Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основы организации малого бизнеса в Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть основы организации предприятия малого бизнеса в Российской Федерации.
2. Произвести анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы организации предприятия малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
1.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса ………………………..6
1.2. Понятие и классификация малого предприятия…………………………8
1.3. Основные функции малого предприятия ……………………………….12
1.4. Правовые основы функционирования малого бизнеса в России ……...15
2. Анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1. Кадровая проблема малого бизнеса……………………………………...20
2.2. Налогообложение малого бизнеса в РФ…………………………………26
2.3. Проблема проверок предприятий малого бизнеса………………………28
2.3. Вопросы кредитования малых предприятий ……………………………30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС – 67%, Японии – 55%6.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.
Разработка
и применение критериев для отнесения
предприятий к малому бизнесу
имеют большое научное и
На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве – до 200; в науке и научном обслуживании – до 100; в других отраслях производственной сферы – до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек7.
В
соответствии с Федеральным законом
«О государственной поддержке
Таким
образом, в настоящее время в
Российской Федерации для отнесения
предприятий к малым
1.3. Основные функции малого предприятия
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Таким
образом, развитие малого бизнеса в
России выгодно как для экономики,
так и для социальной сферы
страны
1.4. Правовые основы функционирования малого бизнеса в России
Хозяйствующие
субъекты, которые относятся к
малому и среднему бизнесу – это
внесенные в Единый государственный
реестр юридических лиц
Для юридических лиц, установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).
В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ)11.
Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.
Величина
критериев определяется ежегодно по
данным предшествующего календарного
года. Исключением являются вновь
созданные организации или
С 1 января 2010 года вступил в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия (3).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ12
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2)
упрощенная система ведения
3)
упрощенный порядок
4)
льготный порядок расчетов за
приватизированное субъектами
5)
особенности участия субъектов
малого предпринимательства в
качестве поставщиков (
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7)
меры по обеспечению
8)
меры по развитию
Информация о работе Анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации