Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:01, реферат
Управление производством включает планирование, координирование и осуществление всех действий по созданию продукции и предполагает взаимодействие на предприятии трех подсистем системы управления:
1) производственно-технологической, обеспечивающей развитие технического потенциала предприятия;
2) маркетинговой, обеспечивающей движение продукции к потребителям и формирующей спрос на продукцию;
3) финансовой, обеспечивающей постоянную достаточную аккумуляцию внутренних и внешних ресурсов для производственного процесса.
Стратегии прибыли определяют ее величину и зависят от методов увеличения прибыли, позиции предприятия на рынке, масштабов производства. Так, если предприятие стремится выйти на рынок, оно должно ориентироваться на минимальную прибыль; если целью является закрепление на нем, то прибыль должна быть не меньше, чем средняя по отрасли; если проблема заключается в господстве на рынке, то естественной целью будет сверхприбыль.
По отношению к временному периоду выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды получения прибыли, которые непосредственно влияют на методы ее увеличения: рост производства (сбыта) продукции и снижение затрат. Источники получения прибыли различаются по стабильности.
Стратегии качества базируются на системном подходе, согласно которому эту проблему рассматривают в техническом, организационном, социальном и психологическом аспектах на всех стадиях жизненного цикла промышленного предприятия и его продуктов. Под качеством продукции понимается совокупность конструктивных, эстетических, экономических, экологических и прочих свойств, обусловливающих пригодность продукции.
Стратегии качества предполагают создание условий для постоянного совершенствования технологических процессов, тесное взаимодействие с поставщиками и потребителями, контроль за затратами, персонализацию ответственности производителей и поставщиков. Высокое качество продукции обеспечивает значительный экономический эффект как для производителей, так и для потребителей.
Стратегии инноваций ориентированы на приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров и технологий или удовлетворение новым способом потребностей клиентов и персонала, обеспечивающих реализацию общей стратегии предприятия.
Среди элементов стратегического управления инновационной деятельностью выделяют: повышение качества выпускаемой продукции; снижение ее себестоимости и цен за счет оптимизации затрат, расширения масштабов производства, внедрения новых технологий, обеспечения патентной чистоты; контроль за разработкой и внедрением новых продуктов; исследование рынка для новых продуктов.
Производственная стратегия может иметь огромное воздействие на конкурентоспособность промышленного предприятия. Для того чтобы производственная стратегия была эффективной, важно согласовать ее с общей стратегией. Зарубежная практика показывает, что в 70-80-х гг. XX в. производственной стратегией часто пренебрегали в пользу маркетинговой и финансовой стратегий, за что некоторые предприятия дорого заплатили. С начала 90-х гг. производственной стратегии опять стали уделять большое внимание.
Финансовая стратегия. Данная стратегия является частью общей стратегии предприятия. Она связана с определением и уточнением путей экономического развития предприятия и направлена на привлечение и распределение денежных ресурсов.
Рассмотрим разновидности финансовой стратегии и их влияние на затраты.
Стратегия управления текущими финансовыми операциями связана с управлением дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия и направлена на дифференцированный подход к партнерам. Это позволяет управлять затратами, связанными с поставкой материально-производственных запасов, потребляемыми услугами, хранением и сбытом готовой продукции (например, речь может идти о предоставлении скидок крупным потребителям при досрочной оплате счетов).
Стратегия привлечения финансовых средств определяет оптимальное соотношение внутренних и внешних источников привлечения финансовых средств, их цену и способы перераспределения между подразделениями предприятия. Ориентация на внешние средства может вызвать появление затрат на производство, так как проценты по кредитам и займам, привлеченным на приобретение материальных ценностей, потребляемых в производственном процессе, включаются в их первоначальную стоимость.
Негативные стороны данной стратегии можно преодолеть с помощью лизинга (оперативного или финансового), но при этом важно учесть влияние условий договора лизинга на затраты.
В первую очередь привлекаются собственные финансовые ресурсы (уставный капитал, прибыль). Используется перекрестное финансирование, при котором подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся с другими подразделениями, нуждающимися в этих средствах.
Стратегия финансового инвестирования косвенно влияет на управление затратами. Ценные бумаги, полученные в результате реальных инвестиций в производственные объекты, приносящие предприятию прибыль, позволяют ему расширить сферу влияния за счет увеличения масштабов производства, поглощения конкурентов и поставщиков.
Стратегия управления
рисками и обеспечения
Финансовый риск
может иметь внутренние и внешние
источники. Главная цель управления
этим риском состоит в поддержании
баланса возможной величины риска
и потенциальной выгоды с помощью
сопоставления альтернативных финансовых
последствий принимаемых
Валютный риск связан с влиянием колебания валютного курса на положение импортеров и экспортеров. Принимая решения об импорте материальных ценностей для производства продукции или делая выбор зарубежных покупателей, необходимо учитывать экономический риск (изменение стоимости активов, снижение выручки, увеличение затрат).
