Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, что предполагает рассмотрению следующих задач:
1) Определить специфику внешней среды организации в современной экономике РФ;
2) Проанализировать факторы внешней среды среды ОАО «Мечел-Сервис»;
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимодействия внешней среды 5
1.1 Сущность и основные элементы внешней среды 5
1.2 Воздействие внешней среды на деятельность организации 15
1.3 Типы организаций по взаимодействию с внешней средой 23
Глава 2. Практические аспекты взаимодействия организации с внешней средой 27
2.1 Общая характеристика компании 27
2.2 STEP анализ вешней среды ОАО «Мечел-Сервис» 28
2.3 Матрица GE ОАО «Мечел-Сервис» 29
2.4 Рекомендации по управлению взаимодействием с внешней средой компании 33
Заключение 37
Библиографический список 41
ОАО «Мечел-Сервис» - успешная торговая компания, реализующая металлургическую продукцию предприятий в более чем 30 экономически лидирующих регионах России, в странах СНГ, в Восточной и Центральной Европе. В настоящее время в его состав входит около 50 подразделений, расположенных в крупнейших городах России. В 2008 г. отделение «Мечел-
Сервиса» появились в Румынии, Германии и Казахстане.
ОАО «Мечел-Сервис» осуществляет продажу, среди прочего:
- арматуры, катанки, кругов
- нержавеющего листа и сорта
- качественного проката
- листа рядовых марок стали
- проволоки, сетки, гвоздей
- канатов, поковок, штамповок
- профнастила
ОАО «Мечел-Сервис» находится на шестом месте среди ведущих мировых производителей концентрата коксующегося угля, занимает первое место в России по производству концентрата коксующегося угля и третье место в России по общей добыче углей. «Мечел-Сервис» занимает второе место в стране по производству сортового поката, а также является крупнейшим и наиболее многопрофильным производителем специальных сталей и сплавов в России.
Преимущество «Мечел-Сервиса» заключается в наличии разветвленной сети сбытовых отделений по всей России. Количество филиалов и ассортимент предлагаемой ими продукции постоянно возрастают. Компания верит, что прямое взаимодействие без посредников с потребителями нашей продукции позволяет лучше чувствовать рынок и формировать оптимальные предложения.
В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации ОАО «Мечел-Сервис» – таблица 2.
Таблица 3
Матрица STEP-анализа внешней среды организации
Факторы внешней среды (глобальные проблемы) | Краткая характеристика вариантов развития экономики | ||
Пессимис- тичный | Реалис- тичный | Оптимис- тичный | |
1. Социальные: - рост реальных доходов населения; - изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы; - улучшение демографической ситуации в регионе; - изменение потребностей и вкуса покупателей (потребительских предпочтений).
|
+ |
+ |
+
+
+
|
Продолжение табл. 4 | |||
2. Технологические: - появление научно-технических достижений; - сырьевая ситуация и ресурсный потенциал региона; - развитие конкурентных технологий; - потенциал инноваций. |
+ |
+ |
+
+
+ |
3. Экономические: - улучшение экономической ситуации в регионе; - появление новых конкурентов; - рост активности конкурентов; -снижение покупательской способности; - обменные курсы валют; - сезонность. |
+ + + + + |
+ + + |
+ |
4. Политические: - ужесточение государственной политики в области сертификации; - ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции. |
+
+ |
+ |
|
Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.
Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного курса валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации. При пессимистичном прогнозе развития России может наблюдаться развитие конкурентных технологий, появление новых конкурентов и рост их активности, ужесточение государственной политики в области сертификации и госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции[6].
Далее построим матрицу GE, на которой отразим сильные стороны / конкурентоспособность организации, размер отрасли и долю организации ОАО «Мечел-Сервис» на рынке – рисунок 2.
Для позиции А 1, характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке.
Для позиции А 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.
Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны.
А1 | А2 | В3 |
А3 |
В2 | С1 |
В1 | С2 | С3 |
10
|
|
|
- Высокий приоритет, с точки зрения инвестирования - Средний приоритет, с точки зрения инвестирования - Низкий приоритет, с точки зрения инвестирования |
Рисунок 2 – Матрица GE «Привлекательность отрасли – сильные стороны предприятия»
Для позиции А 1, характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке.
Для позиции А 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.
Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны[7].
Виды бизнеса, попадающие в три клетки в нижнем правом углу матрицы, называют Проигравшими (С1, С2, С3).
Это такие виды, которые обладают, по крайней мере, одним из низших и не обладают ни одним из высших параметров, откладываемых на осях Х и У.
Дополнительные инвестиции организации в такие виды бизнеса, как правило, должны быть ограничены или остановлены вовсе, так как связь между такими инвестициями и массой прибыли организации отсутствует.
Для С 1 характерна средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ на рынке.
Для С 2 характерны низкая привлекательность рынка и средний уровень относительных преимуществ на рынке.
Позиции С 3 определяются низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.
Виды бизнеса, попадающие в три клетки, расположенные вдоль диагонали, идущей от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называют «пограничными» - В1, В2, В3. Это такие виды бизнеса, которые могут, как расти при определенных условиях, так и, наоборот, сокращаться.
Бизнес ОАО «Мечел-Сервис» относится к средним позициям (В2): средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.
Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
Установим степень привлекательности отрасли, для чего построим таблицу оценок привлекательности (таблица 3).
Таблица 3
Оценка привлекательности отрасли
Параметры отрасли | Относительный вес (ОВ)
| Оценка привлекательности (ОП)
| Результат = ОВ*ОП |
1. Размер и темп роста рынка | 0,15 | 4 | 0,6 |
2. Острота конкуренции | 0,1 | 4 | 0,4 |
3. Концентрация потребителей | 0,05 | 5 | 0,25 |
4. Уровень концентрации поставщиков | 0,05 | 2 | 0,1 |
5. Зависимость спроса от цены | 0,07 | 3 | 0,21 |
6. Уровень насыщения спроса | 0,15 | 4 | 0,6 |
7. Невмешательство государства | 0,05 | 4 | 0,2 |
8. Низкая степень устаревания продукции | 0,03 | 5 | 0,15 |
9. Технологическая стабильность | 0,1 | 4 | 0,4 |
10. Прибыльность | 0,2 | 5 | 1,0 |
11. Барьеры для входа и выхода | 0,05 | 2 | 0,1 |
Оценка привлекательности отрасли | 1 | - | 4,01 |
ОАО «Мечел-Сервис» может улучшить свои результаты только за счет грамотной стратегии дифференциации – создавая и развивая прибыльные сегменты, а также создавая барьеры для выхода конкурентов на эти сегменты.
Далее оценим конкурентную позицию стратегической единицы бизнеса в данной отрасли, на основании данных таблицы оценки конкурентной позиции (таблица 4).
Таблица 4
Оценка конкурентной позиции
Основные факторы успеха | Относительный вес (ОВ)
| Оценка привлекательности (ОП) | Результат = ОВ*ОП |
1. Относительная доля на рынке | 0,2 | 4 | 0,8 |
2. Система сбыта | 0,05 | 5 | 0,25 |
3. Развитие производственных процессов | 0,1 | 5 | 0,5 |
4. Издержки (затраты) | 0,1 | 4 | 0,4 |
5. Техническая оснащенность | 0,15 | 4 | 0,6 |
6. Качество продукции | 0,1 | 5 | 0,5 |
7. Деловые связи | 0,2 | 4 | 0,8 |
8. Финансовые возможности | 0,1 | 4 | 0,4 |
Оценка конкурентной позиции | 1 | - | 4,25 |