Управление финансовыми результатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукцией (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности организации обеспечивает укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах.

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

          Представление об эффективности работы любого предприятия даёт финансовая отчётность. Финансовая отчётность – это совокупность форм отчётности, составленных на основе данных бухгалтерского учёта. Финансовая отчётность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость и платёжеспособность фирмы, и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений (например, целесообразность предоставления или продления кредита, надёжность деловых связей). Финансовая отчётность должна удовлетворять требованиям внешних и внутренних пользователей.

          По данным отчётности определяют потребности в финансовых ресурсах, оценивают эффективность структуры капитала, прогнозируют финансовые результаты деятельности предприятия, а также решают другие задачи, связанные с управлением финансовой деятельностью. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов являются данные формы №1 «Бухгалтерский баланс», где отражается нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного года, №2 «Отчёт о прибылях и убытках». А также накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток».

          Цель анализа – определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.

          Если толковать суть финансового анализа упрощенно, он сводится к сравнению значений финансовых показателей с их базисными величинами, к изучению их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин могут использоваться рекомендуемые нормативы, усредненные по временному ряду показатели данного предприятия, относящиеся к прошлым, благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам, показатели, рассчитанные по данным отчетности успешных предприятий отрасли.

          Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным относятся прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), прибыль (убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций, балансовая прибыл (валовая) прибыль, чистая прибыль.

          Выручка от реализации (валовой доход) представляет собой общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Она включает в себя доходы от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ, услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.п.

          Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), исключая налоги на добавленную стоимость, акцизы, и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации.

          Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату называют балансовой прибылью. Его получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и не основной деятельности предприятия.

           В балансовую прибыль включают прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг, товаров, материальных оборотных средств и других активов. К ней относят также прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств, доходы и потери от валютных курсовых разниц, доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, расходы и потери, связанные с финансовыми операциями, внереализационные доходы (потери). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Показатели и методы  оценки финансовых  результатов деятельности  предприятия

 

     Важной  составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. В целом анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею в организации.

     Под методом финансового анализа, в  т.ч. и анализа финансовых результатов, понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

     На  практике существуют следующие основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ; вертикальный анализ, трендовый анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ.

     Горизонтальный (временный) анализ представляет собой  сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

     Вертикальный (структурный) анализ – это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом5.

     Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ деятельности предприятии6.

     Анализ  относительных показателей (коэффициентов) предполагает расчет отношений между  отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

     Сравнительный анализ - это внутрихозяйственный  анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

     Факторный анализ - анализ влияния и отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных  и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

     В круг аналитических разработок значительно  позже вошли многие математические методы финансового анализа - корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др.

     В анализе финансовых результатов  используются следующие показатели прибыли:

  • прибыль от продажи продукции (работ, услуг);
  • прибыль от прочей продажи;
  • прибыль до н6алогообложения;
  • чистая прибыль.

     В процессе анализа определяется состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемый период. При изучении динамики и выполнения плана показателей прибыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми.

     На  изменение показателей прибыли  влияют различные факторы. К факторам первого порядка относятся изменения:

  1. прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг);
  2. прибыли от прочей продажи;
  3. внереализационных финансовых результатов.

     В свою очередь, прибыль от продажи  продукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:

  1. объема проданной продукции;
  2. полной себестоимости проданной продукции;
  3. цен на реализованную продукцию.

     Эти факторы относятся к факторам второго порядка показателей прибыли.

     В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от внереализационных операций.

     Анализ  формирования чистой прибыли включает исследование изменений каждого показателя формирования конечного финансового результата деятельности предприятия за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ), исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

     Результаты  анализа финансовых результатов служат для выработки мероприятий, направленных на максимизацию прибыли предприятия.

     Наиболее  важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

     Отчетность  о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации представляют отчет о прибылях и убытках за соответствующий период, форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».

     Важное  значение при анализе финансовых результатов деятельности предприятия  является налоговая отчетность по налогу на прибыль. Также источниками информации при анализе прибыли являются данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль», а также соответствующие таблицы плана экономического и социального развития организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Факторы, влияющие на формирование прибылей и убытков 

          Конечный финансовый результат деятельности любого предприятия – балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от внереализационных операций. Формализованный расчет бухгалтерской прибыли представлен ниже: 

Рб = +-Рр+-Рф+-Рвн, 

где Рб – балансовая прибыль или убыток;

      Рр – результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

      Рф – результат от прочей реализации и финансовых операций ( операционных доходов и расходов);

      Рвн – результаты (доходы и расходы)от прочих внереализационных операций. 

           На величины прибыли от продаж оказывают влияние многие факторы.      Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.

К группе внешних – не зависящих, как правило, от предприятия, или неконтролируемых – факторов относятся:

  • чрезвычайные события, природные (климатические) условия, изменение рыночной конъюнктуры, конкуренция, социальные условия   в стране, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль – у других;
  • изменение государственными органами инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, надбавок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
  • нарушения дисциплины по хозяйственным вопросам поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами, затрагивающие интересы предприятия.

           К группе внутренних – зависящих от предприятия и контролируемых им факторов относятся: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины.

    Схематично процесс факторного анализа показателей прибыли изоброжен на рис.1.

Информация о работе Управление финансовыми результатами