Административная (классическая) школа в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:48, реферат

Описание

Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Работа состоит из  1 файл

Административная школа управления.docx

— 141.85 Кб (Скачать документ)

    Административная (классическая) школа  в управлении

    Особенности административной школы.  
     
    Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. ФайольЛ. УрвикДж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.  
     
    Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. 
     
    Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление какуниверсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций
     
    Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.  
     
    А. Файоль 
    сформулировал 14 принципов управления:

  • разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
  • полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
  • дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
  • единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
  • единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
  • подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
  • вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;
  • централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
  • скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
  • порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;
  • справедливость — сочетание доброты и правосудия;
  • стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;
  • инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;
  • корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.
  • Классическая, административная школа управления

           
    Ее представители  занимались изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.  
     
    Одним из первых разработал эту идею Анри Файолъ (1841— 1925). Его последователи: Линдалл Урвик, Джейм Д. Муни, М. Вебер и др. 
     
    Школа называется классической, потому что управление не просто было выделено в отдельный вид деятельности, — А Фай-оль классически раскрыл содержание управленческой деятельности Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, мотивация, контроль и руководство. 
     
    На базе учения Анри Файоля в 20-е гг. XX а было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий — функций управления. Функция управления была представлена как обособленный вид управленческой деятельности. 
     
    Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, «администрирования» (отсюда и название «административная школа»). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента. 
     
    Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: 
     
    Разделение труда. 
    Авторитет и ответственность власти. 
    Дисциплина. 
    Единство руководства. 
    Единство распорядительства. 
    Подчинение частного интереса общему. 
    Вознаграждение за труд. 
    Баланс между централизацией и децентрализацией. 
    Координация менеджеров одного уровня. 
    Порядок. 
    Справедливость. 
    Доброта и порядочность. 
    Устойчивость персонала. 
    Инициатива. 
     
     
    По А. Файолю, для любой деловой организации характерно наличие шести видов деятельности: 
     
    ♦ техническая деятельность; 
    ♦ коммерческая деятельность; 
    ♦ финансовая деятельность; 
    ♦ деятельность безопасности; 
    ♦ эккаунтинг; 
    ♦ управление. 
     
    Из других представителей административной школы можно выделитьМакса Вебера, предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, — является самой эффективной формой человеческой организации. 
     
    Принципы Макса Вебера: 
     
    Четкое разделение труда на базе функциональной специализации. 
    Иерархичность уровней управления. 
    Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. 
    Отсутствие личностного начала в межличностных отношениях. 
    Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях. 
    Четкая система карьеры. 
    Система правил и норм, определяющих права и обязанности работников. 
     
     
    Макс Вебер разработал теорию бюрократического построения организации и системы управления. Личность отсутствовала в его концепции. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности. 
     
    Основная черта классической, административной школы управления заключалась в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления. 
     
    Школа научного управления, а также классическая, административная школа управления — один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли. 
    В нашей стране идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А. А. Богданов, К А. Витке, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и др. 
    Особенности административной школы. Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. ФайольЛ. УрвикДж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

    Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них быларазработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление какуниверсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

    Вторая  категория принципов касалась построения структуры организации и управленияработниками.

    А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

  • разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
  • полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
  • дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
  • единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
  • единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
  • подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
  • вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;
  • централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
  • скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
  • порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;
  • справедливость — сочетание доброты и правосудия;
  • стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;
  • инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;
  • корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

    Школа административного  управления

    Представители этой школы выделяли три основные функции бизнеса: финансы, производство и маркетинг. Они полагали, что  это разделение может лечь в основу оптимального деления организации  на подразделения. Основателем административной школы управления стал Анри Файоль (1841—1925) — еще один выдающийся представитель менеджмента первой четверти XX века, разработавший основы административного подхода к управлению.   

    Он, как и его единомышленники (Л. Ур-вик, Дж. Муни), имел опыт работы в качестве руково дителя высшего звена на крупном предприятии. Именно этот опыт позволил Файолю сформулировать основы науки об управлении, исходя из общих характеристик организации и закономерностей, которым она подчиняется. Административную школу называют также классической.

