Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:49, курсовая работа
Цель данной работы - изучение теоретической базы для проведения анализа внешней и внутренней среды организации.
Задачи работы состоят в рассмотрении следующих вопросов:
Организация, ее внутренняя и внешняя среды
Основные методы анализа сред
Введение
Глава I. Организация, ее внутренняя и внешняя среды
1.1. Основные признаки организации, ее цели и подсистемы
1.2. Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей в организации
1.3. Внутренняя среда организации
1.3.1. Теория ресурсной базы организации
1.4. Внешняя среда организации
1.4.1. Среда прямого воздействия
1.4.2. Среда косвенного воздействия
Глава II. Основные методы анализа сред
2.1. PEST – анализ
2.2. SNW – анализ
2.3. SWOT – анализ
2.4. Финансовый анализ
Заключение
Литература
3
5
5
9
10
13
14
16
19
22
22
23
26
27
29
30
Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.
Потребители. Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса – создавать потребителя. Под этим понимается следующее: самовыживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.
Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации прочти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.
Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что, если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. [15]
1.4.2. Среда косвенного воздействия
Рис.2. Среда косвенного воздействия
Технология является одновременно внутренней переменой и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операции организации общие изменения состояния экономики, Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком.
Социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.
Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды. [16]
Отношения с местным населением. Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Поэтому многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования местных молодых дарований.
Внешнее окружение организации обычно характеризуется динамизмом, то есть постоянным изменением внешних факторов, и в целом оказывается неустойчивым. Это обстоятельство придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности, степень которой может быть весьма различной. В то же время неопределенность во многом зависит и от внутренних моментов, среди которых: можно выделить профиль организации, состояние морально-психологического климата и способности руководства. Легко себе представить, например, какая судьба ждет во время шторма добротный корабль со сплоченным экипажем, управляемый старым "морским волком" и утлое суденышко с разношерстной разболтанной командой во главе с капитаном-новичком.
Глава II. Основные методы анализа сред
PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. [17]
Основные положения PEST – Анализа:
1. “Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”
2. Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
3. PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.[18]
2.2. SNW – анализ
SNW – анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – АНАЛИЗ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».[19]
Для составления SNW – анализа необходимо заполнить следующую таблицу:
| Наименование стратегической позиции | Качественная оценка позиции |
| |||||
|
| Сильная (S) | Нейтральная (N) | Слабая (W) | ||||
1 | Стратегия организации |
|
|
| ||||
2 | Бизнес-стратегии (в целом), в том числе |
|
|
| ||||
2,1 | Бизнес 1 |
|
|
| ||||
2,2 | Бизнес 2 |
|
|
| ||||
2,3 | Бизнес 3 |
|
|
| ||||
2,4 | Бизнес 4 |
|
|
| ||||
2,5 | Бизнес 5 |
|
|
| ||||
3 | Оргструктура |
|
|
| ||||
4 | Финансы, как общее финансовое положение |
|
|
| ||||
4,1 | Финансф как состояние текущего баланса |
|
|
| ||||
4,2 | Финансы как уровень бух. Учета |
|
|
| ||||
4,3 | Финансы как финструктура |
|
|
| ||||
4,4 | Финансы как доступность инвестиционных ресурсов |
|
|
| ||||
4,5 | Финансы как уровень финансового менеджмента |
|
|
| ||||
5 | Продукт как конкурентноспособность в целом |
|
|
| ||||
5,1 | Продукт 1 |
|
|
| ||||
5,2 | Продукт 2 |
|
|
| ||||
5,3 | Продукт 3 |
|
|
| ||||
5,4 | Продукт 4 |
|
|
| ||||
5,5 | Продукт 5 |
|
|
| ||||
6 | Структура затрат (в целом), в том числе |
|
|
| ||||
6,1 | Бизнес 1 |
|
|
| ||||
6,2 | Бизнес 2 |
|
|
| ||||
6,3 | Бизнес 3 |
|
|
| ||||
6,4 | Бизнес 4 |
|
|
| ||||
6,5 | Бизнес 5 |
|
|
| ||||
7 | Дистрибуция как система реализации продукции (в целом), в том числе |
|
|
| ||||
