Федеральное государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ»
Содержание:
- Введение…………………………………………………………………..2
- Понятие и сущность аттестации государственного служащего…….....3
- Принципы, цели, задачи и функции аттестации государственных служащих…………………………………………………………………..6
- Организация и порядок проведения аттестации государственных служащих………………………………………………………………….10
- Заключение………………………………………………………………15
- Список использованной литературы…………………………………….16
Введение.
Государственная
служба – это профессиональная служебная
деятельность граждан Российской Федерации,
предполагающая наличие у лица соответствующего
профессионального образования и соответствующей
специализации.
К государственному
гражданскому служащему законодательством
предъявляются определенные квалификационные
требования. К ним относятся требования
к уровню профессионального образования,
стажу гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу (опыту) работы
по специальности, профессиональным знаниям
и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей.
Оценка соответствия
уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным
требованиям, а также выполнение им своих
служебных обязанностей, предусмотренных
должностным регламентом, выявляется
в результате проведения специальной
процедуры – аттестации госслужащих.
Помимо этого аттестация позволяет выявлять
наиболее перспективных государственных
служащих для дальнейшего продвижения
их по службе; направлять на переподготовку
и повышение квалификации госслужащих,
результаты служебной деятельности которых
вызывают сомнения, и при определенных
условиях избавляться от государственных
служащих, не соответствующих занимаемой
должности.
Понятие и сущность аттестации
государственного служащего.
Правовой институт аттестации
государственных служащих тесно
связан с другими правовыми институтами,
поэтому аттестация взаимодействует с вопросами, связанными
с дисциплинарной ответственностью, поощрением,
трудовым договором (проблемы перевода,
изменения существенных условий труда,
увольнения); с профессиональной подготовкой,
переподготовкой, повышением квалификации
государственных служащих.
В правовом регулировании
аттестации государственных служащих
большое значение имеют не только
правовые нормы, но и понятийный аппарат,
призванный обеспечить единство в нормотворчестве. [2]
Понятие аттестации государственного
служащего имеет большое значение также и для
обеспечения единства при реализации
и правоприменении соответствующих норм,
поскольку напрямую связано с содержанием
аттестации.
Аттестация это комплексное
понятие, и его необходимо рассматривать
в нескольких аспектах.
Аттестация – это специальный термин, с помощью
которого устанавливается специфика правового
регулирования труда государственных
служащих.
Аттестация является
обязательным правовым условием работы
не только для государственных служащих,
но и для ряда работников и служащих государственных ведомств
и учреждений, а в некоторых случаях и
других организаций, независимо от форм
собственности.
К ним относятся: судьи
Российской Федерации; лица, занимающие
должности исполнительных руководителей
и специалистов, связанных с обеспечением безопасности
судоходства, полетов и движения наземных
транспортных средств, педагогические
работники государственных, муниципальных
учреждений образования Российской Федерации
и др.
Определение понятия
«аттестация государственного служащего» дано в ФЗ № 19 «Об основах государственной
службы в РФ» : для определения уровня
профессиональной подготовки и соответствия
государственного служащего занимаемой
государственной должности государственной
службы, а также для решения вопроса о
присвоении государственному служащему
квалификационного разряда проводится
его аттестация. Аттестация проводится
не чаще одного раза в два года, но не реже
одного раза в четыре года.
Аттестация государственных
служащих субъектов РФ регулируется
не только федеральным законодательством, но и нормативными
правовыми актами субъектов РФ.
Аттестация государственных
служащих – это не просто односторонние
действия работодателя – соответствующего
органа, а система правоотношений.
При рассмотрении аттестации в этом
аспекте необходимо выделить, прежде всего,
субъектов аттестации.
Во-первых, это государственные
служащие, замещающие в государственном
органе государственные должности
государственной службы. Аттестации
не подлежат только те государственные
служащие, которые прямо указаны в соответствующих нормативных
правовых актах. Во-вторых, это аттестационная
комиссия и государственный орган в лице
соответствующего руководителя. [6]
Каждый субъект правоотношений
обладает правовым статусом, в содержание
которого входят правоспособность (т.е. их возможность иметь
субъективные права и нести юридические
обязанности) и сами права и обязанности,
предусмотренные законодательством, регулирующим
аттестацию.
Как правоотношение, аттестация
возникает в связи с принятием
соответствующего решения руководителя государственного
органа и прекращается после вынесения
аттестационной комиссией оценки государственному
служащему.
Аттестацию государственного
служащего можно рассматривать
как правовую гарантию государственного
органа для обеспечения исполнения его полномочий.
Так, ФЗ «Об основах
государственной службы в РФ»
определяет государственную службу,
как профессиональную деятельность
по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов (п.1 ст.2), в
качестве одного из принципов государственной службы закрепляет «профессионализм
и компетентность государственных служащих»
(п.8 ст.5). Именно поэтому устанавливаются
квалификационные требования к служащим,
замещающим государственные должности
государственным служащим (ст. 6 ФЗ «Об
основах государственной службы в РФ»),
предусматривается в качестве одной из
основных обязанностей государственного
служащего – обязанность «поддерживать
уровень квалификации, достаточный для
исполнения своих должностных обязанностей»
(п.7 ст.10) и правовой механизм определения
уровня профессиональной подготовки и
соответствия государственных служащих
занимаемой государственного должности
государственного служащего – периодическая
аттестация (ст.24), которая одновременно
является и «персональной оценкой профессиональных
качеств государственного служащего».
Принципы, цели, задачи и функции аттестации
государственного служащего.
