Американская модель управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание

“Достопочтенному Дональду Риттеру, члену Палаты представителей Конгресса США…”. Таким, казалось бы, старомодным обращением начинается датированный маем 1991 года доклад Центрального финансово-контрольного управления США Конгрессу на тему “О влиянии практического применения всеобщего управления качеством (TQM) в отобранных компаниях США на их работу”. Результаты обследования разнообразных компаний показали, что управление качеством на базе TQM весьма существенно влияет на эффективность деятельности как малых (до 500 служащих), так и крупных организаций, а также производственных и сервисных фирм. И действительно, сегодняшние лидеры мирового рынка – это прежде всего те предприятия, которые применяют эффективные системы качества и с их помощью демонстрируют высокий уровень качества своей продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2Введение 3
Американская модель управления качеством…………………………..4
Права функции Госстандарта РФ…………………………...………….15Содержание концепции всеобщего управления качеством (TQM) 5Основные национальные отличия системы TQM 10
Заключение………………………………………………………….…………..19
Список литературы………………………………………………………….….21
Задание№2………………………………………………………………………22
Задание№3………………………………………………………………………24
Задание№4…………………….………………………………………………...26Анализ опыта США в реализации принципов всеобщего управления качеством 12
Заключение 19
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.docx

— 55.94 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

Задание№1

Введение………………………………………………………………………..…2Введение 3

  1. Американская модель управления качеством…………………………..4
  2. Права функции Госстандарта РФ…………………………...………….15Содержание концепции всеобщего управления качеством (TQM) 5Основные национальные отличия системы TQM 10

Заключение………………………………………………………….…………..19

Список литературы………………………………………………………….….21

Задание№2………………………………………………………………………22

Задание№3………………………………………………………………………24

Задание№4…………………….………………………………………………...26Анализ опыта США в реализации принципов всеобщего управления качеством 12

Заключение 19

Список литературы 21

 

 

Введение

 

“Достопочтенному Дональду Риттеру, члену Палаты представителей Конгресса США…”. Таким, казалось бы, старомодным обращением начинается датированный маем 1991 года доклад Центрального финансово-контрольного управления США Конгрессу на тему “О влиянии практического применения всеобщего управления качеством (TQM) в отобранных компаниях США на их работу”. Результаты обследования разнообразных компаний показали, что управление качеством на базе TQM весьма существенно влияет на эффективность деятельности как малых (до 500 служащих), так и крупных организаций, а также производственных и сервисных фирм. И действительно, сегодняшние лидеры мирового рынка – это прежде всего те предприятия, которые применяют эффективные системы качества и с их помощью демонстрируют высокий уровень качества своей продукции.

Еще в 70-х годах американские промышленники вдруг с удивлением обнаружили, что доля продаж их продукции  в мировой торговле начала резко  идти на убыль и что с помощью  такого инструмента, как всеобщее управление качеством (TQM), японцы начали вытеснять  американцев с их же собственного рынка. Анализ ситуации побудил американские промышленные компании следовать японскому  примеру, внедряя у себя системы  качества, основанные на принципах TQM. В начале же 90-х системой TQM заинтересовался Конгресс США и поручил Центральному финансово-контрольному управлению подготовить доклад по этому вопросу. В докладе были сделаны следующие выводы.

Почти во всех компаниях, внедривших всеобщее управление качеством, отмечается улучшение взаимоотношений  между служащими, повышение производительности труда, увеличение доли продукции на рынке, повышение прибылей и рост удовлетворенности потребителей. · Каждая из обследованных компаний разработала свой метод внедрения TQM в соответствии с конкретной ситуацией и исходя из своих возможностей и проблем.

Хотя компании совершенно различного типа и получили существенную выгоду от внедрения своих конкретных TQM, ни одна из них не получила эту  выгоду сразу. При инициировании любой программы в области управления качеством очень важно планирование определенного периода времени до получения ощутимых результатов.

Однако знакомство с  данным докладом вызывает сразу же множество вопросов. Например, почему именно TQM, а не иные системы качества (ИСО 9000, QS 9000 и другие)? Обеспечивает ли TQM успех на рынке и актуально  ли TQM сегодня? Как соотносится TQM с  общей системой управления предприятием? И, наконец, что же по сути представляет собой TQM? Ответы на эти вопросы могут дать результаты анализа опыта США в реализации принципов всеобщего управления качеством.

 

 

1. Содержание концепции всеобщего управления качеством (TQM)

 

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) - концепция, предусматривающая реализацию скоординированного, комплексного и целенаправленного внедрения и применения систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от стадии проектирования до этапа послепродажного обслуживания при рациональном использовании технического потенциала и активном участии работников, служащих и руководителей всех подразделений и звеньев организации.

Следует подчеркнуть, что  всеобщее управление качеством представляет собой технологию руководства (управления) процессом повышения качества. Она  состоит из системы применяемых  методов и средств, системы технических  средств и системы развития самих  принципов, содержания данной технологии.

