Аналоговые модели и их практическое использование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является раскрытие сущности применения аналоговых моделей в экономике.

Для достижения этой цели в работе решается ряд следующих задач:

1. дать понятие аналоговой модели;

2. выявить особенности применения аналоговых моделей в экономике;

3. проиллюстрировать применение модели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………...……………………3

Глава 1. Понятие управленческого решения.

Этапы разработки и принятия управленческих решений...............
Модели принятия управленческих решений....................................
Глава 2. Понятие аналоговой модели....................................................................

2.1. Виды аналоговых моделей..............................................................

Применение аналоговых моделей....................................................
Глава 3. Разработка конкретного управленческого решения..............................

Построение аналоговой модели конкретной ситуации.................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Аналоговые модели.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»  
 
 
 

Курсовой  проект на тему

«Аналоговые модели и их практическое

использование в менеджменте»

 

по дисциплине

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ  РЕШЕНИЯ 
 
 

                                                                                                                                                                   Выполнила: Л. Крюкова       

           Приняла: И.А. Майорова 
 
 
 
 

Самара 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………...……………………3

Глава 1. Понятие управленческого решения.

    1. Этапы разработки и принятия управленческих решений...............
    2. Модели принятия управленческих решений....................................

Глава 2. Понятие аналоговой модели....................................................................

    2.1.     Виды аналоговых моделей..............................................................

    1. Применение аналоговых моделей....................................................

Глава 3. Разработка конкретного управленческого решения..............................

    1.   Построение аналоговой модели конкретной ситуации.................

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Целью настоящей работы является раскрытие  сущности применения аналоговых моделей  в экономике.

     Для достижения этой цели в работе решается ряд следующих задач:

     1. дать понятие аналоговой модели;

     2. выявить особенности применения  аналоговых моделей в экономике;

     3. проиллюстрировать применение модели.

     Эффективное принятие решений необходимо для  выполнения управленческих функций. Неудивительно  поэтому, что процесс принятия решений  — центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

     Наука управления зародилась в Англии во время второй мировой войны, когда группа ученых получила задание на решение сложных военных проблем, таких, как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов. В 50-60-е гг. методология была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала все более широко применяться для решения проблем в промышленности и принятия решений в разных ситуациях. Сегодня модели и методы науки управления используются для решения таких задач, как регулирование транспортных потоков в городах и оптимизация графика движения в аэропортах, составление графиков работы классов и аудиторий в университетах, управление запасами в супермаркетах и универмагах, разработка новых видов продукции, распределение расходов на рекламу различных видов продукции, планирование материального обеспечения, распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства разных изделий на заводе, составление графика игр в высшей бейсбольной лиге на сезон.

     Центральный пункт науки управления состоит  в том, чтобы «обеспечить руководителей  организации научной базой для  разрешения проблем, связанных со взаимодействием  компонентов организации в интересах  последней как целого». Это важно  для всех организаций, но особенно трудным может быть применение этого принципа в крупных организациях в силу высокой степени специализации. Как указывают, Черчмен, Акофф и Арнофф:

     «В  организации каждая функциональная единица (отделение, отдел или сектор) обязана выполнять часть общей работы. Каждая такая часть необходима для достижения общих целей организации. Результат такого разделения труда состоит, однако, в том, что каждое функциональное подразделение разрабатывает собственные цели. Например, производственный отдел обычно занимается целями снижения производственных издержек и увеличения объема производства. Отдел маркетинга старается снизить до минимума расходы на единицу объема сбыта, довести тот объем до максимума. Финансовый отдел пытается оптимизировать политику капиталовложений организации. Отдел кадров прилагает все силы, чтобы нанимать хороших работников при минимальных издержках и удерживать их в организации и т.п. Эти цели не всегда согласуются, по существу, они часто вступают в противоречие друг с другом».

     Сегодня можно встретить понятия «наука управления», «наука о принятии решений», «системный анализ», «наука о системах», но чаще всего «исследование операций», которые используются как взаимозаменяемые. Эти термины распространяются на количественные методы. Независимо от предпочитаемой терминологии, отличительные особенности науки управления как подхода таковы:

     1. Использование научного метода.

     2. Системная ориентация.

     3. Использование моделей.

 

  1. Понятие управленческого  решения
 

     Управленческое  решение — результат творческого целенаправленного анализа проблемной ситуации, выбора путей, методов и средств ее разрешения в соответствии с целью системы менеджмента.

     Импульсом к управленческому решению является необходимость ликвидации проблемы, уменьшение ее актуальности или исчезновение, то есть приближение действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным. Анализ позволяет выявить и подтвердить наиболее вероятные причины, которые вызвали к жизни проблему.

     Чаще  всего речь идет о следующих  факторах:

  • неверных принципах, на которых основывается деятельность организации;
  • ошибочных критериях оценки деятельности организации, подразделения, коллектива или отдельного работника (завышенные критерии покажут наличие проблемы там, где ее в действительности нет, заниженные, наоборот, приуменьшат ее реальное значение);
  • нарушениях в процессе достижения поставленных целей по причине не только случайной, но и инспирированной, обусловленной стремлением нанести ущерб организации или отдельному лицу;
  • непредвиденных обстоятельствах, например, стихийных бедствиях, техногенных катастрофах типа чернобыльской, политичес­ких и экономических катаклизмах.

   Наибольший  интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимосвязанных стадий, этапов различных действий руководителя.

   К управленческому решению предъявляют ряд общих требований:

    • всесторонняя обоснованность означает необходимость принятия решения на базе максимально полной и достоверной информации. однако этого недостаточно. Решение должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательной анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решения требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.
    • своевременность предполагает, что принятое решение не должно отставать или опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит почвы для реализации и может дать импульс к развитию негативных тенденций. Не менее вредны запоздалые решения. Они лишь усугубляют и без того болезненные процессы.
    • под необходимой полнотой содержания подразумевают, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития.

     В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать: цель (совокупность целей) функционирования и развития системы средства и ресурсы, используемые для достижения этой цели; основные пути и способы достижения цели; сроки достижения цели; порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями; организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

    • полномочность — строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем Управления.
    • сбалансированность прав и ответственности каждого звена и уровня управления — постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.  Согласованность с принятыми ранее решениями означает преемственность, непротиворечивость развития. Она необходима для соблюдения законодательства, постановлений, распоряжений. На уровне отдельной организации согласованность необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата. Согласованность с принятыми ранее решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи с общественным развитием. Если необходимо, должны отменяться решения, вступившие в противоречие с новыми условиями функционирования системы. Появление противоречащих друг другу решений — следствие неправильного развития, низкого уровня управленческой культуры.
 
    1. Этапы разработки и принятия управленческих решений
 

     Под технологией принятия решений следует  понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем  организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Для руководителя принятие решения не самоцель. Главное, что должно заботить менеджера, — разрешение определенной управленческой проблемы. Для этого очень часто требуется определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение — это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени, имеющего определенную структуру.

     Итак, процесс принятия решения — это  циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на раз­решение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

     Фактически  структура процесса принятия решений  во многом определяется конкретной ситуацией  и решаемой проблемой.

     Рассмотрим  этапы процесса принятия решений:

  • анализ ситуации. Необходимость принятия управленческого решения возникает при поступлении сигнала о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонения от заданного режима функционирования системы, то есть наличии управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации. Анализ ситуации требует сбора и обработки информации. Это выполняет функцию изучения организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней моды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров запланированными, что, в свою очередь, позволяет выявить проблемы, которые следует решать.
  • идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы — ее определение. Существует два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня. В соответствии с другим проблемой следует считать возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта. 
  • выявление и формулировка проблемы — весьма сложная процедура. Дело в том, что в момент возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, то есть не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов. Доведение этих проблем до количественной определенности требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода.

    Нельзя  забывать, что все элементы и работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.

  • определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо  определить показатели, по которым будут производиться их сравнение и выбор наилучшего варианта. Эти показатели принято называть критериями выбора. Например, при приеме на работу нового сотрудника критериями выбора могут быть образование, опыт работы, возраст, личные качества, разработка альтернатив. В идеале желательно выявить все альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Поэтому менеджеры ищут приемлемый вариант, позволяющий снять проблему.
  • выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, то есть сравнить достоинства и недостатки и объективно проанализировать вероятные результаты реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо использовать стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Используют показатели, отобранные на этапе «Определение критериев выбора».

Информация о работе Аналоговые модели и их практическое использование в менеджменте