Перед
финансовым контролем стоят следующие
задачи:
- содействие
сбалансированности между потребностью
в финансовых ресурсах и размерами
денежных доходов и фондов
народного хозяйства;
- обеспечение
своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед
государственным бюджетом;
- выявление
внутрипроизводственных резервов
роста финансовых ресурсов, в
том числе по снижению себестоимости
и повышению рентабельности;
- содействие
рациональному расходованию материальных
ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в организациях
и бюджетных учреждениях, а
также правильному ведению бухгалтерского
учета и отчетности;
- обеспечение
соблюдения законодательства и
нормативных актов, в том числе
в области налогообложения предприятий,
относящихся к различным организационно-правовым
формам;
- содействие
высокой отдаче внешнеэкономической
деятельности предприятий, в том
числе по валютным операциям
и др.
Органы
государственного финансового контроля
свою работу проводят по планам.
Планы составляются с учетом установленной
по закону периодичности проверок и ревизий.
В планах намечаются объекты контроля,
тема проверки или ревизии, срок начала
и окончания, количество исполнителей
и их состав и т.д. Органы аудита свою работу
проводят на основе договора.
Для
того чтобы выявить нарушения
в финансово-хозяйственной деятельности
имеется несколько методов установления
достоверности и правильности
операций: формальный; фактической
проверки; встречной проверки; корреспондирующий;
аналитически-нормативный; метод
изучения законности финансово-хозяйственных
операций. Формальный метод заключается
в контроле за правильностью оформления
документа (соблюдена ли установленная
форма; наличие подписей и их достоверность;
наличие печатей, штампов; заполнены все
реквизиты; наличие исправлений, подчисток;
правильность итогов и т.п.).
Метод
фактической проверки состоит
в проведении инвентаризации
материальных ценностей и денежных
средств с целью установления их сохранности.
Аналитически-информативный
метод состоит в химико-технологическом
анализе выпускаемой продукции;
в контроле выпускаемой продукции;
в контрольных замерах; в проверке
фактически выполненных работ,
затраченного времени; в проверке
соблюдения установленных форм
и нормативов и т.д.
Результативность
ревизии или проверки в значительной
степени зависит от качества
составленного акта. Составление
акта начинается задолго до
написания самого текста. Обилие
и разнообразие вопросов, с которыми
проверяющий сталкивается в процессе
своей работы, обязывает его с
самого начала ревизии (проверки)
подбирать и систематизировать
материал в соответствии с
разделами и вопросами программы
и рабочего плана [7, с.35].
На
основе систематизированного материала
составляется акт. Акт ревизии
(справка) – это не просто
перечень допущенных нарушений
финансово- хозяйственной деятельности,
это документ, который должен
послужить основанием для правильных
выводов о качестве, законности, целесообразности
работы проверяемого объекта и на базе
этого для выработки реальных предложений,
рекомендаций, предписаний в целях устранения
выявленных нарушений, принятия мер к
виновным лицам. В связи с этим к акту ревизии
(справке) предъявляется ряд требований.
Современные
методы анализа и прогнозирования
остаются неиспользуемыми, а менеджмент
оказывается не в состоянии
составить даже среднесрочные
планы. Причем применяемый менеджерами
и аналитиками инструментарий
различается по подразделениям,
что может вызвать затруднения
в координации и недостаточность
информации у руководства. Проблему
увязки управленческой информации
в единое целое в рамках
отдельно взятой компании решает
контроллинг.
Выделим
следующие задачи контроллинга:
- планирование
- определение действий, необходимых
для достижения оперативных и
стратегических целей, т.е. превращение
целей предприятия в планы;
- управленческий
учет (на наш взгляд, ключевой
элемент подсистемы контроллинга)
- отражение в удобной форме финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в ходе выполнения
плана. Он ориентирован на внутренних
пользователей информации, в отличие от
учета бухгалтерского или налогового;
- организация
потоков информации внутри предприятия;
- мониторинг
процессов, проходящих на предприятии,
в необходимом временном режиме;
- контроль
- оценка свершившегося и соответствия
фактических показателей плановым.
Весь
инструментарий контроллинга относится
к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг,
финансы. Ценность же данной концепции
в комплексности и увязанности между собой
информации из различных областей функционирования
компании.
Инструментарий
контроллинга можно классифицировать
по двум критериям:
- области
применения - какие задачи помогает решить
данный инструмент.
- периоду
действия - оперативный или стратегический.
Таким
образом, подводя итоги, следует
отметить, что основным методом
осуществления предварительного
и текущего контроля являются
визуальные проверки. Такие проверки
актами, справками не оформляются.
Все дело сводится к отдаче
распоряжения, приказа в письменной или
устной форме о недопущении или приостановлении
незаконной хозяйственно-финансовой операции.
Последующий контроль осуществляется
несколькими методами. К ним относятся:
проверка, экономический анализ, ревизия.
Проверка может быть счетной или тематической.
Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной
деятельности имеется несколько методов
установления достоверности и правильности
операций: формальный; фактической проверки;
встречной проверки; корреспондирующий;
аналитически-нормативный; метод изучения
законности финансово-хозяйственных операций.
Одним из методов реализации непрерывного
и комплексного контроля является контроллинг.
3. Оценка
эффективности системы контроля в организации.