Методы и средства, применяемые для проведения исследования и анализа, - это центральная, ключевая система . Данные методы базируются на применении математико-статистических методов контроля и относятся к разряду всеобщих.

Приемы и программы  для обучения персонала этим средствам  и методам и их целенаправленное использование образуют систему  технического обеспечения, которая характеризуется сильно выраженной национальной спецификой, создается для конкретной организации, конкретного производства.

Необходимым условием функционирования системы саморазвития является непрерывное  совершенствование содержания и  принципов самой концепции Всеобщего  управления качеством. Она еще более  подвержена воздействию национальных законодательств, мер регулирования  экономической деятельности отдельных  стран.

Более подробный перечень элементов концепции всеобщего  управления качеством насчитывает 20 пунктов:

1. Входной контроль  сырья и материалов. 2. Контроль готовой продукции. 3. Оценка качества продукции. 4. Оценка качества процесса производства продукции. 5. Контроль качества продукции и процесса ее производства. 6. Систематизация и анализ информации о качестве. 7. Анализ данных о проводимых специальных исследованиях в области качества. 8. Осуществление мероприятий для поддержания рабочего режима контрольной аппаратуры. 9. Гарантийное обслуживание. 10. Координацию мероприятий в области качества. 11. Внедрение цикла PDCA ("plan-do-check-action"). 12. Управление человеческим фактором, в том числе на фирмах-поставщиках, в обслуживающих и сбытовых компаниях и организациях, у потребителей и акционеров (меры по созданию благоприятного климата, атмосферы заинтересованности, удовлетворения и благополучия). 13. Организация работы кружков качества. 14. Повышение квалификации персонала с целью обучения и совершенствования методов обеспечения качества. 15. Организация подготовки кадров управленческого звена для руководства деятельностью в области качества. 16. Ответственность за деятельность в области качества высшего руководящего звена. 17. Разработку политики в области качества в русле общей стратегии развития предприятия, затрагивающей все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, а также с учетом работы по разъяснению задач по улучшению качества. 18. Участие в мероприятиях по качеству на государственном уровне. 19. Воспитание сознательного отношения к повышению качества, развитие и укрепление отношений партнерства, разработка программы участия коллектива в прибыли и акционерном капитале, совершенствование социальной атмосферы и постоянная информированность служащих. 20. Формирование культуры качества.

Цель всеобщего управления качеством - достижение более высокого уровня качества продукции и услуг

Согласно философии  всеобщей концепции в понятие  качества входят осязаемые и неосязаемые  ощущения покупателя, которые связаны  с качественными характеристиками продукции и услуг, их информационным обеспечением и другими обстоятельствами.

Эффективность всеобщего управления качеством определяется тремя основополагающими условиями:

руководитель организации, предприятия энергично проводит курс на повышение качества;

внедряется специальная  программа, согласно которой инвестируется  не оборудование, а работники;

реорганизуется или  создается новая организационная  структура, отвечающая требованиям  всеобщего управления качеством.

Всеобщее управление качеством реализуется посредством  применения определенного набора приемов  и средств, которые можно классифицировать по четырем сферам: управление качеством, процессом, персоналом и ресурсами (см.: таблица 1.)1.

 

Таблица 1.

Приемы и средства, используемые для всеобщего управления качеством

КАЧЕСТВО

ПРОЦЕСС

ПЕРСОНАЛ

РЕСУРСЫ

Управление  качеством

Управление  процессом

Управление  персоналом

Управление  ресурсами

Определение понятия качества

Устойчивость (стабильность) процесса

Команда управляющих

Программа расходов на качество

Политика  качества

Статистические методы контроля

Всеобщее  обучение качеству

Показатели  для контроля исполнения

Всеобщее  обучение качеству

Возможность процессов

Организация рабочих групп

Стоимостные показатели

Отношения с внутренними потребителями

Решение технологических  проблем

Методы и  средства мотивации

Консервация ресурсов

Системы качества

Совершенствование (улучшение) процесса

Связующие звенья

Улучшение окружающей среды

Кружки качества

Анализ характера  и последствий отказов на стадии проекта

Теории интенсификации

Работа по принципу: "Точно в срок

Методы  Тагучи

То же на стадии производства

Повышение квалификации

 

 

Сегодня качество в передовых  странах столь важно, что компании, не внедрившие программы TQM, уже в  ближайшем будущем не смогут эффективно продолжить конкурентную борьбу. Данный факт все чаще учитывается их потенциальными покупателями при выборе продавца. Процесс внедрения TQM включает все  уровни управления организацией, предприятием, охватывает также контроль за поставщиком и системой распределения. Насчитывается семь основных этапов применения системы всеобщего контроля качества:

Первое - определить потребность  рынка для разработки и производства товара определенного уровня качества. Лидирующее место - отделу маркетинга. Желательно привлечение клиента  к разработке и, особенно, к процессу дальнейшего совершенствования  продукции. Обязательное наличие обратной связи с рынком для наблюдения за тем, насколько хорошо

Первое - определить потребность  рынка для разработки и производства товара определенного уровня качества. Лидирующее место - отделу маркетинга. Желательно привлечение клиента  к разработке и, особенно, к процессу дальнейшего совершенствования  продукции. Обязательное наличие обратной связи с рынком для наблюдения за тем, насколько хорошо принимается  ваш товар. Без всеобъемлющей  информации о достоинствах и недостатках вашей продукции вы будете лишены перспективы, обречены на провал.

