Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:11, курсовая работа
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента……………………………………………………………………4-6
2. Характеристика американской модели менеджмента……………………7-13
2.1. Создатели американского менеджмента……………………………….14-16
2.2. Корпорация как основная форма предпринимательства……………...17-18
2.3. Партисипативное управление…………………………………………..19-22
2.4. Стратегическое управление, его содержание………………………….23-26
3. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской……………………………………………………………..27
3.1. Американская и японская модели……………………………………...27-29
3.2. Современное состояние американского менеджмента……………….30-32
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...34
Если сравнить менеджера с капитаном корабля, то становится более ясной проблема выбора пути. Куда плыть? Ответ на этот вопрос дает стратегический менеджмент (стратегическое управление и планирование).Пирамида планирования в стратегическом менеджменте - это миссия фирмы, стратегические цели, задачи и конкретные задания.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.
3. Особенности американской
модели менеджмента в
3.1. Американская и японская модели.
Японская
модель. Американская модель.
1. Философия фирмы со сменой руководства,
философия фирмы не изменяется. Кадры
остаются, так как действует система «пожизненного
найма». Замена руководства фирмы сопровождается
сменой управленческих работников и рабочих
2. Цели фирмы. Обеспечение роста прибыли
и благосостояния всех работников фирмы.
Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных
вкладчиков. 3. Организационная
структура управления. Фирма состоит из
автономных в коммерческом плане отделений.
Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах.
Использование проектных структур управления.
Корпорация состоит из автономных отделений.
Использование матричных структур управления.
4. Наём и кадровая политика. Широко используется
труд выпускников вузов и школ. Переподготовка
и обучение внутри фирмы, без отрыва от
производства. Продвижение по службе с
учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости
от возраста и стажа работы в фирме (так
называемая уравнительная зарплата). Наем
работников на рынке труда через сеть
университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность
на индивидуальную, личную карьеру. При
найме работника проверяется его соответствие
вакантной должности с помощью таких методов,
как конкурс, оценка знаний, навыков в
специальных«центрах оценки», сдача экзаменов
на должность. Индивидуальная оценка и
аттестация работников. Оплата труда в
зависимости от индивидуальных результатов
и заслуг работника 5. Организация производства
и труда. Основное внимание уделяется
цеху низовому звену производства Используется
система «точно вовремя» (Канбан) без создания
запасов и межоперационных заделов. Работа
групп (кружков) качества и осуществление
жесткого контроля качества на всех стадиях
производственного процесса всеми работниками
фирмы. Обязанности между работниками
строго не распределены. Работники выполняют
различные виды работ в зависимости от
ситуации; девиз «действуй по обстановке».
Основное внимание уделяется не производству,
а адаптации с внешней средой. Работники
выполняют работы на основе четкого исполнения
должностных инструкций. Ставки зарплаты
строго определены в зависимости от должности,
выполняемой работы и квалификации. Зарплата
устанавливается в соответствии со спросом
и предложениями на рынке труда.
6. Стимулирование работников. При благоприятном
финансовом положении премии выплачиваются
два раза в год (каждый раз по два-три месячных
оклада). Выплаты и льготы из социальных
фондов: частичная или полная оплата жилья,
расходы на медицинское страхование и
обслуживание, отчисления в пенсионные
фонды, доставка на работу транспортом
фирмы, организации коллективного отдыха
и др. Стимулирование работников значительно
ниже, чем в Японии, хотя доход президента
крупной американской корпорации в среднем
в три раза выше, чем президента японской
фирмы 7. Внутрифирменное планирование.
Внутрифирменные отделения имеют планы
на три года, включающие в себя инвестиционную
политику и мероприятия по внедрению новой
техники, а также перспективные планы
на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу
скользящего планирования отделениями
фирмы. В плане отделения показывается
объем производства, количество продукции
в натуральном выражении, прибыль, штатное
расписание, перечень поставщиков.
Процесс планирования децентрализован.
Отделениям планируются основные финансовые
показатели, затраты на производство,
сбыт и НИОКР которые могут корректироваться
в течение года. По каждому новому виду
продукции используются «стратегические
хозяйственные центры (СХЦ). 8. Финансовая
политика. Часть прибыли отделения (до
40%) используется им самостоятельно. Прибыль
направляется на рационализацию производства,
на сокращение материальных затрат и внедрение
новых ресурсосберегающих технологий,
на модернизацию оборудования. Широкое
привлечение заемных средств. Администрация
фирмы перераспределяет прибыль между
отделениями. Расширение производства
за счет покупки (поглощения, слияния)
других корпораций. Самофинансирование
корпораций. В таблице дано сравнение
японской и американской моделей менеджмента,
позволяющее выделить достоинства и недостатки
каждой из них. В последнее время американцы
предпринимают много усилий, чтобы выяснить
сущность японских методов управления
и перенести положительный опыт Японии
на свои предприятия. В 5060-е гг. положение
было обратным, японские фирмы перенимали
американские принципы организации производства,
технологию производства, подходы к формированию
организационных структур и др. Как уже
отмечалось выше, «кружки качества» и
система поставок «точно вовремя» зародились
в Америке, но не получили там широкого
распространения. Однако они принесли
хорошие результаты на японских фирмах.
В то же время другое американское нововведение
американские методы управления «человеческими
ресурсами» не нашло применения в Японии.
В последнее время американские корпорации
начали внедрять у себя нововведения,
приведшие японские фирмы к значительному
успеху. Так, американская компания «Дженерал
Моторс» внедрила систему «точно вовремя»,
а другая компания «Дженерал Электрик»
- «кружки качества». Однако не все методы
управления, используемые в Японии, приживаются
на американской земле. Это относится
к системе долгосрочного или «пожизненного
найма» работников, образованию за счет
отчислений от прибылей фирмы фондов для
удовлетворения нужд работников и др.
3.2. Современное состояние американского менеджмента.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации10.
Изучение американской модели
менеджмента представляет
Переход от экстенсивных
к интенсивным методам
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках12:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист Роберт Хейлбронер13 указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
Если говорить о годах 90-х, то здесь просматриваются три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому — осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции. Не случайно в данном учебнике об основах управления появились самостоятельные разделы об управлении операциями и достижении высокой производительности посредством синтеза деятельности людей и использования технологических факторов производства. Как представляется, управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и здоровой основе.
Однако, параллельно с этим
Этим американский менеджмент
отличался от европейского и
японского (хотя и очень
Уже общепризнано — ив Европе,
и в Японии, и в США — что
за
демократизированными, «партисипативньми»
формами управления —
Наконец, третья особенность
Заключение.
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.
В качестве вывода наиболее предпочтительным является выделение двух основных школ: школа “научного менеджмента”, основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа “человеческих отношений”, возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений. Школа “научного менеджмента” явилась исторически первым направлением развития американской теории управления и именуется как “классическая” или “традиционная” школа, о возникновении которой говорилось чуть ранее.
Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению – партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.
Американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.
1. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
3. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 222 с.
4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, М., ИНФРА-М, 1999
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999
6. www.management.com.ua