Инвестиционный риск возможен при ошибочном вложении средств вследствие неверного решения или воздействия внешних факторов.
Кредитный риск возникает из-за недобросовестности покупателей (по товарному кредиту).
Управление финансовым риском имеет, как правило, стратегический характер, а мероприятия должны быть направлены на предотвращение или снижение риска (фьючерсные сделки, опционы, хеджирование и пр).
Стратегии управления
персоналом. Эта стратегия должна
помочь своевременно обеспечить предприятие
работниками требуемой
В основе формирования стратегии управления персоналом лежит анализ:
● численности и состава работников предприятия;
● использования рабочего времени;
● производительности труда и факторов, влияющих на нее;
● форм и систем оплаты труда.
Затраты на трудовые ресурсы зависят от внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся: трудовое законодательство, перспективы развития рынка, демографическое положение, состояние экономической конъюнктуры.
Внутренние факторы
– это территориальное
Стратегии привлечения и отбора персонала в количественном и качественном отношении зависят от жизненного цикла предприятия, политики его развития, технологических и организационных особенностей.
Стратегия развития персонала позволяет побудить в работниках стремление к постоянному самосовершенствованию, развитию профессиональных навыков, позволяющих системно мыслить, решать сложные комплексные проблемы, осуществлять предпринимательский подход к делу, работать в команде. Результатами реализации данной стратегии являются рост производительности труда, сокращение текучести кадров, улучшение морально-психологического климата на предприятии. Согласно исследованию, проведенному Дипломированным институтом развития персонала (CIPD), 91 % руководителей крупных компаний полагают, что между инвестициями в развитие лидерских навыков и эффективностью этих компаний существует прямая зависимость.
Стратегия перемещения персонала определяет принципы стимулирования карьерного роста работников, особенности комплектования резерва подготовки специалистов.
Стратегия занятости затрагивает социальную политику, вследствие чего требует большой гибкости. Основными направлениями данной стратегии являются прекращение найма работников, сокращение продолжительности рабочего времени, досрочный выход работников на пенсию, предоставление неоплачиваемых отпусков и др.
Стратегии управления персоналом подчинены задаче реализации общей стратегии предприятия. Стратегиям управления персоналом необходимо уделять пристальное внимание при управлении затратами, так как в себестоимости продукции они имеют значительный удельный вес и нередко составляет 20–25 % полной себестоимости.
Маркетинговая стратегия. Маркетинг, по существу, определяет содержание всех сторон деятельности предприятия. Стратегически ориентированное маркетинговое исследование включает в себя изучение рынков сбыта, внутренней и внешней среды предприятия, маркетингового инструментария, его разработанности и эффективность использования.
Главные цели маркетинговых исследований – формирование общего представления о структуре и динамике рынка и обоснование необходимости и возможностей для предприятия эффективной адаптации производства, технологий, продукции и структуры к изменениям в рыночной ситуации. Стратегия управления маркетингом включают ряд стратегий.
Стратегия управления товаром предполагает принятие решения по ассортименту, упаковке, уровню сервиса на всех стадиях жизненного цикла товара.
Стратегия товародвижения направлена на формирование каналов сбыта и управление ими с целью минимизации затрат на промежуточное хранение, доставку продукции потребителям, обработку заказов.
Стратегия ценообразования
– одна из важнейших проблем общей
стратегии поведения
Стратегия воздействия на потребителей направлена на информирование потенциальных покупателей, изменение их отношения к товару, побуждение к совершению покупки.
Выбранная стратегия управления затратами позволит предприятию целенаправленно мобилизовать финансово-экономический, организационный, производственный и кадровый потенциал для достижения конкурентного преимущества.
К обстоятельствам,
снижающим эффективность
Чтобы стратегия управления затратами и производством в целом была действенной, необходимо соблюдать следующие принципы.
Принцип комплексности. Нельзя добиться полноты выявления резервов, изучая работу только отдельных участков производства.
Принцип коллективности.
Поиск путей повышения
Принцип оптимальной детализации. Схему анализа проблем при управлении производством выбирают в зависимости от специфики предприятия и типа производства.
Принцип ранней диагностики. Предупреждение негативных факторов.
Принцип оптимального сочетания разных видов экономического анализа. Благодаря этому принципу можно выявлять резервы производства.
В условиях постоянно меняющейся внешней среды возникает необходимость формирования такой системы управления, которая обеспечивала бы достижение основной цели бизнеса – получение прибыли, ее увеличение или сохранение стабильного уровня. Получение прибыли в общем случае возможно двумя путями: увеличение объемов производства, реализации или снижение затрат на производство и реализацию продукции. В системе управления предприятием важное место, как мы уже говорили, отводится управлению затратами.
Определения затрат, которые дают зарубежные специалисты, достаточно краткие. Так, по Ч. Т. Хорнгрену, «затраты – стоимостная оценка потребления товаров и услуг» или «под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги».[1]
Российский экономист С. А. Николаева раскрыла это понятие следующим образом: «Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации».