Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:43, контрольная работа
Переговоры – это вид совместной деятельности, направленный на решение проблемы. Они всегда предполагают наличие двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично расходятся. При полном совпадении интересов сторон обсуждение не требуется, участники просто переходят к сотрудничеству. При полном их расхождении можно наблюдать состязание и противоборство.
– полномочия – право контролировать финансы, информацию, людей, и участвовать в процессах принятия важных решений;
– функция – важность осуществляемой функции;
– индивидуальные характеристики – рост, привлекательная внешность, выносливость;
– интеллект — способность
– харизма – уникальное сочетание определенного типа личности и поведения;
– навыки межличностного общения – умение слушать, наблюдать;
– доступ к влиятельным людям;
– богатство – финансовая независимость;
– связи — влиятельные известные друзья и знакомые;
– семейство – принадлежность к известному семейству;
– результативность — работа на высоком уровне, превосходящим показатели работы других.
Выделяют также три основные группы умений, которыми необходимо овладеть человеку, ориентированному на успех: диагностика, тактика и отношения с людьми.
Диагностика необходима для создания базы данных, необходимых для выработки тактики. Информационный поиск, ораторские способности, умение слушать и задавать вопросы, способность внедряться в неформальную структуру и сотрудничество – это те умения, которые необходимы для сбора и анализа информации. Проницательные переговорщики ничего не делают без предварительной подготовки. Они подбирают факты, определяют систему поддержки и ключевые роли, находят союзников и влиятельных людей. Собрав данные, они выстраивают их в концепцию.
Тактика связана с умением предвидеть возможные исходы тех или иных действий и выбирать наиболее целесообразные и результативные ответные действия.
Отношения с людьми определяют эффективность и умение человека оказывать воздействие на других людей. При этом следует отметить, что власть достигает наилучших результатов, если ее используют ненавязчиво. В своей повседневной деятельности мы сталкиваемся со множеством людей, которыми движут различные мотивы и устремления, результатом которых становятся конкретные действия. Для прогнозирования возможных действий целесообразно применить критерии, по которым может быть оценен любой человек:
Самооценка отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Высокая самооценка и уважение к себе при реалистичной оценке своих возможностей и способностей – оптимальна. Заниженная самооценка приводит к беспомощности – человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами. Завышенная самооценка может привести к опрометчивым решениям.
Уровень притязаний. Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет много достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице. Он готов для этого рисковать и брать на себя ответственность. Но реальных результатов он достигнет только в том случае, если ему есть на что опереться. Низкий уровень притязаний бывает у людей предпочитающих синицу в руках. Для них важнее не потерять достигнутое.
Фокус контроля – показатель ответственности человека. Люди с внешнем фокусом контроля ищут объяснения всего происходящего в стечении обстоятельств и поступках других людей. Внутренний фокус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок.
Различное сочетание указанных критериев позволяет выделить шесть типов людей, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни:
1.Альпинист(высокая
2. Иллюзионист (высокая
3. Мастер(высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний фокус контроля). Таким людям интересно осваивать новые области в своей профессии, продвижение по карьерной лестнице их практически не интересует. Главное – это интересная, насыщенная жизнь и ощущение движения вперед. Такой человек может принять неожиданное решение об уходе, но если ему дать возможность развиваться он надолго останется в компании.
4. Муравей(низкая самооценка, низкий
уровень притязаний, внешний фокус
контроля). Такой человек вполне
может быть хорошим
5. Коллекционер(низкая
6. Узурпатор(низкая самооценка, высокий
уровень притязаний, внутренний
фокус контроля). Такие люди надеются
в жизни в основном на себя,
движутся по карьерной
Столкновение и согласие
Столкновение и согласие – «лед и пламя» переговорного процесса. Именно здесь, прежде всего, проявляются дипломатические способности партнеров. Умение промолчать или вовремя сказать веское слово – искусство, которому тоже стоит поучиться. Рассмотрим некоторые категории, без которых не обойтись, в освоении искусства ведения спора.
Спор – это столкновение мнений и взглядов, словесное состязание в котором каждая сторона отстаивает свою правоту.
Софистика – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов, замаскированных внешней формальной правильностью.
Эристика – спор, победу в котором стремятся выиграть любой ценой, но чаще апеллируя к эмоциям.
Дискуссия – спор с целью частного сопоставления различных точек зрения, выявление истинного знания, правильного решения спорных вопросов, а также возможного примирения сторон в деловом споре на основе взаимных компромиссов.
Полемика — спор с целью доказать истинность своего тезиса и опровергнуть тезис оппонента.
Дебаты – спор по поводу высказанного ранее относительно какой-то нерешенной проблемы.
Грамотный спор строиться по законам логики и ведется с целью воздействия на сознание на эмоции и сознание оппонента[2].
Классическую структуру спора в упрощенном виде можно представить следующим образом:
– выдвижение и защита какой-либо мысли первым оппонентом;
– попытка опровергнуть тезис и аргументацию, выдвинутые вторым оппонентом;
– возможное выступление первого оппонента с целью развить первоначальные доводы и показать несостоятельность аргументации противника;
– возможное повторное
В общем виде картину спора можно представить следующим образом. Первый оппонент, высказав свою точку зрения, аргументирует ее. Второй обычно пользуется приемом опровержения и старается доказать обоснованность своей точки зрения. В ходе спора недопустимо подменять логическое доказательство апелляцией к личности, когда главным становится не что сказано, а кем сказано. Победа в споре доставляет большое удовлетворение, льстит самолюбию, тогда как поражение кажется особенно болезненным.
Тактические приемы спора
Чтобы чаще побеждать, чем проигрывать можно прибегать к некоторым из приведенных ниже приемов или так называемых уловок.
1. Потеря или подмена тезиса. В пылу спора можно потерять нить рассуждений. Поэтому необходимо постоянно следить за ходом собственно мысли. Контролируйте себя, не ушли ли вы в сторону? Если потеря тезиса является непроизвольной ошибкой, то подмена тезиса – преднамеренное введение в заблуждение и свидетельство недобросовестности. Часто этот прием применяют, когда не в силах доказать выдвинутое положение. В иных случаях прибегают к искусственному переключению внимания участников на другой, второстепенный вопрос.
Разновидности этой уловки:
– апелляция к участникам, когда выступающий доверительно обращается к аудитории и делает вид, что понимает ее интересы;
– замалчивание в споре невыгодных позиций и фактов;
– преднамеренное введение в заблуждение в ответ на недобросовестные действия партнеров.
2. Неопределенность и противоречивость тезиса. Расплывчатость и нечеткость формулировок в процессе спора затрудняют обмен мнениями, приводят к путанице, что вызывает досады присутствующих. Следует следить не только за своей речью, но и аргументацией собеседника. Чтобы не допускать необоснованной критики, полезно следовать правилу древнеиндийских мудрецов, которые прежде чем вступить в спор спрашивали: «Так ли я вас понял?». И только получив утвердительный ответ, переходили к критике. В положении и критикующего и критикуемого есть много аспектов, которые могут привести к осложнениям во взаимоотношениях и даже конфликтам. Критика всегда воспринимается болезненно, даже если она справедлива. В связи с этим представляется целесообразным дать несколько советов критикующему:
– решите, есть ли организационные, юридические и статусные основания для критики;
– критику надо начинать и заканчивать похвалой;
– критикуют действия, а не человека;
– критикуя нельзя допускать излишних эмоциональных высказываний;
– не стоит принимать поспешных решений, надо дать возможность критикуемому высказаться.
В ходе спора, доказывая ту или иную точку зрения, надо позаботиться чтобы она опиралась на достаточное основание. Характерной ошибкой в аргументации является порочной круг, когда тезис доказывается посредством аргументов, последние же обосновываются тезисом.
3. Ложное обобщение — логическая ошибка или немереный прием, когда на основании отдельных наблюдений пытаются выводить общие закономерности. Логическое опровержение – доказательство ложности или несостоятельности какого-либо тезиса оппонента. К логико-психологическим методам опровержения относятся подхват реплики оппонента, а также возвратный удар, когда в споре аргумент обращается против того, кто его выказал; эпотаж – запугивание оппонентов и аудитории.
4. Игра на самолюбии имеет
целью вызвать чувство ложного
стыда и в результате
5. Притворство. Противник делает
вид, что довод оппонента его
сразил и когда тот,
6. Ловушка – вариант предыдущего
приема, достигаемый средствами
нейролингвистического
7. Игра в авторитеты – попытка
подменить логическое
В процессе переговоров спор является вполне допустимым и даже желательным способом общения, если он носит конструктивный характер и имеет целью прийти к единому мнению.
Вы соблюдаете культуру делового спора, если:
видите в споре честное
серьезно и уважительно
умейте выслушать оппонента, не перебивая;
ведете спор, опираясь на аргументы и не отвлекаясь от обсуждаемого предмета;
корректно реагируете на доводы партнера и не опускаетесь до подтасовки фактов;
действительно стремитесь к поиску истины.
Техника задавания вопросов
Для того, чтобы, в конце концов, прийти к согласию необходимо умение поддерживать обратную связь с партнерами с помощью вопросов. Поэтому вам будет полезно знать типы вопросов, которые могут быть применены и по отношению к вам.
Информация о работе Актуальность ведения деловых переговоров