7,1 | Как материальная структура |
|
|
|
| |||
7,2 | Как уменеие торговать |
|
|
| ||||
8 | Информационная технология |
|
|
| ||||
9 | Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
|
|
| ||||
10 | Способность к лидерству в целом, в том числе |
|
|
| ||||
10,1 | Способность к лидерству 1 ого лица |
|
|
| ||||
10,2 | Способность к лидерству всего персонала |
|
|
| ||||
10,3 | Способность к лидерству как совокупность объективных факторов |
|
|
| ||||
11 | Уровень производства в целом, в том числе |
|
|
| ||||
11,1 | Качество материальной базы |
|
|
| ||||
11,2 | Как качество инженеров |
|
|
| ||||
11,3 | Как качество рабочих |
|
|
| ||||
12 | Уровень маркетинга |
|
|
| ||||
13 | Уровень менеджмента |
|
|
| ||||
14 | Качество торговой марки |
|
|
| ||||
15 | Качество персонала |
|
|
| ||||
16 | Репутация на рынке |
|
|
| ||||
17 | Репутация как работодателя |
|
|
| ||||
18 | Отношения с органами власти (в целом), в том числе |
|
|
| ||||
18,1 | С федеральным правительством |
|
|
| ||||
18,2 | С правительством субъекта федерации |
|
|
| ||||
18,3 | С органами местного самоуправления |
|
|
| ||||
18,4 | С системой налогового контроля |
|
|
| ||||
19 | Отношения с профсоюзами (в целом), в том числе |
|
|
| ||||
19,1 | с корпоративными |
|
|
| ||||
19,2 | с отраслевыми |
|
|
| ||||
20 | Оношение со смежниками |
|
|
| ||||
21 | Инновации как исследования и разработки |
|
|
| ||||
22 | Послепродажное обслуживание |
|
|
| ||||
23 | Степень вертикальной интегрированности |
|
|
| ||||
24 | Корпоративная культура |
|
|
| ||||
25 | Стратегичесике альянсы |
|
|
| ||||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) |
| |||||||
26 |
|
|
|
| ||||
27 |
|
|
|
| ||||
28 |
|
|
|
| ||||
29 |
|
|
|
| ||||
30 |
|
|
|
|
2.3. SWOT – анализ
«SWOT – анализ обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности».[20]
На данный момент мы уже имеем анализ возможностей и угроз, а также анализ слабых и сильных сторон компании, поэтому сейчас нужно только сопоставить эти два анализа, для того чтобы получить общую картину положения предприятия. Так как SWOT – анализ дает общую картину в нем не нужно давать веса характеристикам и ранжировать их.
Таблица SWOT – анализа приведена ниже.
№ | Factors | Internal | External |
| Positive | Strengths | Opportunities |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
| Negative | Weaknesses | Threats |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
Финансовое состояние фирмы зачастую рассматривается как основополагающий фактор её привлекательности. Именно поэтому анализ сильных и слабых сторон в финансовом состоянии фирмы является очень важным. Данный анализ осуществляется с помощью анализа баланса и отчета о прибылях и убытках компании. Инструментами анализа являются показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, доходности и оборачиваемости. «Показатели текущей платежеспособности показывают отношение наличных, безналичных и других краткосрочных активов к обязательствам компании». Основные показатели текущей платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент критической ликвидности и коэффициент текущей ликвидности. Показатели финансовой устойчивости определяют степень использования компанией займов и кредитов, а так же её независимость от кредиторов. Основные показатели текущей ликвидности: величина собственного оборотного капитала, коэффициент автономии, коэффициент финансового риска, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами. «Показатели доходности показывают комбинированный эффект ликвидности активов, управления активами, и управление обязательствами на деятельность компании».[21]
Основные показатели доходности: рентабельность всего капитала, общая рентабельность, рентабельность собственного капитала и рентабельность продаж. «Показатели оборачиваемости определяют эффективность использования и управления фирмой своими активами».
Основные показатели оборачиваемости: коэффициент оборачиваемости всего капитала:
коэффициент оборачиваемости собственного капитала,
коэффициент оборачиваемости оборотных активов,
коэффициент оборачиваемости кредитных задолженностей,
коэффициент оборачиваемости в днях всех активов.
Полученные коэффициенты сравниваются с теми же прошлых лет для получения информации о развитии компании, а также со средними показателями по отрасли для получения информации о результате деятельности компании по сравнению со всей отраслью и, в частности, с её конкурентами.