     
    Файоль выделил 14 принципов управления: 
    1) разделение труда, благодаря которому удается повысить его производительность; 
    2) равновесие между полномочиями и ответственностью; 
    3) дисциплина; 
    4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю; 
    5) единство направления движения всех подразделений организации; 
    6) главенство общих интересов над личными; 
    7) достойное вознаграждение как условие верности работников; 
    8) равновесие между централизацией и децентрализацией; 
    9) иерархичность организации; 
    10) попядок во всем; 
    11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия; 
    12) стабильность персонала и недопустимость текучки кадров; 
    13) инициативность в построении и выполнении плана; 
    14) корпоративный дух — ощущение себя членом команды.

     
    С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правильной организации работы целого предприятия. Следовательно, роль администрации, с точки зрения концепции Файоля, заметно возрастала. 
     

    Под эффективным административным управлением  Файоль понимал такое управление предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного из имеющихся в распоряжении ресурсов.

     
    Административная функция рассматривалась  Файо-лем как одна из функций управления (наряду с производственной, коммерческой, финансовой, кредитной и учетно-бухгалтерской функциями). Кроме того, Файоль показал, что административная функция реализуется на всех уровнях организации.

 
   
 
    овные положения классической (административной) школы управления

Представители административной школы управления пытались взглянуть на организацию  с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности функционирования организаций. Основная цель школы - создание (описание) универсальных принципов  управления, применение которых обязательно  приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что  ее представители считали, что существует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его  поиски и представляли основной научный  интерес.

Основателем классической (административной) школы  является французский предприниматель  Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд "Общий и промышленный менеджмент" был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал основные функции управления: "Управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать". Американцы назвали А. Файоля отцом менеджмента.

В 20-е гг. прошлого столетия в рамках классической школы  были предложены 14 принципов управления, т. е. общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Другим представителем классической школы является профессор  экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложил концепцию "рациональной бюрократии". Ом выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие - это механизм, представляющий собой  комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:

  • технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства;
  • использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике;
  • стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий;
  • представлению высших руководителей как людей, которые "мудрее, чем рынок", и т. д.

Ключевым фактором успеха на рынке Вебср считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспечены высокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выпаденение этих условий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, рост организации.

Мы видим, что  теоретиков управления первой половины XX в. мало волновали проблемы делового окружения. Они придерживались взгляда  на предприятие как на "закрытую систему", основными характеристиками которого являлись:

  • стабильность целей, задач, условий деятельности;
  • рост масштабов производства - как главный фактор успеха и конкурентоспособности;
  • рациональная организация производства, эффективное использование ресурсов - основная задача менеджмента;
  • производительность труда производственных рабочих - главный источник прибавочной стоимости;
  • контроль, функциональное разделение труда, нормы, стандарты и правила, эффективное использование ресурсов - основа системы управления.

К такой системе  научных взглядов привела логика промышленного развития, результатом  которой явилось формирование крупных  организаций, корпораций, где сосредоточились  огромные ресурсы.

Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc

 

Классическая (административная) школа управления

 

Содержание

 
Доклад по дисциплине "Организация бизнеса" (реферат  по "Управлению бизнесом").  
 
Введение  
 
1. Этапы развития менеджмента в мире  
 
2. Предпосылки создания теории  
 
3. Классическая школа: определение, принципы, цели  
 
4. Элементы управления  
 
5. Принципы управления  
 
6. Создание секторов, отделов и других подразделений  
 
7. Специфика управления предприятием "Новосибирскнефтепродукт"  
 
Заключение Список литературы

Введение

 

Управление социально-рыночным хозяйством является одной из ключевых проблем развития экономики любого государства, но особенно актуальна  эта проблема для экономики России. Актуальность управления социально-рыночным хозяйством России продиктована следующими обстоятельствами:

·  Россия переходит к рынку, и многие проблемы пока решаются путем проб и ошибок;

·  отсутствие своей собственной экономической теории и концепции;

·  отсутствие механизма управления социально-рыночным хозяйством;

·  ограниченная численность менеджеров-профессионалов, способных успешно работать в условиях рынка;

·  разрушение финансово-кредитной системы страны;

·  отсутствие мотивационного механизма, способного повысить заинтересованность работников в конечных результатах труда и т.д. 

В настоящее время  сам хозяйственный механизм управления экономикой находится в кризисном  состоянии, как и развитие экономики  государства в целом. В чем  же состоят основные причины, мешающие эффективному развитию экономики? Причин такого положения достаточно много, отметим лишь главные из них:

·  нестабильность политической обстановки;

·  безвластие на всех уровнях управления;

·  разбалансированность экономики;

Информация о работе Административная (классическая) школа в управлении