Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование товарного ассортимента на предприятии и его анализ, а также разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая методика исследования предприятия
1.1 Сущность ассортимента товара, как одной из составляющих конкурентоспособности предприятия……………………………………..5
1.2 Ассортиментная политика и ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия……………………………………..9
1.3 Анализ методологических принципов и методов формирования ассортиментной политики………………………………………………..17
Глава 2. Аналитическая деятельность предприятия
ОАО «Бурятхлебпром»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Бурятхлебпром»…………………...24
2.2 Выполнение плана по ассортименту на 2010 год………………………....26
2.3 Анализ ассортимента на 2011 год………………………………….............31
Глава 3. Пути решения управленческой проблемы ОАО «Бурятхлебпром»………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Приложение 1…………………………………………………………………….43
Приложение 2…………………………………………………………………….44
Приложение 3…………………………………………………………………….46
Приложение 4……………………………………………………………………47
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая методика исследования предприятия
Глава 2. Аналитическая деятельность предприятия
ОАО «Бурятхлебпром»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Бурятхлебпром»…………………...24
2.2 Выполнение плана по ассортименту на 2010 год………………………....26
2.3 Анализ ассортимента на
2011 год………………………………….............
Глава 3. Пути решения управленческой
проблемы
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение 1…………………………………………………………………….43
Приложение 2…………………………………………………………………….44
Приложение 3…………………………………………………………………….46
Приложение 4……………………………………………………………………47
Глава 1. Теоретическая методика предприятия
1. 1. Сущность ассортимента товара, как одной из составляющих конкурентоспособности предприятия.
Обзор теоретических основ планирования ассортимента продукции, на мой взгляд, целесообразно начать с некоторых главных для этой темы определений и понятий ассортиментной политики предприятия.
Деятельность любого предприятия всегда сопряжена с понятием товара, который оно производит. Товар - сложное, многоаспективное понятие, включающее совокупность многих свойств, главным из которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет, в процессе продажи и потребления.1 «Обменная» сущность товара рассматривалась уже на ранних стадиях зарождения экономических идей в трудах древнегреческих философов Платона, Аристотеля.
Определение товара: «продукт труда, предназначенный для продажи»2 – остается, несомненно, справедливым и в маркетинге.
Так, американский ученный, признанный специалист в области маркетинга, Ф.Котлер указывает: «Товар- все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления» 3. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.
Маркетолог Теодор Левит выразился о товаре, следующим образом: «Это не то, о чем подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует от него потребитель. Человек покупает, чтобы избавиться от проблемы, которая его беспокоит, и получает удовлетворение оттого, что её больше не существует».
«продукт - конкретная
физическая единица или
Особый интерес представляют модели товаров у Ф. Котлера5 (см. Приложении 1).
Такой подход восприятия товара позволяет выявить требования потребителей, предложения конкурентов и отличительные характеристики продукции. Основополагающим является уровень товара по замыслу (обобщенный продукт), на котором дают ответ на вопрос: что в действительности будут приобретать покупатели; на то, что товар означает для потребителей, а не для продавца. Это наиболее широкое определение товара, соответствующее концепции маркетинга. Элементы товара в реальном исполнении Ф. Котлер выделяет в рамках: уровня качества, набора свойств, специфического оформления, марочного названия, специфической упаковки.
Очевидно, что большинство из используемых характеристик являются взаимозависимыми. Это позволяет выразить ассортиментную концепцию в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида.
Другое важное положение, связанное с товаром, с позиции маркетинга – это необходимость проектировать его с четкой ориентацией на заранее выявленную целевую группу потребителей. Главное, о чем нужно помнить предприятию-изготовителю, продумывая свой набор - проектировать его исходя из потребностей не «среднестатистического» покупателя, а определенной однородной группы – сегмента6.
Именно, такой подход позволяет одновременно дифференцировать, и в то же время, четко – ориентировать предложение продукта. «Сейчас предметы каждодневного пользования «возникают» в неограниченных масштабах, потребности становятся самыми разнообразными; производство способствует их рождению и их исчезновению».
Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом7.
В соответствии с точкой зрения П.С. Завьялова8, номенклатура включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Товарную номенклатуру, согласно Ф. Котлеру, А. Романову, можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины, гармоничности и сопоставимости.9
Характеристика глубины и широты ассортимента в графическом виде представлена в таблице №1.
Таблица №1.
«Графическая характеристика ассортимента»
Товарные единицы (глубина) |
Ассортиментные группы (ширина) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Под широтой товарного ассортимента номенклатуры имеют в виду общую численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой.
Под глубиной товарной номенклатуры подразумевают варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Под насыщенностью товарной номенклатуры понимают общее число составляющих её отдельных товаров.
Под гармоничностью товарной номенклатуры имеют в виду варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Под сопоставимостью товарной номенклатуры понимают степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного пользования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей.
Ф. Котлер определяет товарный ассортимент, как «группу товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен».10
Понятие ассортимента тесно связано с понятием структуры ассортимента и ассортиментной (номенклатурной) позиции.
Структура ассортимента – это его характеристика по количественному соотношению видов продукции и их доли в общем, выпуске, выраженном в денежных или натуральных единицах.
Ассортиментная (номенклатурная) позиция, согласно Дж. Р. Эванса представляет собой конкретную модель, марку или размер продукции11.
Удачный продукт является залогом финансового благополучия и устойчивости предприятия, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах. Можно сделать вывод, что процесс определения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции является неотъемлемой и составной частью ассортиментной политики.
1.2. Ассортиментная политика и ее роль в повышении
конкурентоспособности предприятия.
Современные условия хозяйствования таковы, что предприятие, как правило, постоянно вступает в конкурентную борьбу с другими участниками рынка, стараясь одержать победу, т.е. доказать свою конкурентоспособность.
Конкурентная борьба имеет тенденцию к усилению как на внутреннем рынке – между отечественными производителями и их иностранными конкурентами12, так и на внешнем - между отдельными фирмами, особенно теми, которые представляют наиболее продвинутые в экономическом и технологическом отношении отрасли13.
В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу ряд причин не уделялось должного внимания. В рыночной же системе хозяйствования данная категория является одной из ключевых, ибо в ней концентрировано выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности предприятия14.
В зависимости от объекта
приложения термина «
Каждая из этих категорий имеет существенные отличия и характерные черты, которые подтверждают правомерность и целесообразность такой дифференциации.
В работе15, Ивахник Д.Е. утверждает, что «центральным звеном в данной системе категорий считается именно конкурентоспособность предприятия, т.е. тот фундамент, который в свою очередь реализуется в виде конкретного товара».
Особый интерес, в данном направлении, представляет «Типология уровней конкурентоспособности», разработанная ученым в области маркетинга.
Информация о работе Аналитическая деятельность предприятия ОАО «Бурятхлебпром»