Управление собственным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура собственного капитала
1.1 Понятие, состав и структура собственного капитала
1.2 Цена собственного капитала
1.3 Источники формирования собственного капитала
1.4 Оценка стоимости собственного капитала
2. Управление собственным капиталом
2.1 Дивидендная политика предприятия
2.2 Эмиссионная политика предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление собственным капиталом.docx

— 58.59 Кб (Скачать документ)

Для реализации комплексной дивидендной  политики необходима правильная оценка реального уровня дивидендов. Положение  большинства российских акционерных  обществ не позволяет им истратить  значительную часть прибыли на дивиденды  акционерам, поэтому они применяют  некорректные приемы при расчете  и выплате дивидендов:

* задерживают выплату дивидендов, и инфляция обесценивает их  большую часть;

* завышают полученную прибыль;

* выплачивают дивиденды акциями,  не задействуя реальную прибыль.

Дивидендная политика должна быть понятна всем, поэтому строить ее необходимо исходя из той посылки, что дивидендная  политика есть определенная система  передачи информации. На российском рынке  такая информация практически отсутствует: дивиденды не содержат должной информации о политике, проводимой предприятиями, а курсы акций - об ожиданиях инвесторов. Это, безусловно, отражается на инвестиционном процессе и сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг - рынка, на котором ценные бумаги с одним  и тем же уровнем риска приносят одинаковый доход. При проведении дивидендной  политики акционерные общества (советы директоров) должны учитывать, что:

* регулярно выплачиваемые дивиденды  уменьшают неопределенность инвесторов;

* выплата дивидендов свидетельствует  о хорошем состоянии общества;

* инвесторов интересует стабильность  величины дивидендных выплат, скорректированной  с учетом инфляции;

* повышение дивидендов за определенный  период стоит проводить только  при наличии расчетов, свидетельствующих  о возможности поддержания их  размера в будущем.

* Рациональная дивидендная политика  позволяет максимизировать благосостояние  акционеров предприятия и одновременно  обеспечить финансирование его  деятельности.

2.2 Эмиссионная политика предприятия

Основной  целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств  в минимально возможные сроки. С  учетом сформулированной цели эмиссионная  политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся  в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Разработка  эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие  этапы:

1. Исследование возможностей эффективного  размещения предполагаемой эмиссии  акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ  конъюнктуры фондового рынка (биржевого  и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения  акций, динамику уровня цен, их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий  и ряда других показателей. Результатом  проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и  оценка его потенциала поглощения эмитируемых  объемов акций. Оценка инвестиционной привлекательности своих акций  проводится с позиции учета перспективности  развития отрасли (в сравнении с  другими отраслями), конкурентоспособности  производимой продукции, а также  уровня показателей своего финансового  состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

2. Определение целей эмиссии. В  связи с высокой стоимостью  привлечения собственного капитала  из внешних источников эмиссии  должны быть достаточно весомыми  с позиций стратегического развития  предприятия и возможностей существенного  повышения его рыночной стоимости  в предстоящем периоде. Основные  из таких целей, которыми предприятие  руководствуется, прибегая этому  источнику формирования собственного  капитала, являются:

- реальное инвестирование, связанное  с отраслевой и региональной  диверсификацией производственной  деятельности (создание сети новых  филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

- необходимость существенного улучшение  структуры используемого капитала (повышение доли собственного  капитала с целью роста уровня  финансовой устойчивости, обеспечение  более высокого уровня собственной  кредитоспособности и снижение  за счет этого стоимости привлечения  заемного капитала, повышение эффекта  финансового левериджа и т. п.);

- намечаемое поглощение других  предприятий с целью получения  эффекта синергизма (участие в  приватизации сторонних государственных  предприятий также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если  при этом обеспечивается приобретение  контрольного пакета акций или  преимущественная доля в уставном  фонде);

- иные стратегические цели, требующие  быстрой аккумуляции значительного  объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии. При  определении объема эмиссии необходимо  исходить из ранее рассчитанной  потребности в привлечении собственных  финансовых ресурсов за счет  внешних источников.

4. Определение номинала, видов и  количества эмитируемых акций.  Номинал акций определяется с  учетом основных категорий предстоящих  их покупателей (наибольшие номиналы  акций ориентированы на их  приобретение институциональными  инвесторами, а наименьшие - на  приобретение населением). В процессе  определения видов акций устанавливается  целесообразность выпуска привилегированных  акций, если такой выпуск признан  целесообразным, то устанавливается  соотношение простых и привилегированных  акций. Количество эмитируемых  акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

5. Оценка стоимости привлекаемого  акционерного капитала. В соответствии  с принципами такой оценки  она осуществляется по предполагаемому  уровню дивидендов и затратам  по выпуску акций и размещению  эмиссии. Расчетная стоимость  привлекаемого капитала оставляется  с фактической средневзвешенной  стоимостью капитала и средним  уровнем ставки процента на  рынке капитала. Лишь после этого  принимается окончательное решение  об осуществлении эмиссии акций.

6. Определение эффективных форм  андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность, используя неизменный коэффициент  финансового левериджа, соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала.

Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей  эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности.

Несомненно, выше обозначенные методы и подходы  к управлению собственным капиталом  являются основополагающими. Однако, при оценке инвестиционной привлекательности предприятия первостепенной задачей при управлении собственным капиталом является его оценка.

дивидендный эмиссионный стоимость собственный капитал

Заключение

Собственный капитал является финансовой основой  предприятия, а знание как правильно  им управлять - это залог предстоящего развития предприятия, его финансовой устойчивости, следовательно, получение  ожидаемой прибыли от деятельности фирмы.

Разработка  единой модели формирования дивидендной  политики предприятия невозможна из-за большого числа факторов. Поэтому  осуществляется выбор из трех видов  дивидендной политики:

1. Стабильный или непрерывно растущий  дивиденд на акцию.

2. Низкий регулярный дивиденд плюс  дополнительные выплаты, которые  зависят от годовой прибыли.

3. Постоянный коэффициент выплат.

Дивидендная политика должна быть понятна инвесторам, но, к сожалению, на российском рынке  дивиденды не содержат должной информации о политике предприятия, это отражается на инвестиционном процессе и соответственно сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг в России.

Основная  цель эмиссионной политики предприятия - это привлечение необходимых  финансовых средств на фондовом рынке  в минимальные сроки.

Разработка  эффективной эмиссионной политики охватывает шесть этапов:

1. Исследование возможностей эффективного  размещения предполагаемой эмиссии  акций.

2. Определение целей эмиссии.

3. Определение объема эмиссии.

4. Определение номинала, видов и  количества эмитируемых акций.

5. Оценка стоимости привлекаемого  акционерного капитала.

6. Определение эффективных форм  андеррайтинга.

И что касается цены капитала, с одной  стороны, увеличение скорости оборота  капитала непосредственно связано  с ростом производительности труда, снижением трудоемкости продукции, совершенствованием системы управления производством, снабжением, сбытом, сокращением  производственного цикла. С другой стороны, все эти процессы влекут за собой увеличение цены собственного капитала, которая может быть снижена  вследствие экономии трансакционных издержек на единицу реализованной продукции. Для эффективного управления собственными источниками финансирования должны быть решены две задачи: первая - минимизация цены собственного капитала, вторая - уменьшение трансакционных издержек на единицу реализованной продукции.

Список  используемой литературы

1. Финансовый менеджмент: Учебное  пособие // Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова, И.В. Горбачев - Уфа, БАГСУ, 2008.

2. Финансовый менеджмент: Учебник  // Р.В. Колб, Р.Д. Родригес - М., Финпресс, 2001.

3. Финансовый менеджмент: Учебник  // Г.Б.Поляка - М., Юнити, 2008.

4. Лысенко В.А. Управление текущими  затратами предприятия // БИЗНЕС  ИНФОРМ. - 2009.- №12. - С.15 - 27.

 

 


Информация о работе Управление собственным капиталом