К
основным критериям эффективности,
финансовый контроль можно отнести
следующие. Система безналичных
расчетов предприятия по формам,
процедурам, срокам должна соответствовать
законодательству Российской Федерации,
своевременно и в полной мере
должны выполняться платежные
обязательства предприятия перед
кредиторами и собственными работниками,
своевременно и в полной мере
должны погашаться обязательства
дебиторов и собственных работников
перед предприятием.
Системы
бюджетирования и бизнес-планирования
должны отвечать требованию рациональности,
в общем и целом они могут быть сведены
в следующие три основных направления
[5, c.46]:
а)
организационная структура систем;
б)
регламентация систем;
в)
информация систем.
Кроме
этого, об эффективности данных
систем следует судить по уровню
достижения ряда параметров, таких
как оптимальная координация
деятельности, управляемость и адаптивность
предприятия к изменениям, оптимизация
внутреннего контроля, высокая мотивация
работы менеджеров.
Политика
привлечения новых финансовых
ресурсов при осуществлении финансового
контроля должна отвечать следующим
требованиям:
- если
есть возможность выбора, то финансирование
за счет долгосрочных кредитов
предпочтительнее, так как имеет
меньший ликвидный риск (в то
же время, стоимость долга не
должна быть высокой);
- долги
предприятия должны погашаться
в установленные сроки (следует
учесть, что в отдельных случаях
предприятие может применять
метод финансирования текущей
деятельности за счет откладывания
выплат по обязательствам).
Проверке
также подлежит и управление
структурой капитала предприятия.
Структура капитала обеспечивает
минимальную его цену, оптимальный
для предприятия уровень финансового
левереджа; при принятии решений о структуре
капитала должны учитываться и иные критерии,
например: способность предприятия обслуживать
и погашать долги из суммы полученного
дохода, величины и устойчивость прогнозируемых
потоков денежных средств для обслуживания
и погашения долгов, иные критерии. Идеальная
структура капитала максимизирует общую
стоимость предприятия и минимизирует
общую стоимость его капитала. При принятии
решений по структуре капитала также должны
учитываться отраслевые, территориальные
и оргструктурные особенности предприятия,
его цели и стратегии, существующая структура
капитала и планируемый темп роста. При
определении же методов финансирования,
структуры заемного финансирования должны
учитываться стоимость и риски альтернативных
вариантов стратегии финансирования,
будущие тенденции в конъюнктуре рынка
и их влияние на наличие капиталов в будущем
и будущие процентные ставки.
Эффективный
контроль должен состоять из
простых, легко понимаемых процедур,
которые могут проводиться всем
персоналом, отвечающим за него.
Должно существовать ясное понимание
причин контроля, какие функции
он призван выполнять и каким
образом он способствует успешному
достижению корпоративной стратегии.
Если механизмы контроля сложны,
возникает тенденция к их игнорированию,
они становятся объектом сокращений,
их не понимают. Эффективный контроль
связан с планированием. Чем
яснее и точнее связь, тем
более эффективной будет система
контроля. Лучшим путем соединения
планирования и контроля является
учет для контроля в процессе
составления планов. Это значит,
что по мере установления целей
в процессе планирования разрабатываются
стандарты, которые будут отражать,
насколько хорошо реализуются
планы [3, с.166].
Эффективность
по затратам заключается в
том, что системы контроля необходимо
постоянно проверять и оценивать,
чтобы определить общие затраты
на их содержание. Результат сравнивают
с ценностью активов или преимуществами,
которые дает система контроля.
Система контроля должна быть
достаточно гибкой, чтобы реагировать
на изменения. У организации
должна быть возможность с
ее помощью эффективно проводить
несанкционированные или необычные
операции. Системы контроля должны
обеспечивать контрольный доступ,
который не следует использовать
в других целях, т.е. для решения
прикладных задач. Постоянное
использование контрольного доступа
свидетельствует о том, что
система негибкая.
Механизмы
контроля должны быть разработаны
таким образом, чтобы отражать
следующее: сложность организации,
разнообразие операций, размах операций,
различные используемые методы,
типы контролируемых процедур. Многие
системы контроля терпят крах
по причинам, связанным с узостью
их задач и недостаточным пониманием
необычных операций.
Своевременность
относится к способности системы
контроля регулярно выдавать
информацию. Чем выше уровень
неопределенности и нестабильности
в обстановке, тем больше потребность
в регулярной информации и
частых измерениях. Контрольные
системы должны быть в значительной
степени динамичны, чтобы приспосабливаться
к частым изменениям в технологии, процессах,
смене процедур в компании, условиям рынка
или другим организационным факторам,
которые могут требовать их постоянного
обновления. Некоторые системы могут оставаться
неизменными на протяжении всего времени,
в то время как другие могут требовать
регулярных и значительных изменений.
Таким
образом, подводя итоги, следует
отметить, что системы контроля
должны предоставлять как можно
более объективную информацию. Объективная
информация более полезна, чем
субъективная, и позволяет управляющим
принимать более удачные решения.
- Порядок контроля
за исполнением бюджетов
Согласно
ст. 175 Бюджетного кодекса РФ государственный
и финансовый контроль осуществляют
органы, созданные законодательными
органами власти. Они наделены правами
осуществлять контроль за исполнением
соответствующих бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
проводить экспертизы проектов указанных
бюджетов, федеральных и региональных
целевых программ и иных нормативных правовых
актов бюджетного законодательства.