Анализ себестоимости

Автор работы: z*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с анализом себестоимости продукции на предприятии: сущность, цели, методы данного анализа, значение и резервы снижения себестоимости продукции. В качестве практического приложения в работе приводятся данные по анализу себестоимости продукции на предприятии ОАО «Эдако». При изучении данной темы мною были использованы учебная и специальная литература по теории экономического анализа.

Содержание

1.Теоретическая часть:"Анализ себестоимости"
1.1 Введение
1.2 Понятие и сущность себестоимости.
1.3Анализ себестоимости продукции.
2.Практическая часть
2.1 Общая характеристика ОАО «Эдако»
2.2 Анализ управления ОАО «Эдако»
2.3 Анализ себестоимости ОАО «Эдако»
Выводы
Глоссарий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

нпкев.docx

— 81.61 Кб (Скачать документ)

 
Содержание:

1.Теоретическая  часть:"Анализ  себестоимости"

1.1 Введение

1.2 Понятие и сущность себестоимости.

1.3Анализ  себестоимости продукции. 

2.Практическая  часть

2.1 Общая характеристика ОАО «Эдако»

2.2 Анализ управления ОАО «Эдако»

2.3 Анализ себестоимости ОАО «Эдако»

Выводы

Глоссарий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Введение.

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия  необходимо постоянно проводить  анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа  и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Можно с уверенностью заявить, что  этот показатель является одним из наиболее важных. Чем же он так привлекателен? Почему ему так много уделяют  внимания? Главными задачами развития экономики на современном этапе  является всемерное повышение эффективности  производства, а также занятие  устойчивых позиций предприятий  на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию  и завоевать доверие покупателей  предприятие должно выгодно выделятся  на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции  и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы  улучшения этих показателей как  раз и заключены в себестоимости  продукции.

В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с  объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием  фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой  определения цен на продукцию. Систематическое  снижение себестоимости промышленной продукции – одно из основных условий  повышения эффективности промышленного  производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень  рентабельности, а также на общегосударственный  денежный фонд - бюджет. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для  предпринимательской деятельности организаций.

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты  всех видов ресурсов: основных фондов ,природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в  процессе изготовления продукции и  выполнения работ, а также для  сохранения и улучшения условий  производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость  продукции, их классификация по статьям  определяются государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.

Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления  ресурсов.

Задачами анализа  себестоимости продукции являются:

  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
  • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат  от плановых;
  • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  • выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

 Анализ себестоимости  продукции и направлен на выявление  возможностей повышения эффективности  использования материальных, трудовых  и денежных ресурсов в процессе  производства, снабжения и сбыта  продукции, Изучение себестоимости  продукции позволяет дать более  правильную оценку уровню показателей  прибыли и рентабельности, достигнутому  на предприятиях.

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных  с анализом себестоимости продукции  на предприятии: сущность, цели, методы данного анализа, значение и резервы  снижения себестоимости продукции. В качестве практического приложения в работе приводятся данные по анализу  себестоимости продукции на предприятии  ОАО «Эдако». При изучении данной темы мною были использованы учебная и специальная литература по теории экономического анализа. 

      1. Себестоимость и  анализ себестоимости  продукции. 

    1. Понятие и сущность себестоимости.

        Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

      Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции. Цеховая себестоимость включает затраты данного цеха на производство продукции. Общезаводская (общефабричная) себестоимость показывает все затраты предприятия на производство продукции. Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции. Отраслевая себестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.

      Затраты на производство промышленной продукции  планируются и учитываются по первичным экономическим элементам  и статьям расходов.

      Группировка по первичным экономическим  элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. Эта группировка используется также для согласования плана по себестоимости с другими разделами техпромфинплана, для планирования оборотных средств и контроля за их использованием. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:

      - сырье и основные материалы, 

      - вспомогательные материалы,

      - топливо (со стороны),

      - энергия (со стороны),

      - амортизация основных фондов,

      - заработная плата, 

      - отчисления на социальное страхование,

          - прочие затраты, не распределенные  по элементам.

      Группировка затрат по экономическим элементам  показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения  их на отдельные виды продукции и  другие хозяйственные нужды. По экономическим  элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты  на производство планируются и учитываются  по статьям расходов (статьям калькуляции).

      Группировка затрат по статьям  расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

      В промышленности применяется следующая  номенклатура основных калькуляционных  статей:

      1) сырье и материалы

      2) топливо и энергия на технологические  нужды

      3) основная заработная плата производственных  рабочих

      4) расходы на содержание и эксплуатацию  оборудования 

      5) цеховые расходы

      6) общезаводские (общефабричные) расходы

      7) потери от брака

      8) непроизводственные расходы.

      Первые  семь статей расходов образуют фабрично-заводскую  себестоимость. Полная себестоимость  складывается из фабрично-заводской  себестоимости и внепроизводственных  расходов.

      Расходы предприятий, включаемые в себестоимость  продукции, делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и др. К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общезаводские (общефабричные), по содержанию и эксплуатации оборудования.

      Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции  составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.

      Нормативный метод учета и  калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль за ходом производственного процесса, за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции. В этом случае затраты на производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов. 

      1.2. Анализ себестоимости  продукции. 

      Задачи  анализа себестоимости. При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

      Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

      1. Повышение технического уровня  производства. Это внедрение новой,  прогрессивной технологии, механизация  и автоматизация производственных  процессов; улучшение использования  и применение новых видов сырья  и материалов; изменение конструкции  и технических характеристик  изделий; прочие факторы, повышающие  технический уровень производства.

      По  данной группе анализируется влияние  на себестоимость научно-технических  достижений и передового опыта. По каждому  мероприятию рассчитывается экономический  эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления  мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции  до и после внедрения мероприятий  и умножением полученной разности на объем производства в планируемом  году:

Информация о работе Анализ себестоимости