Второе - организовать процесс  разработки и проверки продукции  или услуги. Уровень качества является определяющим при выборе вариантов. Необходимо тщательно проверить продукцию по завершении разработки. Желательно вовлечение в этот процесс потребителя.

Третье - нацелить организационно-технологический  процесс на производство бездефектной продукции, для сведения до минимума затрат на дальнейший ремонт и переработку.

Четвертое - установить непрерывную  связь с рынком. Вести документацию результатов контроля, продолжать процесс  оценки товара. Организовать управление процессом поведения и оценки продукции потребителем.

Пятое - формулирование четких требований, предъявляемых вами к  качеству поставляемого сырья, оборудования и материалов. Их соответствие необходимым  стандартам. Выдвижение требований вашим  посредникам-потребителям о гарантии сохранения качества продукции вашего предприятия в процессе транспортировки, складирования, хранения, упаковки, переупаковки и конечной доставке покупателю, заказчику.

Шестое - введите различные  формы поощрений и мотиваций. Если работники больше времени и  сил будут уделять вопросами  повышения самоконтроля, это в  конечном результате сократит затраты, уменьшит объем работы контролеров.

Седьмое - организуйте  работу групп качества.

На основе общих подходов и критериев (TQM) каждое государство, национальная экономика разрабатывают  свой собственный подход к достижению высокого уровня продукции. Специфика  и возможности конкретного предприятия, организации вносят свою корректировку  в его реализацию. Однако внедрение  универсальных подходов, уже апробированных мировым сообществом методов и средств, и в дальнейшем будет оставаться залогом успешного решения задач по повышению качества продукции.

 

 

2. Основные национальные отличия системы TQM

 

Кратко остановимся  на вкладе ученых и специалистов США  и Европы в разработку системы  всеобщего управления качеством. До 80-х годов 20-го столетия в США с  интересом следили за японским опытом совершенствования качества, но, уверенные  в громадном превосходстве своей  страны в потенциале и уровне качества на то время, позволяли себе не замечать успехов японцев и существенно  не меняли ни структуры, ни методов  обеспечения качества продукции  на своих предприятиях. На фирмах США  качеством в основном занимались службы качества, а система управления качеством сводилась к его  планированию. Осознание опасности  своего отставания произошло в начале 80-х годов после издания ряда книг по качеству известного ученого  Э.Деминга, в которых он изложил свою философию качества в знаменитых «Четырнадцати пунктах», в дальнейшем положенных в основу системы TQM. Американцы не приняли японский опыт эффективного использования в обеспечении качества человеческого фактора, как не соответствующий их менталитету. Вложив в новые технологии громадные инвестиции, с целью разработки новых видов продукции, а также сформировав новые отношения между работниками и работодателями, построенные на общей заинтересованности в повышении качества, американцы создали предпосылки для новой технической революции, плоды которой были особенно ощутимы в период президентства Б.Клинтона. На американских предприятиях во главу угла политики в области качества был положен принцип максимального удовлетворение потребителей продукции. Особое внимание качеству было уделено и федеральными властями, что не характерно для США.

Была проведена общенациональная кампания под лозунгом «Качество  – прежде всего». Для активизации  предприятий в борьбе за качество Конгрессом США учреждены национальные премии им. М. Болдриджа. Все эти мероприятия к концу 90-х годов практически ликвидировали имеющийся разрыв в уровне качества между японскими и американскими товарами.

В отличие от США, в  которых и до 80-х годов проводилась  активная политика в вопросах повышения  и планирования качества, в Западной Европе управление качеством оставалось, по сути, контролем качества. Но в 80-х  годах была проведена целенаправленная деятельность по созданию единого европейского рынка, что во многом способствовало выработке единых требований к качеству продукции и, в конечном счете, к  выработке единых стандартов по системе  качества на основе ИСО серии 9000 и  ЕН 29000. По сравнению с другими  странами мира в Европе уделяется  больше внимания добровольной сертификации продукции и систем качества. Как  и в США, в целях активизации  процессов непрерывного совершенствования  качества Европейской организацией по качеству введены премии лучшим европейским фирмам.

Информация о работе Американская модель управления качеством