Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 16:04, курсовая работа
Цель данной работы - анализ деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПУРЦБ). Для достижения этой цели потребовалось решить ряд конкретных задач:
дать определение профессиональным участникам рынка ценных бумаг,
разобрать виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,
дать характеристику каждому профессиональному участнику, их обязанностям, квалификационным требованиям,
рассмотреть российское законодательство, регулирующее деятельность ПУРЦБ, а также многие другие.
Введение………………………………………………………………………3
1. Профессиональные участники фондового рынка, сферы их деятельности, цели и интересы. …………………..…………………………………………5
2. Фондовые брокеры и дилеры……………………………………………...8
3. Российское законодательство, регулирующее деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг....……….……...…...13
4. Возможность совмещения видов профессиональной деятельности…....19
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...26
В случае работы по договору комиссии клиент перечисляет на свой клиентский счет в брокерской конторе необходимую сумму денежных средств для обеспечения планируемых сделок. Клиент дает распоряжение на заключение сделки за свой счет, используя утвержденные средства связи, например, телефон с записью разговора и (или) факс. Персональный менеджер принимает заявку от клиента по телефону (факсу) оформляет и передает ее трейдеру на исполнение. В процессе исполнения заявки брокеру важно иметь возможность оперативной связи с клиентом для корректировки условий заявки в случае изменения рынка. Исполненная заявка оформляется поручением и отчетом в письменном виде по цене фактического исполнения. Брокер представляет клиенту оперативный отчет, содержащий всю информацию по каждой конкретной сделке и по портфелю в целом (временной график прохождения расчетов, фактический и ожидаемый остатки и т.д.) После проведения перерегистрации акций брокер представляет клиенту выписки со счета депо для отражения зачисления (списания) акций по балансу клиента.
Один
раз в месяц брокер представляет
клиенту сводный отчет и
Главным отличием договора поручения является тот факт, что все права и обязанности по сделке возникают непосредственно у клиента (доверителя), а не у брокера (поверенного). Однако при работе в Российской торговой системе (РТС) все зарегистрированные участники обязаны выполнять, кроме норм гражданского законодательства, также и правила торговли этой системы. Согласно этим правилам, участник РТС обязан выступать поручителем за своего клиента перед контрагентом и исполнять за него все обязательства по сделке, включая поставку акций и уплату штрафных санкций. В этом случае брокер старается сделать все необходимое для корректного исполнения сделки клиентом.
После заключения сделки по поручению клиента и подписания с контрагентом договора купли-продажи брокер пересылает данный договор, содержащий все существенные условия сделки, своему клиенту.
В случае покупки акций брокер пересылает уведомление о зачислении акций на счет депо клиента, дает ему команду на оплату поставленных акций и сообщает о необходимости предоставления клиентом дополнительных документов для прохождения сделки. Если, несмотря на это, клиент ненадлежаще исполняет свои обязательства, вследствие чего брокер несет издержки как поручитель, то в ряде случаев договор поручения (брокерский договор) предусматривает обязательство клиента компенсировать данные издержки в большем размере. Удвоение штрафных санкций предусмотрено для того, чтобы клиентам ни при каких рыночных условиях не было выгодно нарушать условия договора, не говоря уже об умышленном неисполнении обязательств. Любое нарушение обязательств по сделкам, в которых брокер выступает поручителем, рассматривается как нанесение морального ущерба компании и подрыв репутации перед другими профессиональными участниками.
Таким образом, основными функциями брокера являются:
Вторым профессиональным посредником на рынке ценных бумаг является дилер.
Дилером называется профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» определено, что «дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам».
Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки. Поэтому дилер должен постоянно контролировать и учитывать меняющуюся конъюнктуру рынка. Обычно он специализируется на определенных видах ценных бумаг, но крупные организации могут обслуживать рынок ценных бумаг в целом. Выступая в роли оператора рынка, дилер объявляет цену продажи и покупки, минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены.
На российском рынке в роли дилера может выступать инвестиционная компания, одной из функций которой является вложение средств в ценные бумаги, осуществление сделок с ними от своего имени, в том числе путем их котировки.
Функциями дилера являются:
В
рамках дилерской деятельности участник
торговли может принимать на себя
дополнительные обязательства по обеспечению
ликвидности рынка ценных бумаг. Эти действия
участника торговли затрагивают, прежде
всего, процесс формирования рыночной
стоимости конкретных ценных бумаг. Такие
участники торговли являются маркет-мейкерами.
3.
Российское законодательство,
регулирующее деятельность
профессиональных участников
рынка ценных бумаг.
Основным законом, регулирующим деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПУРЦБ) является ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ.
В соответствии с разделом 5, главой 10, статьей 38 «Основы регулирования рынка ценных бумаг» ФЗ № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.
Согласно разделу 5, главе 11, статье 39 «Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг» ФЗ № 39 «О рынке ценных бумаг» все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральной лицензии.
Кредитные
организации осуществляют профессиональную
деятельность на рынке ценных бумаг
в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом для
Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профес-сиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства РФ о ценных бумагах.
Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.
Условием оказания брокером и/или дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг является его соответствие установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам (работникам).
Исходя из смысла статьи 39 Закона «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ, лицензирование является основным направлением государственного регулирования деятельности профессиональных участников. Необходимость лицензирования обусловлена повышенным уровнем риска, сопутствующим профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Лицензирование призвано предотвращать появление на рынке неподготовленных или недобросовестных субъектов профессиональной деятельности, и служит защите прав и законных интересов участников рынка, поддержанию благоприятных условий функционирования рыночных механизмов и обеспечению стабильности отношений между всеми участниками рынка ценных бумаг.
Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок лицензирования профессиональной деятельности и лицензионные требования, не объединены единой концепцией правового регулирования и не увязаны с основами единой государственной политики в области лицензирования. В данный момент действует ряд постановлений ФКЦБ России, регулирующих вопросы лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Некоторые из них действуют лишь в части, не противоречащей другим, отдельные нормативные акты регулируют лишь частные вопросы или отдельные условия осуществления профессиональной деятельности. Такая ситуация не способствует достижению целей государственного регулирования.
На
сегодняшний день существует насущная
необходимость системного упорядочивания
норм, на основании которых
Согласно разделу 5, главе 12, пункту 6 статьи 42 Закона «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг отнесено к компетенции ФКЦБ России. Порядок лицензирования профессиональной деятельности регламентирован, главным образом, двумя нормативными правовыми актами. Первый - Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный постановлением ФКЦБ России от 15.08.2000 № 10. Второй - Положение о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное постановлением ФКЦБ РФ от 23.11.1998 № 50. Второй действует в части, не противоречащей первому нормативному акту. Особняком стоит Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 19.06.1998 № 24, которое также действует в части, не противоречащей Порядку лицензирования. Кроме того, как уже упоминалось, отдельные лицензионные требования и условия установлены целым перечнем нормативно-правовых актов ФКЦБ России.
Информация о работе Анализ деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг