Анализ организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание

Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. В процессе управления происходит делегирование правил и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределение задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена.

Содержание

Введение
1. Роль структуры управления в эффективной работе предприятия……..4
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур………..4
Типы организационных структур управления………………………..10

2.Анализ организационной структуры ООО «Техтрейд»………………..14
Характеристика объекта исследования…………………………......14
2.2. Особенности организационной структуры ООО «Техтрейд»……….15
2.3 Анализ организационной структуры управления……………………..18
2.4. Пути совершенствования организационной структуры предприятия.22
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26
Приложения

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

       1.2. Типы организационных структур управления

 

 

 В зависимости от характера  связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно- функциональную и матричную. 
        Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. 
       Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1). 
              

Таблица 1

        

Преимущества

 
       Недостатки

        

1. Единство и  четкость распорядительства 
       2. Согласованность действий исполнителей 
       3. Простота управления 
       4. Оперативность в принятии решения 
       5. Четко выраженная ответственность 
       6. Личная ответственность руководителя

 
       1. Высокие требования к руководителю 
       2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений 
       3. Затруднительные связи между инстанциями 
       4. Концентрация власти в управляющей верхушке


 
        
       Серьезные недостатки линейной структуры  в определенной мере могут быть устранены  функциональной структурой. 
        Функциональная организационная структура управления организацией. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. 
       В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т. п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления. 
       Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей. 
       Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл. 2). 
       Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной мере устраняются линейно-функциональными структурами.        

Таблица 2

        

Преимущества

 
       Недостатки

        

1. Высокая компетентность  специалистов, отвечающих за осуществление  конкретных функций 
       2. Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов 
       3. Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов 
       4. Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций 
       5. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля

 
       1. Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений 
       2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 
       3. Появление тенденций чрезмерной централизации 
       4. Длительная процедура принятия решения 
       5. Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения


 

        
       Линейно-функциональная (штабная) структура управления 
       При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.). 
       В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. 
       Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации. Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки (таблица 3).        Таблица 3

        

Преимущества

 
       Недостатки

        

 
       1. Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников 
       2. Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 
       3. Возможность привлечения консультантов и экспертов 
       

 
       1. Отсутствие тесных взаимосвязей  между производственными отделениями 
       2. Недостаточно четка ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации 
       3. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации


 
        Матричная организационная  структура управления.  
       Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. 
       В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение. 
       При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки (таблица 4).  
               

Таблица 4

        

Преимущества

 
       Недостатки

        

 
        
       1. Возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации 
       2. Рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности 
       3. Усиление контроля за отдельными задачами проекта 
       4. Сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий 
       5. Повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов 
       

 
       1. Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение 
       2. Необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям 
       3. Трудность приобретения навыков необходимых для работы по новой программе


 

Организационная структура ООО «Техтрейд» является линейно-функциональной.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ организационной структуры ООО «Техтрейд»
    1. Характеристика объекта иследования

 

Торговый дом  «Техтрейд»- это коммерческий центр  объединившихся в 1998 году ООО «Пумори- инжиниринг» и ОАО «Свердловский инструментальный завод», долгие годы успешно работающий на инструментальном рынке России.

Основные виды деятельности  ООО «Техтрейд»:

Поставка в  хорошем ассортименте:

  • вспомогательный, металлорежущий, мерительный, алмазный, слесарно-монтажный, абразивный, строительно-монтажный, хозяйственный, электро- и пневмоинструмент;
  • станки, сварочную аппаратуру, подшипники, двигатели, насосы;

и другой продукции  технического назначения, как  ООО  «Пумори-инжиниринг», так и других российских и зарубежных производителей.

ООО «Техтрейд» сотрудничает со многими известными российскими и зарубежными производителями разнообразного инструмента, необходимого на каждом промышленном предприятии, что значительно расширяет ассортимент наших продаж.

Одним из главных  направлений деятельности ООО «Техтрейд», очень удобным и выгодным для наших заказчиков, являются комплексные всеобъемлющие поставки качественного режущего, вспомогательного, слесарно-монтажного, строительного, мерительного, абразивного, а также подшипников, сварочной аппаратуры, металлообрабатывающих станков.

Номенклатура  поставок постоянно расширяется. Поставляемый инструмент с успехом используется  на российских предприятиях авиа-, приборо- и машиностроения, нефтеобрабатывающей и других отраслей промышленности.

 

 

2.2. Особенности  организационной структуры ООО «Техтрейд»

 

Структуру можно  выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.

Как показывает опыт, процесс внесения коррективов  в организационную структуру  управления должен предусматривать:

- Систематический  анализ функционирования организации, и её среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;

- Разработку  генерального плана совершенствования  организационной структуры;

- Гарантию того, что программа нововведений содержит  максимально простые и конкретные  предложения по изменению;

- Последовательную  реализацию планируемых перемен.  Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;

- Поощрение  повышения уровня информированности  сотрудников, что позволит им  лучше оценить свою причастность  и, следовательно, усилит их  ответственность за намеченные  перемены.

Результатом разработки с применением описанных выше методов стала приведенная структурная схема управления предприятием, реализованная в ООО «Техтрейд» (Приложение1). Эта схема постоянно изменяется в деталях. Эти изменения отражают непрерывный процесс адаптации предприятия к изменяющимся внешним условиям.

Организационная структура управления должна быть гибкой и чутко отзывать ся на все изменения, происходящие как во внешней по отношению к предприятию среде, так и внутри него. Анализ состава численности за последние несколько лет показывает, что в осенне-зимние периоды численность рабочих промышленно-производственного персонала меньше по сравнению с летними периодами. При уве личении заказов происходит увеличение численности персонала, появление на не которых участках 2-х сменной работы, при уменьшении заказов происходит естест венная текучесть кадров, и персонал не набирается при наличии вакантных единиц в штатном расписании.

Численность рабочих, обеспечивающих основную и вспомогательную деятельность, составляет 230 человека. Инженерно-технический потенциал включает в себя высококвалифицированных и грамотных руководителей, специалистов и служащих с высшим техническим и экономическим образова нием, а также со среднеспециальным образованием.

Данная организационная  структура является рациональной в свете реализации поставленных целей и задач обществом. На предприятии имеются три основные блока управления:

1. Блок реализации продукции, содержащий 4 отдела оптовых продаж, три представительства в разных городах, одел технического маркетинга, 5 магазинов по области, отдел внешнеэкономической деятельности, сертификации и лицензирования подчиняющиеся коммерческому директору, зам. коммерческого директора по оптовым продажам и зам. коммерческого директора по розничным продажам;

2. Блок логистики, содержащий отдел снабжения, складской комплекс, транспортный отдел, отдел оформления документов, подчиняющиеся директору логистики и генеральному директору;

3. Блок финансирования управления и учета, включающий в себя бухгалтерскую службу, планово-экономический отдел, подчиняющийся финансовому директору и вспомогательные службы- должности СМК, ораны труда и ТБ, секретариат.

Эффективному  управлению предприятием, тесному взаимодействию всех подразделений и служб, исключено  дублирования в работе способствует разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность, четко определяющих функции, права, обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей  с учетом специфических особенностей их деятельности. К числу таких документов относятся положения об отделах и службах предприятия и должностные инструкции работников, согласно которым определяются место, роль подразделений в системе управления предприятием, основные задачи, обязанности, права, ответственность исполнителей за выполняемую работу.

Информация о работе Анализ организационной структуры предприятия