Аттестация государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 03:24, реферат

Описание

К государственному гражданскому служащему законодательством предъявляются определенные квалификационные требования. К ним относятся требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Понятие и сущность аттестации государственного служащего…….....3
Принципы, цели, задачи и функции аттестации государственных служащих…………………………………………………………………..6
Организация и порядок проведения аттестации государственных служащих………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ»



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

  1. Введение…………………………………………………………………..2
  2. Понятие и сущность аттестации государственного служащего…….....3
  3. Принципы, цели, задачи и функции аттестации государственных служащих…………………………………………………………………..6
  4. Организация и порядок проведения аттестации государственных служащих………………………………………………………………….10
  5. Заключение………………………………………………………………15
  6. Список использованной литературы…………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации.

К государственному гражданскому служащему законодательством  предъявляются определенные квалификационные требования. К ним относятся требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Оценка соответствия уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, а также выполнение им своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, выявляется в результате проведения специальной процедуры – аттестации госслужащих. Помимо этого аттестация позволяет выявлять наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе; направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения, и при определенных условиях избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

 

 

Понятие и сущность аттестации государственного служащего.

 

 

Правовой институт аттестации государственных служащих тесно  связан с другими правовыми институтами, поэтому аттестация взаимодействует с вопросами, связанными с дисциплинарной ответственностью, поощрением, трудовым договором (проблемы перевода, изменения существенных условий труда, увольнения); с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации государственных служащих.

В правовом регулировании  аттестации государственных служащих большое значение имеют не только правовые нормы, но и понятийный аппарат, призванный обеспечить единство в нормотворчестве. [2]

Понятие аттестации государственного служащего имеет большое значение также и для обеспечения единства при реализации и правоприменении соответствующих норм, поскольку напрямую связано с содержанием аттестации.

Аттестация это комплексное  понятие, и его необходимо рассматривать  в нескольких аспектах.

Аттестация – это специальный термин, с помощью которого устанавливается специфика правового регулирования труда государственных служащих.

Аттестация является обязательным правовым условием работы не только для государственных служащих, но и для ряда работников и служащих государственных ведомств и учреждений, а в некоторых случаях и других организаций, независимо от форм собственности.

К ним относятся: судьи  Российской Федерации; лица, занимающие должности исполнительных руководителей  и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, педагогические работники государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации и др.

Определение понятия  «аттестация государственного служащего» дано в ФЗ № 19 «Об основах государственной службы в РФ» : для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Аттестация государственных  служащих субъектов РФ регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Аттестация государственных  служащих – это не просто односторонние  действия работодателя – соответствующего органа, а система правоотношений. При рассмотрении аттестации в этом аспекте необходимо выделить, прежде всего, субъектов аттестации.

Во-первых, это государственные  служащие, замещающие в государственном  органе государственные должности  государственной службы. Аттестации не подлежат только те государственные  служащие, которые прямо указаны в соответствующих нормативных правовых актах. Во-вторых, это аттестационная комиссия и государственный орган в лице соответствующего руководителя. [6]

 

Каждый субъект правоотношений обладает правовым статусом, в содержание которого входят правоспособность (т.е. их возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности) и сами права и обязанности, предусмотренные законодательством, регулирующим аттестацию.

Как правоотношение, аттестация возникает в связи с принятием  соответствующего решения руководителя государственного органа и прекращается после вынесения аттестационной комиссией оценки государственному служащему.

Аттестацию государственного служащего можно рассматривать  как правовую гарантию государственного органа для обеспечения исполнения его полномочий.

Так, ФЗ «Об основах  государственной службы в РФ»  определяет государственную службу, как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (п.1 ст.2), в  качестве одного из принципов государственной службы закрепляет «профессионализм и компетентность государственных служащих» (п.8 ст.5). Именно поэтому устанавливаются квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственным служащим (ст. 6 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»), предусматривается в качестве одной из основных обязанностей государственного служащего – обязанность «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей» (п.7 ст.10) и правовой механизм определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих занимаемой государственного должности государственного служащего – периодическая аттестация (ст.24), которая одновременно является и «персональной оценкой профессиональных качеств государственного служащего».

 

 

Принципы, цели, задачи и функции аттестации государственного служащего.

 

Аттестация  как правовой институт в системе  государственной службы имеет свои принципы, цели, задачи и функции.

К основным принципам  аттестации относятся те, которыми руководствуются во всех государственных и муниципальных органах, в которых проводится аттестация. К их числу относятся: законность; объективность; гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и комплексность аттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестации государственного служащего, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии, действенность аттестации. [3]

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» в ст.24 определяет, что аттестация проводится в целях:

а) определения  уровня профессиональной подготовки;

б) определения  соответствия занимаемой должности;

в) для решения  вопроса о присвоении квалификационного  разряда;

г) совершенствования  деятельности государственного органа.

Вышеперечисленные цели можно дифференцировать и сказать  о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства  и общества иметь в государственном  аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т.п.

Л.Л. Попов, называя  цели аттестации государственных служащих, указывает, что аттестация призвана способствовать формированию кадрового  состава государственной службы, повышению профессионального уровня государственных служащих, а также решению вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда государственных служащих. [1]

Основной  задачей аттестации госслужащих  является определение соответствия государственных служащих занимаемым должностям. Однако, в ходе проведения аттестации решается ряд других дополнительных задач, в частности:

- выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

- определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;

- обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Также, по мнению А.В. Куракина и А.А. Савостина, в более  широком понимании аттестация решает следующие задачи:

- соблюдение принципов государственной службы;

- обеспечение дисциплины и законности в системе государственной службы;

- формирование профессионального кадрового потенциала государственных органов;

- выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью продвижения его по службе;

- применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования;

- обеспечение реального функционирования механизма продвижения государственных служащих по служебной лестнице;

- поддержание стабильности в системе государственной службы;

- стимулирование повышения квалификации и профессионализма государственных служащих.

Функции аттестации государственных  служащих можно подразделить на явные  и скрытые.

Явной функцией аттестации государственного служащего является установление факта соответствия занимаемой государственной должности государственной  службы. Явными являются и возможные компоненты, связанные с проведением аттестации. К примеру, график проведения аттестации. График проведения аттестации дает возможность аттестуемому государственному служащему подготовиться к аттестации и присутствовать при ее проведении. Аттестация государственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении или сохранении социального положения аттестуемого государственного служащего. Характеристика фиксирует сильные и слабые стороны аттестуемого государственного служащего.

Скрытые функции аттестации государственного служащего: придание большого веса принятым ранее кадровым решениям, углубление знакомства с  подчиненными, их возможностями и  способностями, придание коллективу дополнительного  стимула для улучшения работы, мотивация и стимулирование труда, планирование карьеры сотрудников и др. [3]

Таким образом, подводя  итог, можно сделать вывод, что  исходя из своих принципов, целей, задач  и функций, аттестация государственных  служащих призвана способствовать:

совершенствованию деятельности государственных органов  по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров;

определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности;

повышению эффективности  управленческого труда и развитию творческой инициативы;

обеспечению социальной защищенности гражданских  служащих путем дифференциации оплаты их труда;

решению вопроса  о повышении гражданского служащего  в должности, другого трудового  стимулирования.

 

 

 

 

Организация и  порядок проведения аттестации государственных служащих.

 

Аттестация  государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы осуществляется в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 1 февраля 2005 г. ( Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»), Порядком организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил РФ, установленным Приказом Министра обороны РФ от 6 апреля 2002 г. ( Приказ Министра обороны РФ от 06.04.2002 г. № 100 «О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации»), Положением о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 29 октября 2003 г. ( Приказ ГТК РФ от 29.10.2003 г. № 1215 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации») и другими нормативными правовыми актами, учитывающими особенности того или иного вида государственной службы.

Информация о работе Аттестация государственных служащих