить на его взыскание.

      Сегодня цепочка неплатежей тянется от предприятия  к предприятию. Отгрузка продукции  на каждом этапе производственного  процесса происходит без соответствующей  оплаты, т.е. производственный процесс  идет без обеспечения соответствующей денежной массой. Это означает что рост неплатежей в виде дебиторской и кредиторской задолженности приводит к сокращению базы государственного регулирования в денежно – кредитной политике и вытеснению кредита, создаваемого и регулируемого банковской системой, имея в виду, что стоимость банковского кредита сейчас во многих случаях выше любой кредиторской задолженности.[15, c 144]

      Рассматривая  экономическую сущность дебиторской  задолженности, неплатежи покупателей  нельзя полностью идентифицировать с коммерческим кредитом, поскольку, с одной стороны, эти виды задолженности представляют неудовлетворительный спрос на денежную массу и банковский кредит, с другой, дебиторская задолженность при значительном сходстве по функциям с денежной массой имеет от нее существенное отличие.

      Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям. По причинам образования дебиторская задолженность  делится на оправданную и неоправданную. К оправданной относится дебиторская  задолженность, срок погашения еще не наступил или составляет менее одного месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота; к неоправданной – просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д. Существует еще безнадежная дебиторская задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили и не собираются оплачивать их в дальнейшем. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности.

      Современный этап экономического развития характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, которое в условиях высоких ее размеров требует разработки и осуществления особой финансовой политики.

      Разработке  политики управления дебиторской задолженностью должен предшествовать обширный анализ ее состояния на предприятии.

        Доля дебиторской задолженности  в оборотных активах среднего российского промышленного предприятия может существенно колебаться, однако ее уровень составляет обычно не менее 20-30 %.

      На  уровень дебиторской задолженности  влияют многие факторы: структура выпускаемой  продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

        Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике.

      Управление  дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.[11, c23]

        Отбор осуществляется с помощью  неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия – продавца.

        Любой процесс управления заключается  в целенаправленном воздействии  субъекта на объект управления. В рассматриваемом случае объектом  управления является дебиторская  задолженность, субъектом управления  – финансовый менеджер. Дебиторская  задолженность – это элемент оборотного капитала, сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота.

        Дебиторскую задолженность можно  классифицировать по различным критериям. По причинам образования дебиторская задолженность делится на оправданную и неоправданную. К оправданной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота; к неоправданной – просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д. Существует еще безнадежная дебиторская задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности.

        Дебиторская задолженность делится  на следующие виды:

      - покупатели и заказчики;

      - векселя к получению;

      - задолженность дочерних и зависимых обществ;

      - авансы выданные;

      - прочие дебиторы.

        У большинства организаций в  общей сумме дебиторской задолженности  наибольший удельный вес занимают  расчеты за товары 

      ( работы и услуги ), т.е. счета  к получению.

      Дебиторская задолженность делится по срокам ее образования на две группы:

      - краткосрочная – задолженность,  платежи по которой ожидаются  в  течение 12 месяцев после  отчетной даты;

      - долгосрочная – задолженность,  платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после  отчетной даты.

      Величина  дебиторской задолженности определяется многими факторами. Их можно разделить  на внешние и внутренние.

        Внешние факторы:

      - состояние экономики в стране  – спад производства увеличивает  размеры дебиторской задолженности;

      - состояние расчетов в стране – кризис неплатежей приводит к росту дебиторской задолженности;

      - эффективность денежно – кредитной  политики Центробанка России  – ограничение эмиссии вызывает  “ денежный голод ” и затрудняет  расчеты;

      - уровень инфляции – при высокой  инфляции не торопятся расстаться с долгами: чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма;

      - вид продукции – если это  сезонная продукция, дебиторская  задолженность возрастает;

      - емкость рынка и степень его  насыщенности – если рынок  мал и насыщен данным видом  продукции, возникают трудности с ее реализацией.

        Внутренние факторы:

      - кредитная политика организации  – неправильное установление  сроков и условий предоставления  кредитов, а также критериев кредитоспособности  и платежеспособности клиентов, непредоставление скидок при  досрочной оплате ими счетов, неучтенные риски могут привести к резкому росту дебиторской задолженности;

      - виды расчетов – использование  расчетов, гарантирующих платеж, сокращает  размеры дебиторской задолженности;

      - состояние контроля  за дебиторской  задолженностью;

      - профессионализм финансового менеджера,  занимающегося управлением дебиторской  задолженностью организации;

      - другие факторы.

        Внешние факторы не зависят  от деятельности организации  и ограничить их влияние практически  невозможно; внутренние зависят от того, насколько финансовый менеджер владеет искусством управления дебиторской задолженностью.

        Количественно величина дебиторской  задолженности определяется двумя  факторами:

      - объемом реализации в кредит  – общую выручку от реализации  товаров и услуг следует разделить на две части: от продажи за наличные и от продажи в кредит (деление это можно произвести по фактическим данным за предыдущие периоды времени);

      - средним промежутком времени  между реализацией товаров и  получением выручки.

      Что касается формы дебиторской задолженности, то чаще всего это кредит, предоставляемый по открытому счету. Единственным доказательством того, что покупатель должен поставщику деньги за полученные им товары и услуги, является запись в бухгалтерских книгах и счетах, подписанный покупателем. Чтобы обезопасить себя от риска неоплаты счетов, поставщик может потребовать оформления коммерческого кредита путем выписки векселя обычного или переводного (акцептованного) либо выставления покупателем аккредитива.[9. c 33]

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью