Антикризсное управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 23:01, курсовая работа

Описание

Антикризисное управление персоналом. Антикризисная кадровая политика. Основные направления кадрового аудита организации. Принципы формирования антикризисной команды.

Содержание

1. Антикризисное управление персоналом …….. ……………………………….3
2. Антикризисная кадровая политика ……………………………………...…..…8
3. Основные направления кадрового аудита организации ………………..…...11
4. Принципы формирования антикризисной команды ……………………..….18
5. Список литературы………………………………………………………..…....22

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управления персоналом.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

     
Типы патологий:

  • господство структуры над функцией — если выявляется подструктура, которая не выполняет существенных для деятельности организаций функций или не имеет ни внутри, ни внеорганизационного потребителя своих услуг;
  • бюрократизация — если выявляется такая структура или функция, деятельность которой не регламентирована требованиями технологии и корпоративной культуры, а осуществляется в соответствии с индивидуальными предпочтениями и целями работающих в ней сотрудников;
  • стагнация — потеря организационной структурой гибкости, может быть диагносцирована, если организационная структура не изменялась длительное время, несмотря на изменение деятельности, персонала, внешней среды; · дублирование организационного порядка — выявление участка технологии или функции, которая повторяется и осуществляется несколькими подразделениями одновременно. Вторым аспектом дублирования организационного порядка может быть ситуация, когда функция, нормированная, заданная технологией и не требующая сознательного регулирования, вменяется в обязанность, например, одному из руководителей.
 

    После проведения анализа организационной  структуры необходимо оценить ее соответствие стратегии и целям  развития организации, в частности:

  • тип организационной патологии (если она есть);
  • коэффициент управляемости и уровень управляемости;
  • характер механизмов принятия решений;
  • перечень внутри- и внеорганизационных проблем;
  • тип организационной культуры;
  • ожидаемые результаты деятельности подразделений и сотрудников;
  • причины трудовых конфликтов.
 

    Аудит кадрового потенциала.

    Проводя организационно-кадровый аудит, менеджер по персоналу должен решить важный вопрос, обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом функционирования и изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности самого персонала, наличие профессионально важных качеств и характеристик.

     
Оценка кадрового состава должна включать:

    1. Оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления, включая оценку обеспеченности персоналом технологического процесса;

    2. Оценку соответствия уровня подготовленности персонала требованиям деятельности;

    3. Анализ структуры кадрового состава в соответствии с требованиями технологии и классификатором должностей;

    4. Анализ структуры кадрового состава по социально-демографическим характеристикам;

    5. Оценку текучести кадров.

       
Оценка кадрового потенциала предполагает:

      1. Диагностику основной ориентации управленческого персонала — ориентация на задачу или отношения. Ориентация руководителя на задачу связана с предположением о том, что группа сможет эффективно функционировать, если будет четко и однозначно определенная цель. Ориентация на отношения связана с предположением о том, что любая задача может быть решена группой, если в ней создан оптимальный социально-психологический климат, существуют доверительные отношения, доминирует партнерство;

      2. Распределение управленческих ролей. Для оценки кадрового потенциала важно понять, какие управленческие роли доминируют в организации, какие управленческие роли отсутствует, какие роли представлены в высшем, среднем и низовом звеньях управления. Организация будет функционировать эффективно, если на высшем уровне корпоративного управления в ней будут представлены управленцы и руководители, на среднем уровне — администраторы и организаторы, а в низовом звене — руководители. Распределение управленческих ролей важно проанализировать и по основному, и вспомогательному процессам, функциональным направлениям организации;

      3. Умение проектировать. Современная организация не может эффективно функционировать в изменяющейся среде, если не будет обеспечена достаточным количеством проектировщиков, людей умеющих создавать технологии реализации деятельностей и решения проблем в конкретных ситуациях. Основная характеристика людей, способных к проектировочной деятельности, — умение строить процесс достижения деятельности, ориентируясь на результат и условия;

      4. Сверхнормативную активность — ориентация сотрудников организации на превышение задач, которые были перед ними поставлены, способность делать всегда немного больше, чем было приказано;

      5. Инновационный потенциал. Способность сотрудников организации принимать нестандартные, нетрадиционные решения;

      6. Способность к обучению. Ориентация на овладение новыми знаниями и умение быстро овладевать ими в процессе самой деятельности;

      7. Ролевой репертуар в групповой работе. Для эффективной групповой деятельности по решению проблем и организации их исполнения в состав группы должны входить исполнители разных ролей.

     
В деятельности группы можно выделить три составляющие, одинаково важные для успешной деятельности:

  • работа по содержанию — разрешение производственных задач и проблем, проектирование путей реализации планов и достижения целей;
  • организация групповой работы — оптимальное оформление процессов групповой деятельности, постановка групповых целей, соблюдение этапов групповой деятельности, распределение ролей в группе;
  • создание благоприятной социально-психологической атмосферы в группе — анализ состояния отношений в группе, создание групповых норм, снятие возникающих в процессе групповой работы напряжений, эмоциональных конфликтов.
 

    Для эффективной работы по содержанию в  группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

  • аналитик — человек, ориентированный на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, установление взаимосвязей, выделение приоритетов;
  • генератор идей — человек, ориентированный на новые решения, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом;
  • эрудит — человек, компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентированный на большее углубление в конкретное содержание, способный выступать в качестве эксперта;
  • критик — человек, ориентированный на поиск обоснований, сконцентрированный на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения;
  • разработчик — человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведение сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.
 

    Для эффективной организации групповой работы в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

  • организатор — человек, осуществляющий анализ ситуации и поставленных задач, формулирующий цели групповой работы, выделяющий отдельные этапы и формулирующий задания отдельным исполнителям;
  • координатор — человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей и сведение индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором);
  • контролер — человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением последовательности и времени выполнения работы, а также использованием ресурсов;
  • тренер — человек, ориентированный на передачу собственного опыта другим сотрудникам, способный организовать процесс включения и адаптации молодого персонала.
 

    Для создания благоприятного климата, рабочих  и дружеских отношений в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

  • эмоциональный лидер — человек, являющийся авторитетным для членов группы, обладающий влиянием вне зависимости от своего должностного положения;
  • диагност — человек, способный проводить анализ состояния социально-психологического климата в группе, а также выявлять особенности всех других участников группы, их положение по отношению к партнерам;
  • интегратор — человек, способный сплачивать группу для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и целенаправленно осуществляющий необходимую коррекцию состояния групповой атмосферы;
 

    8. Удовлетворенность должностным статусом, ориентация на должностной рост, наличие резерва на выдвижение, оценка кадрового резерва — все это будет свидетельствовать об общей ориентации персонала на продвижение, о наличии людей, готовых к занятию новых должностей. 
    Аудит кадрового состава и кадрового потенциала позволяет выявить:

  • уровень кадровой обеспеченности и потребность в персонале;
  • качественную структуру управленческого персонала (ролевая и психологическая структура);
  • потребности в обучении;
  • стили управления;
  • социально-психологический климат;
  • инновационный потенциал;
  • основные источники сопротивления изменениям;
  • распределение персонала в рамках организации (по уровням иерархии и функциональным направлениям).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  формирования антикризисной  команды. 

     Решать  все проблемы реструктуризации предприятия в одиночку, ориентируясь лишь на свои силы, вероятно, не способен ни один руководитель, поэтому генеральному директору так необходимо сформировать компетентную и работоспособную антикризисную команду. Для этого он должен обладать хорошими организаторскими способностями, т.е. ориентироваться на конкретный результат деятельности, быть способным планировать и проектировать, уметь создать команду и руководить ей. Эти качества проявляются также в создании эффективной системы взаимодействий и обмена информацией, распределении задач и ответственности за их исполнение, в умении поддерживать в группе рабочую атмосферу, в способности менять стиль руководства в зависимости от возможностей, ресурсов и состояния рабочей группы и всего коллектива. 
В общем смысле команда – это единое эффективное целое, коллектив людей единомышленников, объединенных общей целью. Исследования показали, что высокоэффективные команды характеризуются следующим:

  • имеют хотя бы одного человека, являющегося ядром команды;
  • отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности;
  • члены команды хорошо сотрудничают друг с другом;
  • состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команд;
  • менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команд;
  • имеют высокую степень автономности;
  • способны быстро учиться на собственных ошибках;
  • хорошо ориентированы на клиента, потребителя;
  • имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением;
  • участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы.
 

     Об  эффективности команды говорит  ее способность добиваться результатов. Создавать команду нелегко. Это  требует времени, методичности и  упорства: нужно построить личные отношения, определить методы работы и создать воодушевляющий климат. Команда живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Одна из отличных черт команды – сильное чувство общности.

      
Что побуждает первого руководителя создать свою команду?

  • Коллективный подход - это признак сильного и решительного стиля управления.
  • Если браться за решение проблемы сообща, то реже возникают стрессовые ситуации.
  • Вырабатывается больше идей, инновационная способность возрастает.
  • Лучше решаются крупные и междисциплинарные проблемы.
  • В коллективе можно более рационально распределить обязанности, устраняются межличностные трения.
  • Команды могут рисковать в большей степени, чем каждый член команды в отдельности, так как у команды в совокупности больше навыков и ресурсов, и ей легче предвидеть проблемы и свести к минимуму возможные затраты.
 

     Команда дает ее участникам определенные психологические  и материальные преимущества: безопасность, чувство локтя, гордость за совместные достижения, признание. Внешний мир  считает команду более мощной и влиятельной социальной единицей, чем отдельную личность. 
            На первом этапе формирования команды, когда группа только начинает формироваться, люди присматриваются друг к другу и к руководителю, связи еще не установились и возникают конфликты вследствие непонимания, руководитель должен проявлять разумную твердость в организации команды и коллектива, в противном случае стадия может значительно затянуться. Направляющей силой, стержнем развития в этот период должна быть цель. Она мобилизует команду и весь коллектив, и каждый ее член должен четко осознавать значимость своей работы. Чем престижнее задача, тем легче объединить людей для ее решения. Причем знание цели должно быть понятно не только логически, но и «пропущено сквозь сердце». В этом случае ее достижение станет кровным делом каждого члена коллектива.

Информация о работе Антикризсное управление персоналом