Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:09, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.
Введение
1. Понятие и структура собственного капитала
1.1 Понятие, состав и структура собственного капитала
1.2 Цена собственного капитала
1.3 Источники формирования собственного капитала
1.4 Оценка стоимости собственного капитала
2. Управление собственным капиталом
2.1 Дивидендная политика предприятия
2.2 Эмиссионная политика предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Стоимость
привлечения дополнительного
а) суммы дополнительной эмиссии простых акций (или суммы дополнительно привлекаемых паев);
б)
суммы дивидендов, выплаченных в
отчетном периоде на одну акцию (или
суммы прибыли выплаченной
в) планируемого темпа роста выплат прибыли собственникам капитала в форме дивидендов (или процентов);
г)
планируемых затрат по эмиссии акций
(или привлечению
В процессе привлечения этого вида собственного капитала следует иметь в виду, что по стоимости он является наиболее дорогим, так как расходы по его обслуживанию не уменьшают базу налогообложения прибыли, а премия за риск -- наиболее высокая, так как этот капитал при банкротстве предприятия защищен в наименьшей степени.
Процесс управления стоимостью привлечения собственного капитала за счет внешних источников характеризуется высоким уровнем сложности и требует соответственно высокой квалификации исполнителей. Это управление осуществляется путем разработки и реализации эмиссионной политики предприятия, а также его дивидендной политики (или политики распределения прибыли). Принципы разработки этих видов финансовой политики предприятия рассматриваются далее.
С
учетом оценки стоимости отдельных
составных элементов
2.
Управление собственным
2.1
Дивидендная политика
Дивиденд (от лат. dividendum -- то, что надлежит разделить), доход, периодически (обычно ежегодно) выплачиваемый акционерам на каждую акцию из прибыли акционерного общества. Инвестиционная политика предприятия требует определения и проведения предприятием дивидендной политики. Повышенное внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств:
*
во-первых, дивидендная политика
оказывает влияние на
*
во-вторых, дивидендная политика
влияет на финансовую
*
в-третьих, дивидендная
*
в-четвертых, дивидендная
Теория дивидендной политики многогранна. Все исследователи в той или иной степени анализируют такие вопросы, как:
роль дивидендной политики;
*
влияние дивидендной политики
компании на движение ее
*
преимущества и недостатки
*
финансовые и операционные
*
различие между дивидендной
Но
прежде всего содержание дивидендной
политики и проблемы ее разработки
требуют выявления природы
Для установления важнейших зависимостей между инвестициями, прибылью и дивидендами Миллер-Модильяни использовали математические модели: рыночная стоимость акционерного общества представляется в их модели как функция от ряда величин: денежной наличности, инвестиционного бюджета и рыночной ставки процента в определенный момент времени. Главный вывод: рыночная стоимость акционерного общества (рыночная стоимость акций АО) определяется только его инвестиционной политикой.
Суть второго подхода: дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. По мнению М. Гордона, Ван Хорна и других, текущие дивиденды предпочтительнее будущих, равно как и возможный прирост собственного капитала.
Такой вывод базируется на принципе минимизации риска. Текущие дивиденды уменьшают для инвесторов уровень неопределенности относительно целесообразности и выгодности инвестирования. Кроме того отмечается, что даже относительно меньшая норма дохода на инвестиционный капитал приводит к возрастанию цены акционерного капитала. Различия в подходах означают по существу обоснование роли дивидендов: пассивной - при первом подходе и активной - при втором. Дж. К. Ван Хорн, прав отмечая, что первый подход применим лишь в условиях совершенных рынков капиталов, где нет трансакционных издержек, затрат компаний-эмитентов на размещение ценных бумаг, налогов, известны будущие доходы фирмы. На активную роль дивидендов, дивидендной политики, по его мнению, влияют такие факторы, как предпочтение со стороны инвесторов дивидендов другим доходам с капитала, налогообложение, издержки, связанные с размещением ценных бумаг, трансакционные издержки и делимость ценных бумаг, институциональные ограничения, финансовое сигнализирование. Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования на предприятии. Решение о выплате дивидендов фактически является решением о финансировании, поскольку увеличение коэффициента дивидендных выплат (доля прибыли, выплачиваемой акционерам в форме дивидендов) уменьшает объем реинвестируемой прибыли. Если рассматривать дивидендную политику только как решение финансирования, то выплата дивидендов выступает в пассивной роли. При рассмотрении дивидендов как пассивного остатка, определяемого только наличием выгодных инвестиционных предложений, подразумевается, что для инвестора не существует различия между выплатой дивидендов и накоплением предприятием нераспределенной прибыли. Если инвестиционные проекты обещают уровень рентабельности, превышающий требуемый, инвесторы могут предпочесть вариант накопления. Если ожидаемая прибыль от инвестиций равна требуемой, то, с точки зрения инвестора, ни один из вариантов не имеет преимуществ. В противном случае инвесторы предпочтут выплату дивидендов. Еще один ключевой вопрос при выборе дивидендной политики - это вопрос выбора оптимальной дивидендной политики, т.е. политики, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия. Нахождение оптимальной дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.
Из-за
большого числа факторов, а также
ввиду изменения относительной
значимости этих факторов во времени
и на отдельных предприятиях невозможны
разработка и применение общей модели
для формирования дивидендной политики.
Поэтому осуществляется выбор из
трех возможных типов политики определения
коэффициента дивидендных выплат, исходя
из оценки финансовых потребностей предприятия
и поддержания его ликвидности.
Оценивая финансовые потребности, следует
принимать во внимание прогнозы денежных
потоков предприятия, долгосрочных
инвестиций и другие факторы, влияющие
на состояние денежных остатков предприятия.
Основное в этой оценке - определение
возможных потоков средств и
возможного их состояния с учетом
изменения дивидендных ставок и
риска. Иначе говоря, анализируется
способность фирмы поддерживать
стабильный уровень дивидендов в
связи с вероятным
*
Стабильный или непрерывно
*
Низкий регулярный дивиденд
* Постоянный коэффициент выплат.
Политика низкого регулярного дивиденда плюс дополнительные выплаты является в данном ряду политикой компромиссной. А поскольку прибыль и движение денежной наличности предприятий непостоянны, то представляется, что эта политика должна быть базовой. Принятие решения предприятием (советом директоров) относительно дивидендных выплат может состоять из следующих этапов:
*
Определение долгосрочной
*
Сосредоточение внимания на
*
Оценка целесообразности
* Сохранение размера дивидендов на прежнем уровне.
*
Доведение фактического
Стабильность
подобной дивидендной политики является
лучшей характеристикой акционерного
общества в плане его надежности
и финансовой устойчивости. Но на практике
она зачастую не выдерживается, поскольку
в отдельные моменты
*
Предприятия с высокими
*
Выплата низких дивидендов
*
Низкие дивиденды уменьшают
Как уже указывалось выше, не может быть единой для предприятий теоретической модели, поддерживающей конкретную дивидендную политику. В определенные моменты предпочтение отдается политике высоких дивидендов, в другие низких. Предприятия, как правило, стремятся платить высокие дивиденды, хотя вероятно, что предпочтительнее политика стабильных дивидендов. В любом случае, дивидендная политика акционерного общества - это активный способ воздействия на курсовую стоимость акций. Поэтому модель дивидендной политики необходимо строить с привязкой к курсу акций, стоимости предприятий.
При
росте рыночных цен на акции может
наступить момент, когда в силу
их высокой цены спрос на акции
начинает падать, а значит, падает их
цена, снижается стоимость