Управление финансовыми результатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукцией (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности организации обеспечивает укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах.

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

    Экономическая теория определяет как основные факторы  формирования прибыли от продаж: количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и элементы себестоимости, а также структурные сдвиги в составе продукции.

    В свою очередь, основные факторы обусловлены  уровнем управления и хозяйствования на предприятии. Речь идет о факторах:

    • материально-технических (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
    • организационно-управленческих (освоение новых, более совершенствованных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
    • экономических (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
    • социальных (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

    Прибыль отчетного периода отражает общий  финансовый результат производственно-хозяйственной  деятельности предприятия с учетом всех ее  сторон.  

      
     
     
     
     

 
 
 
 
 
 
 

Рис.1. Схема  факторного анализа прибыли предприятия 
 
 
 

1.4 Информационная база  анализа финансовых  результатов 

     Информация  о доходах и расходах находит  свое отражение в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Отчёт позволяет увидеть, какую прибыль или убыток получило предприятие в результате своей деятельности, какие оно получило доходы и какие осуществило расходы. Отчет о прибылях и убытках включает в себя следующие виды доходов и расходов: доходы и расходы по обычным видам деятельности; прочие доходы и расходы.

     Показатели  отчета о прибылях и убытках заполняются  на основании данных дебетовых и  кредитовых оборотов по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Некоторые показатели заполняются на основании данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров), однако основным источником информации для заполнения форм бухгалтерской отчетности остается Главная книга.

     Этот  отчет состоит из 4-х разделов. Заключительным этапом составления  первого раздела является определение  прибыли или убытка от продаж, которые  определяются как разность между  выручкой, себестоимостью, коммерческими  и управленческими расходами. Второй раздел отражает прочие доходы и расходы. В третьем разделе определяется прибыль (убыток) от налогообложения, в четвёртом - чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

     При составлении финансового отчета о прибылях и убытках российских предприятий используется многоступенчатый способ, широко применяемый в международной учетной практике, при котором расчет балансового показателя нераспределенной (чистой) прибыли (убытка) производится с исчислением промежуточных показателей финансового результата.

     Первый  шаг - определение валовой прибыли (убытка) как разницы между доходами в виде выручки и расходами в виде себестоимости продаж. При этом у торговых предприятий в качестве начального промежуточного показателя определяется валовой доход (маржа) как реализованная торговая наценка. Информация об этих показателях формируется на счете 90 «Продажи».

     Второй  шаг — определение прибыли (убытка) от продажи товаров путем вычета из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов.

     Третий  шаг — определение прибыли (убытка) до налогообложения. Данный показатель складывается путем сложения прибыли (убытка) от продажи и финансового результата от прочих операций предприятия.

     Четвертый шаг - определение нераспределенной (чистой) прибыли или убытка путем  вычета из предыдущего показателя суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и штрафных налоговых и приравненных к ним санкций, информация о которых содержится на итоговом счете 99 «Прибыли и убытки».

     Схема заполнения Отчёта о прибылях и убытках  приведена в табл. 2. 

     Таблица 2

     Содержание информации, отражаемой в отчете о прибылях и убытках предприятия

№ п/п Наименование  статьи Показатель, отражаемый по статье
1 2 3
1 Выручка (нетто) от продажи товаров (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов) Показываются  доходы, полученные от обычных видов деятельности. Эти доходы отражаются по кредиту счета 90 «Продажи».
2 Себестоимость проданных товаров Показываются  расходы по обычным видам деятельности организации, выручка от продажи  которых отражена по строке «Выручка (нетто) от продажи товаров…».
3 Валовая прибыль Отражается  валовая прибыль организации. Она  определяется как разница строк  «Выручка (нетто) от продажи товаров…»  и «Себестоимость проданных товаров...»
4 Коммерческие  расходы По этой строке показывается сумма расходов, учтенная по дебету счета 44, но не отнесенная на счет 90-2 «Себестоимость продаж».
5 Управленческие  расходы Указывают косвенные  расходы, связанные с управлением  предприятием, в частности к данной группе расходов относятся расходы  на содержание управленческого персонала предприятия.
6 Прибыль (убыток) от продаж Показывается  прибыль (убыток) от продаж товаров: из выручки от продаж вычитается сумма, отраженная по строкам «Себестоимость проданных…», «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы». Финансовый результат от продаж отражается следующими проводками: дебет 90-9 кредит 99 – получена прибыль от продажи товаров; дебет 99 кредит 90 – получен убыток от продажи товаров.
7  Прочие  доходы и расходы:
8 Проценты к  получению Показываются  суммы доходов, причитающиеся к получению и связанные с участием организации в уставных капиталах др. организаций. Отражаются по кредиту счета 91.1 «Прочие доходы и расходы».
9 Проценты к  уплате Показываются  проценты, уплачиваемые организацией за полученные во временное пользование денежные средства. Отражаются по дебету счета 91.2 «Прочие доходы и расходы».
10 Прочие доходы Отражается  доходы, отраженные по кредиту счета 91.1 «Прочие доходы и расходы».
11 Прочие расходы Отражаются  расходы, отраженные по дебету счета 91.2 «Прочие доходы и расходы».
12 Прибыль (убыток) до налогообложения: Показывается  финансовый результат (прибыль или  убыток), полученный от деятельности организации  за отчетный год. Определяется: строка «Прибыль (убыток) от продаж + строка «Проценты  к получению» - строка «Проценты к уплате» + строка «Прочие доходы» - строка «Прочие расходы»
13 Отложенные  налоговые обязательства  Сумма налога, которая  приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль  в отчетном периоде
14 Отложенные налоговые активы Часть отложенного  налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего  уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
15 Текущий налог  на прибыль Показывается  сумма налога на прибыль, которую организация должна перечислить в бюджет. Показывается по кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
16 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода:

Справочно:

Постоянные  налоговые (обязательства) активы

Определяется: строка «Прибыль (убыток) до налогообложения» + строка «Отложенные налоговые активы» - строка «Отложенные налоговые обязательства» - строка «Текущий налог на прибыль».