Аттестация
как правовой институт в системе
государственной службы имеет свои
принципы, цели, задачи и функции.
К основным принципам
аттестации относятся те, которыми
руководствуются во всех государственных
и муниципальных органах, в которых проводится
аттестация. К их числу относятся: законность;
объективность; гласность, всеобщность,
беспристрастность, коллегиальность,
системность и комплексность аттестации
и дифференцированный подход, периодичность
проведения аттестации государственного
служащего, обоснованность оценки и рекомендаций
аттестационной комиссии, действенность
аттестации. [3]
Федеральный
закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной
службы Российской Федерации» в ст.24 определяет,
что аттестация проводится в целях:
а) определения
уровня профессиональной подготовки;
б) определения
соответствия занимаемой должности;
в) для решения
вопроса о присвоении квалификационного
разряда;
г) совершенствования
деятельности государственного органа.
Вышеперечисленные
цели можно дифференцировать и сказать
о том, что одни цели являются контрольными,
поскольку преследуют интерес государства
и общества иметь в государственном
аппарате высококвалифицированных специалистов,
усовершенствовать систему управления,
оптимально использовать кадровый потенциал.
Другие цели относятся к мотивационным
и преследуют личностный интерес государственного
служащего, подвергающегося аттестационной
процедуре, результатами которой могут
стать: повышение или понижение по службе,
награды и т.п.
Л.Л. Попов, называя
цели аттестации государственных служащих,
указывает, что аттестация призвана
способствовать формированию кадрового
состава государственной службы,
повышению профессионального уровня
государственных служащих, а также решению
вопросов, связанных с изменением условий
оплаты труда государственных служащих.
[1]
Основной
задачей аттестации госслужащих
является определение соответствия
государственных служащих занимаемым должностям. Однако,
в ходе проведения аттестации решается
ряд других дополнительных задач, в частности:
- выявление перспективы использования
потенциальных способностей работника,
стимулирования роста его профессиональной
компетенции;
- определение степени необходимости
повышения квалификации, профессиональной
подготовки или переподготовки служащего;
- обеспечение возможности
долгосрочного планирования передвижения
кадров, а также своевременного освобождения
работника от должности или перевода на
менее квалифицированную работу.
Также, по мнению
А.В. Куракина и А.А. Савостина, в более
широком понимании аттестация решает
следующие задачи:
- соблюдение принципов государственной
службы;
- обеспечение дисциплины и
законности в системе государственной
службы;
- формирование профессионального
кадрового потенциала государственных
органов;
- выявление потенциальных
возможностей государственного служащего
с целью продвижения его по службе;
- применение к государственному
служащему мер ответственности и стимулирования;
- обеспечение реального функционирования
механизма продвижения государственных
служащих по служебной лестнице;
- поддержание стабильности
в системе государственной службы;
- стимулирование повышения
квалификации и профессионализма государственных
служащих.
Функции аттестации государственных
служащих можно подразделить на явные
и скрытые.
Явной функцией аттестации
государственного служащего является
установление факта соответствия занимаемой
государственной должности государственной
службы. Явными являются и возможные компоненты,
связанные с проведением аттестации. К
примеру, график проведения аттестации.
График проведения аттестации дает возможность
аттестуемому государственному служащему
подготовиться к аттестации и присутствовать
при ее проведении. Аттестация государственного
служащего обеспечивает объективность
решения об изменении или сохранении социального
положения аттестуемого государственного
служащего. Характеристика фиксирует
сильные и слабые стороны аттестуемого
государственного служащего.
Скрытые функции аттестации
государственного служащего: придание
большого веса принятым ранее кадровым
решениям, углубление знакомства с
подчиненными, их возможностями и
способностями, придание коллективу дополнительного
стимула для улучшения работы,
мотивация и стимулирование труда, планирование
карьеры сотрудников и др. [3]
Таким образом, подводя
итог, можно сделать вывод, что
исходя из своих принципов, целей, задач
и функций, аттестация государственных
служащих призвана способствовать:
совершенствованию
деятельности государственных органов
по подбору, повышению квалификации
и расстановке кадров;
определению
уровня их профессиональной подготовки
и соответствия занимаемой должности;
повышению эффективности
управленческого труда и развитию творческой инициативы;
обеспечению
социальной защищенности гражданских
служащих путем дифференциации оплаты
их труда;
решению вопроса
о повышении гражданского служащего
в должности, другого трудового
стимулирования.
Организация и
порядок проведения аттестации государственных
служащих.
Аттестация
государственных гражданских служащих,
военнослужащих, сотрудников правоохранительной
службы осуществляется в соответствии
с Положением о проведении аттестации
государственных гражданских служащих
Российской Федерации, утвержденным
Указом Президента от 1 февраля 2005 г. ( Указ
Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110 «О проведении
аттестации государственных гражданских
служащих Российской Федерации»), Порядком
организации и проведения аттестации
офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных
Сил РФ, установленным Приказом Министра
обороны РФ от 6 апреля 2002 г. ( Приказ Министра
обороны РФ от 06.04.2002 г. № 100 «О порядке
организации и проведения аттестации
офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных
Сил Российской Федерации»), Положением
о порядке проведения аттестации сотрудников
таможенных органов Российской Федерации,
утвержденным Приказом Государственного
таможенного комитета РФ от 29 октября
2003 г. ( Приказ ГТК РФ от 29.10.2003 г. № 1215 «Об
утверждении Положения о порядке проведения
аттестации сотрудников таможенных органов
Российской Федерации») и другими нормативными
правовыми актами, учитывающими особенности
того или иного вида государственной службы.