Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:47, доклад
Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.
Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование орга-низации.
3. Анализ внутренней среды
Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.
Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование орга-низации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из кото-рых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оцен-ка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
В производственный срез входят изго-товление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; об-служивание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Организационный срез включа-ет в себя: коммуникационные процессы; организационные структу-ры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответствен-ности; иерархию подчинения.
Маркетинговый срез внутренней среды организации ох-ватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия про-движения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распре-деления.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможнос-тей и т.п.
Далее более подробно рассмотрим вышеперечисленные стороны деятельности предприятия, которые анализируются управляющими в качестве факторов внутренней среды.
3.1 Анализ использования трудовых ресурсов
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Доста-точная обеспеченность предприятий нужны-ми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производи-тельности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и по-вышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевремен-ность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, меха-низмов и как результат - объем производ-ства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основными задачами анализа являются следующие:
изучение и оценка обеспеченности пред-приятия и его структурных подразделений
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Доста-точная обеспеченность предприятий нужны-ми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производи-тельности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и по-вышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевремен-ность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, меха-низмов и как результат - объем производ-ства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основными задачами анализа являются следующие:
изучение и оценка обеспеченности пред-приятия и его структурных подразделений
Если фактический средний тарифный разряд рабочих ниже пла-нового и ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к выпуску менее качественной продукции. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим нужно производить доплату за использование их на менее квали-фицированных работах.
Административно-управленческий персонал необходимо прове-рить на соответствие фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности и изучить вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по возрасту, стажу работы, образованию. Поскольку они происходят в результате дви-жения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется боль-шое внимание
Необходимо изучить причины увольнения работников (по соб-ственному желанию, сокращению кадров, нарушения трудовой дис-циплины и др.).
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами сле-дует проводить в тесной связи с изучением выполнения плана социального развития предприятия: строительством жилья для ра-ботников, детских яслей и садов, профилакториев, санаториев, домов отдыха и т.д.
Напряжение в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работ-ников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой более производительной техники, усовершенствования технологии и орга-низации производства. В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах в результате проведения вышеперечисленных мероприятий.
Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие места, то не-обходимо определить дополнительную потребность в трудовых ре-сурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.
3.2 Анализ производства и реализации продукции
Основной задачей пред-приятий является наиболее полное обеспече-ние спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производ-ства продукции, повышение ее качества непо-средственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показате-лей выпуска продукции. Его ос-новные задачи:
оценка степени выполнения плана и дина-мики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изме-нение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резер-вов увеличения выпуска и реализации про-дукции;
разработка мероприятий по освоению вы-явленных резервов.
Объем производства промышленной про-дукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измери-телях. Обобщающие показатели объема про-изводства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавер-шенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйст-венный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем, реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной про-дукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Важное значение для оценки выполнения производственной про-граммы имеют и натуральные показатели объемов производ-ства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, при-меняются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприяти-ях - количество условных ремонтов.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и уве-личению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологи-ческие, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей про-изведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
в) удельный вес продукции высшей категории качества;
г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стан-дартам;
д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в вы-сокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества про-дукции характеризуют одно из ее свойств:
полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
надежность (долговечность, безотказность в работе);
технологичность, характеризующая эффективность конструк-торских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную про-дукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продук-ции используются разные методы. Сущность балльного метода оцен-ки состоит в определении средневзвешенного балла качества про-дукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Одним из важнейших факторов повыше-ния эффективности производства на промыш-ленных предприятиях является обеспечен-ность их основными фондами в необхо-димом количестве и ассортименте и более полное их использование.
Задачи анализа - определить обеспечен-ность предприятия и его структурных под-разделений основными фондами и уровень их использования по обобщающим и част-ным показателям, а также установить причи-ны их изменения; рассчитать влияние ис-пользования основных фондов на объем про-изводства продукции и другие показатели; изучить степень использования произ-водственной мощности предприятия и обо-рудования; выявить резервы повышения эф-фективности использования основных средств.
Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры. Фонды предприятия де-лятся на промышленно-производственные и непромышленные, а так-же фонды непроизводственного назначения. Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов, а также отдель-ные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и устройства, транс-портные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выяв-ления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры.
Следующий этап анализа - изучение обеспеченности пред-приятия основными производственными фондами. Обеспе-ченность отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического их нали-чия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции. Обобщающими показателями, характери-зующими уровень обеспеченности предприятия основными произ-водственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда. Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стои-мости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену (имеется в виду, что рабочие, занятые в других сменах, используют те же средства тру-да). Уровень технической вооруженности труда определяется от-ношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену. Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опе-режали темпы роста технической вооруженности труда.
3.3 Анализ маркетинговой деятельности
Целенаправленное осуществление производственно-сбыто-вой деятельности предприятия на основе изучения рынка и приспособления к нему производства продукции обеспечивает самостоятельное структурное подразделение предприятия -- служба маркетинга. Ее деятельность концентрируется на ре-шении четырех взаимосвязанных задач: организации процесса создания конкурентоспособной продукции, проведении гибкой ценовой политики, организации эффективной системы сбыта, управлении продвижением товаров на рынке. Кроме того, в системе качества, отвечающей международным стандартам ИСО серии 9000--9004, маркетингу отводится ведущая роль в опре-делении требований, предъявляемых к качеству продукции, жизненному циклу товара.
Единый подход к решению маркетинговых задач обеспе-чивают скоординированные целевые установки предприятия в области реализации продукции, задаваемые важнейшими эко-номическими показателями - объемом продаж, массой прибы-ли, уровнем рентабельности, размером рыночной доли пред-приятия и т. п. Для их достижения разрабатывается и прово-дится маркетинговая политика. Ее основу составляют цели мар-кетинговой деятельности предприятия.