Аттестации
подлежат все государственные гражданские служащие независимо от
занимаемой должности. Однако на основании
других критериев некоторые гражданские
служащие освобождаются от прохождения
очередной аттестации. В соответствии
со ст.48 (ч.8) Закона N 79-ФЗ к ним относятся
служащие, находящиеся в отпуске по беременности
и родам или в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет. Аттестация
этих сотрудников может быть проведена
не ранее чем через один год после окончания
соответствующего отпуска.
Положение о
проведении аттестации расширяет круг гражданских служащих,
освобождающихся от прохождения очередной
аттестации. В дополнение к служащим, указанным
в Законе N 79-ФЗ, п.3 Положения предусматривает,
что аттестации не подлежат гражданские
служащие:
- проработавшие в занимаемой
должности гражданской службы менее одного
года;
- достигшие возраста 60 лет;
- беременные женщины;
- в течение года со дня сдачи
квалификационного экзамена.
Аттестация
гражданских служащих проводится регулярно,
один раз в три года. Однако в
некоторых случаях возможно проведение внеочередной
аттестации (ч.5, 6 ст.48 Закона N 79-ФЗ).
Для проведения
аттестации гражданских служащих по
решению представителя нанимателя
издается акт государственного органа,
содержащий положения: о формировании
аттестационной комиссии, об утверждении графика проведения
аттестации, о составлении списков гражданских
служащих, подлежащих аттестации, о подготовке
документов, необходимых для работы аттестационной
комиссии. [4]
В состав аттестационной
комиссии включаются представитель
нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие,
представитель федерального государственного
органа по управлению государственной
службой, а также представители научных
и образовательных учреждений, других
организаций, приглашаемые соответствующим
органом по управлению государственной
службой по запросу представителя в качестве
независимых экспертов – специалистов
по вопросам, связанным с гражданской
службой. Число независимых экспертов
должно составлять не менее одной четверти
от общего числа членов аттестационной
комиссии. Состав аттестационной комиссии
формируется таким образом, чтобы была
исключена возможность возникновения
конфликтов интересов, которые могли бы
повлиять на принимаемые аттестационной
комиссией решения.
Оценить работу
государственного служащего очень трудно, так как профессиональная
служебная деятельность состоит в осуществлении
публичных функций, не имеющих стоимостных
оценок. Однако Положением определены
некоторые процедуры, призванные обеспечивать
объективную оценку его деятельности.
Не позднее чем за две недели до
начала аттестации в аттестационную комиссию
представляется отзыв об исполнении подлежащим
аттестации гражданским служащим должностных
обязанностей за аттестационный период,
подписанный его непосредственным руководителем
и утвержденный вышестоящим руководителем.
К отзыву прилагаются сведения о выполненных
гражданским служащим поручениях и подготовленных
им проектах документов. Кадровая служба
государственного органа должна ознакомить
аттестуемого с представленным отзывом.
При этом аттестуемый вправе представить
в аттестационную комиссию дополнительные
сведения о своей профессиональной служебной
деятельности за указанный период, а также
заявление о своем несогласии с представленным
отзывом или пояснительную записку на
отзыв.
Аттестация проводится с приглашением
аттестуемого гражданского служащего
на заседание аттестационной комиссии.
В случае неявки его без уважительных
причин или отказа от аттестации гражданский
служащий привлекается к дисциплинарной
ответственности.
Аттестационная
комиссия рассматривает представленные
документы, заслушивает сообщения аттестуемого,
а в случае необходимости – его непосредственного
руководителя о профессиональной служебной
деятельности служащего. Если требуется,
аттестационная комиссия вправе перенести
аттестацию на следующее заседание комиссии.
[3]
Профессиональная
служебная деятельность гражданского
служащего оценивается на основе
определения его соответствия квалификационным
требованиям по замещаемой должности
гражданской службы, его участия
в решении поставленных перед соответствующим
подразделением (государственным органом)
задач, сложности выполняемой им работы,
ее эффективности и результативности.
По результатам аттестации гражданского
служащего аттестационной комиссией принимается
решение, которое сообщается ему непосредственно
после подведения итогов голосования.
Результаты
аттестации заносятся в аттестационный
лист гражданского служащего, который
знакомится с ним под расписку.
Аттестационный лист хранится в личном
деле служащего.
Решение должно
быть принято в течение одного
месяца со дня проведения аттестации (голосования
аттестационной комиссии), не считая времени
болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска
гражданского служащего (п.24 Положения
о проведении аттестации).
Если гражданский
служащий соответствует занимаемой
должности, то никакого специального решения
о продолжении гражданской службы (сохранении
должности и т.п.) не принимается.
Если аттестационная
комиссия рекомендовала служащего
к включению в кадровый резерв
для повышения в должности, издается правовой акт (приказ,
распоряжение) о включении служащего в
кадровый резерв для замещения вакантной
должности гражданской службы в порядке
должностного роста (ст.64 Закона N 79-ФЗ).
В случае необходимости
гражданский служащий направляется
с его согласия на профессиональную
переподготовку или повышение квалификации
(ст.62 Закона N 79-ФЗ).
Если он признан
несоответствующим замещаемой должности,
он понижается в должности гражданской
службы, т.е. переводится с его
согласия на другую – нижестоящую должность
(ст.28 Закона N 79-ФЗ).
В том случае,
когда гражданский служащий отказывается
от прохождения профессиональной переподготовки,
повышения квалификации или перевода
на другую должность, он может быть
уволен.
Указанные решения
оформляются правовым актом государственного органа
или представителя нанимателя (п.23 Положения
о проведении аттестации).
Гражданскому
служащему предоставляется право
обжаловать результаты аттестации в
соответствии с ч.18 ст.48 Закона N 79-ФЗ.
Однако Закон N 79-ФЗ не предусматривает порядка обжалования результатов
аттестации. Очевидно, в этом случае необходимо
руководствоваться общими правилами рассмотрения
индивидуальных служебных споров (ст.70
Закона N 79-ФЗ).
Условия и
порядок проведения аттестации являются
едиными для всех государственных гражданских служащих
независимо от занимаемой должности и
уровня прохождения гражданской службы
(федеральная или субъектов РФ). Субъекты
РФ в своих нормативных правовых актах
не могут изменять установленные на федеральном
уровне правила.
Таким образом, четкий, регламентированный
порядок проведения аттестации госслужащих
позволяет обеспечить объективность принимаемого
решения, эффективность ведения кадровой
политики, контроль за деятельностью государственных
служащих.
Заключение.
Современное время диктует все новые и новые правила,
необходимость аттестации не вызывает
сомнений и подавляющее большинство организаций
понимают ее значение.
Аттестация дает возможность
решать следующие задачи:
- производить сбор, анализ и обобщение всесторонней и объективной информации об аттестуемом работнике;
- существенно повышать эффективность государственной службы;
- оптимизировать кадровый состав и демократизировать его работу;
- осуществить действенный контроль за работой служащих;
- обеспечить справедливое продвижение по службе;
- стимулировать высокопроизводительный и творческий труд служащих;
- совершенствовать стиль и методы работы;
- укрепить служебную дисциплину.
Аттестация руководителей
и специалистов является важнейшим
инструментом в работе с управленческими
кадрами, так как она осуществляется систематически
и имеет юридическую силу.
Именно грамотное и
квалифицированное проведение аттестации
способствует совершенствованию работы
с кадрами, наиболее рациональному
использованию профессиональных и
личностных качеств работников, усилению их материальной
и моральной заинтересованности в результатах
труда.
Список использованной
литературы.
- Административное право: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / под ред. Л.Л. Попова, «Юристъ», 2005, с. 78
- Волошина В. В., Титов К. А. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико–правовые аспекты. – М.: Издательство «Луч», 2001, с. 69
- Калачева С. А. Аттестация. – М.: Издательство ПРИОР, 2008
- Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. – М.: 2009
- Скобелкин В. И. Трудовое правоотношение. – М.: Норма-М, 2002.