Возникает, если момент признания расходов(доходов) в бухгалтерском и налоговом  учете совпадает, но их величина различается. Учет ведется на счете 99 «Прибыль и убытки».

15 Базовая прибыль (убыток) на акцию Из чистой прибыли  вычитают сумму дивидендов по привилегированным  акциям, а остаток делят на средневзвешенное число обыкновенных акций.
16 Раздвоенная прибыль (убыток) на акцию Для расчета  представляют, что все привилегированные  акции обменены на обыкновенные. После  чего чистую прибыль делят на суммарное  количество обыкновенных акций –  тех, что были с самого начала, и  тех, что получены в результате конвертации привилегированных акций.
 

     Для предприятий существенным является не общий финансовый результат деятельности, а результат, характеризующийся  показателями чистой и нераспределенной прибыли, непокрытого убытка. Сведения о формировании и использовании прибыли, содержащиеся в отчёте о прибылях и убытках, рассматриваются пользователями в качестве важнейшей части финансовой отчетности организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Анализ уровня  и динамики финансовых  результатов 

         Уровень и динамику финансовых результатов предприятия ОАО «ИНРУСИНВЕСТ» рассмотрим на основе данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках за 2010,2009 годы.

         Анализ уровня и динамики финансовых результатов проводится с помощью горизонтального анализа, а анализ структуры - с помощью вертикального анализа, для каждого из которых берутся необходимые показатели.

          Таблица 1 – Горизонтальный анализ динамики финансовых результатов деятельности ОАО «ИНРУСИНВЕСТ» 

Показатели 2009 год 2010 год Изменение (+,-)
Тыс. руб Тыс. руб Тыс. руб %
Выручка от продажи продукции 114218 286389 +172171 +150,74
Себестоимость проданной продукции 11700 131076 +119376 +1020,3
Валовая прибыль 102518 155313 +52795 +51,5
Прибыль (убыток) от продаж 62178 91856 +29678 +47,7
Проценты  к получению - - - -
Проценты  к уплате 67451 82102 +14651 +21,72
Доходы  от участия в др организациях - - - -
Прочие  доходы 26140 8569 -17571 -67,22
Прочие  расходы 19118 17808 -1310 -6,85
Прибыль (убыток) до налогообложения 1749 515 -1234 -70,55
Текущий налог на прибыль 350 103 -247 -70,57
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 1399 412 -987 -70,55
 

      По  данным таблицы видно, что выручка от реализации растет быстрее, чем прибыль от реализации, что свидетельствует об увеличении затрат на производство (1193760).

      Чистая  и бухгалтерская прибыль уменьшилась  по сравнению с прибылью от продаж. Это свидетельствует о нерациональном использовании механизма налогообложения.

      Уменьшение  общей суммы прибыли на 70,55 обусловлен уменьшением бухгалтерской прибыли на 70,55, увеличением процентов к уплате на 21,72 и уменьшением прочих доходов на 67,22. 

          Таблица 2 – Вертикальный анализ финансовых результатов деятельности ОАО «ИНРУСИНВЕСТ» 

Показатели 2009 2010 Отклонение данных отчётного года от показателей предыдущего года
Прибыль до налогообложения 100 100 x
В том числе:      
Текущий налог на прибыль 20 20 0
Чистая  прибыль 80 80 0
 

      По  данным таблицы 2 видно, что основную долю в прибыли до налогооблажения  составляет чистая прибыль (в 2009 и 2010 г. по 80%). Текущий налог на прибыль составляет по 20%.

2.2 Факторный анализ прибыли от продаж 

Важнейшей составляющей показателя прибыли предприятия  является прибыль от продаж продукции. Этот показатель рассчитывается по формуле:

P=N-S

Где N-выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других косвенных налогов;

S-затраты на производство продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Определим степень влияния на прибыль следующих  факторов: 

  1. Изменение отпускных цен на продукцию.
  2. Увеличение объёма реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости.
  3. Увеличение объёма реализации продукции за счёт структурных сдвигов в составе продукции.
  4. Снижение себестоимости, отражающее режим экономии
  5. Изменение себестоимости за счёт структурных сдвигов в составе продукции.
  6. Изменение договорных цен отчетного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и пр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факторный анализ прибыли от продаж 

Показатели По базису По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчёту Фактические данные до корректировок на изменение договорных цен
1 2 3 4 5
1.Выручка  (нетто) от продаж товаров, продукции,  услуг 114218 121254 286389 231489
2 Полная  себестоимость продаж товаров,  работ, услуг 11700 12540 131076 128745
3 Прибыль  (убыток) от продаж 62178 64547 91856 89527
 

Фактор 1. Расчет влияния на прибыль изменений  отпускных цен на реализованную  продукцию (дельта P1) 

Изменение отпускных цен на продукцию определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). На нашем предприятии она составляет 165135 тыс.руб. (286389-121254) и отражает рост цен в результате инфляции. 

Фактор 2. Расчет влияния на прибыль изменений  объема продукции (дельта P2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости). Для расчета влияния данного фактора исчисляется коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости, который составит

K1N=12540/11700=1,072.

После этого базисную прибыль корректируют на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:

62178*1,072-62178= 4476,82 тыс.руб;

 

Фактор 3. Расчет влияния на прибыль изменений  в структуре реализации продукции (дельта P3). Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема продаж в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объема продаж продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах:

Информация о работе Управление финансовыми результатами