Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:29, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование банковского персонала и проблем обеспечения банковской безопасности и рассмотрение задач:
- Основные понятия персонала и его классификация;
- Содержание и принципы управления безопасностью банка;
- Безопасность банковской системы России;
- Роль и место обеспечения безопасности в деятельности банка.
Введение 3
1 Банковский персонал и проблема обеспечения банковской безопасности 4
Основные понятия персонала и его классификация 4
1.2 Содержание и принципы управления безопасностью банка 9
1.3 Безопасность банковской системы России 17
1.4 Роль и место обеспечения безопасности в деятельности банка 19 Заключение 29
Список использованной литературы 31
Квалификация - совокупность специальных знаний и практических навыков, которые определяют степень подготовленности работника к выполнению профессиональных функций обусловленной сложности.
Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на той или иной должности.
Различают специалистов наивысшей квалификации (работники, которые имеют научные степени и звания), специалисты высшей квалификации (работники с высшим специальным образованием и большим практическим опытом), специалисты средней квалификации (со средним образованием и некоторым практическим опытом), специалисты-практики (работники, которые занимают соответствующие должности - инженерные, экономические, но не имеют специального образования).
Разделение труда осуществляется по функциональному, технологическому и профессионально - квалификационному признакам.
К
производственному персоналу
К
управленческому персоналу относятся
руководители, осуществляющие общее руководство,
непосредственные исполнители, выполняющие
функции организации, планирования, координации
и контроля производственно - хозяйственной
деятельности объектов управления.
1.2 Содержание и принципы управления безопасностью банка
Содержание управления безопасностью банка обусловлено характером банковской деятельности в условиях рыночной экономики. Поскольку в процессе осуществления хозяйственной деятельности банки вступают во взаимодействие с различными учреждениями, угроза безопасности банка представляет собой также потенциальную опасность для клиентов, компаний - партнеров и всего общества. Эти угрозы, как правило, отрицательно сказываются на финансовом состоянии банков, всей банковской системы, а, кроме того, могут привести к дестабилизации финансовой системы страны. Поэтому обеспечение безопасности банка законодательно вменяется в обязанность государства, учредителей банка и его исполнительных органов. Главная цель обеспечения банковской безопасности - это предупреждение или уменьшение опасности, которой может подвергнуться банк.
Под термином «опасность» в банковском деле понимаются действия либо обстоятельства, способные нанести ущерб установленному рабочему порядку банка, его имуществу, инфраструктуре и персоналу, воспрепятствовать достижению банком его уставных целей и в своих предельных формах повлечь прекращение деятельности и ликвидацию имущества банка.
Для установления меры опасности используется термин «риск», обозначающий вероятность наступления опасного события, которое может привести к ущербу. Вероятность наступления опасных событий зависит от совокупности факторов как объективного, так и субъективного характера, включая меры по предупреждению риска. В свою очередь, управление рисками предусматривает совокупность мер, направленных на выявление и предупреждение действий и обстоятельств, которые могут повлечь за собой причинение ущерба банку. Для обеспечения безопасности банковской системы государство предпринимает меры законодательного и надзорного характера. Правовые нормы, связанные с обеспечением безопасности банковской деятельности, как правило, содержатся и формулируются в законах о банках и банковской деятельности, других законах и нормативных актах, а также специальных технических документах, соблюдение которых позволяет обеспечить безопасность банков.
Участие банка в обеспечении требований безопасности заключается в неукоснительном исполнении его представительными и исполнительными органами положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных документов центрального банка, регулирующих безопасность банковской деятельности.
Исполнительные органы банка обязаны:
1)
осуществлять контроль за
2) предпринимать необходимые меры, направленные на снижение вероятности реализации угроз, а если это оказалось невозможным, то на уменьшение тяжести нежелательных последствий;
3) осуществлять внутренние расследования для выяснения причин событий, повлекших нанесение ущерба интересам банка;
4) заниматься разработкой собственных рекомендаций для минимизации угроз и ущерба интересам банка. Научно обоснованная классификация позволяет четко определить место каждого риска в общей системе банковских рисков, что создает предпосылки для эффективного управления им. Основные виды банковских рисков можно отнести к нескольким категориям:
- риски экономических ошибок;
- риски организационных ошибок;
- риски противоправных действий, как правило, обозначаемые как противоправное посягательство или гражданско-правовое нарушение.
По основным факторам возникновения риски подразделяются на экономические, политические, криминальные, административно-правовые и техногенные, которые, в свою очередь, могут быть внешними и внутренними.
Источниками рисков могут выступать:
• банки и иные компании-партнеры, финансовое состояние которых создает угрозу безопасности банка и может привести к ущербу;
- криминальные структуры, стремящиеся тем или иным способом оказывать влияние на деятельность банка;
-
недобросовестные конкуренты, применяющие
по отношению
к банку методы и приемы экономического
шпионажа;
- отдельные сотрудники банка, преследующие личные корыстные и коммерческие интересы в ущерб интересам банка.
В настоящее время наиболее ценным и при этом наиболее уязвимым ресурсом с точки зрения безопасности банковской деятельности является информация. Информационные ресурсы банка формируются посредством создания, сбора, обработки и хранения документированной информации о фактах, событиях, обстоятельствах, которые имеют отношение к кредитно-финансовой сфере. Для удовлетворения информационных потребностей своих подразделений, клиентов и корреспондентов, а также органов государственной власти банк, как правило, использует информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения (средства вычислительной техники и связи, которые обеспечивают обработку, хранение и передачу информации).
Информацию банка, законодательно защищаемую от угроз преступного характера, можно подразделить на два вида:
1) сведения конфиденциального характера, составляющие коммерческую, или банковскую, тайну;
2) компьютерная информация.
Преступное посягательство на информацию занимает одно из первых мест среди основных факторов риска, отрицательно влияющих на результаты экономической деятельности банка.
Кадры банка, или кадровое обеспечение, - важнейший внутренний источник риска, относящийся к рискам организационных ошибок. В первую очередь имеются в виду риски, связанные с принятием персоналом ошибочных решений. При этом не исключаются угрозы, обусловленные противоправными действиями персонала.
Угрозой безопасности банка также является принуждение персонала к совершению действий, которые противоречат интересам банка, а также проникновение в персонал банка лиц, осуществляющих экономический шпионаж.
Изучение кадрового состава банка с точки зрения обеспечения безопасности банковской деятельности устанавливает прямую зависимость этого элемента от общего порядка деятельности банка и ее частных направлений.
Изучение различных категорий рисков и принятие мер по их минимизации требует применения специальных методов и средств, которые, как правило, выходят за рамки традиционной банковской деятельности. Под управлением риском в коммерческом банке понимают проведение мероприятий, направленных на минимизацию соответствующего риска и нахождение оптимального соотношения между доходностью и риском. На практике процесс управления риском осуществляется в несколько этапов:
- выявление и оценка рисков;
- регулирование рисков;
3) ретроспективный анализ результатов управления риском и внесение корректировок.
Оценка
риска предполагает анализ рисков на
управляемость и
Процесс управления безопасностью банка включает в себя:
1) анализ рисков;
2) анализ угроз;
3) принятие мер организационного характера исходя из результатов проведенного анализа. Анализ рисков банка позволяет выявить те элементы организационной структуры банка, которые могут явиться объектами потенциальных рисков; виды опасностей, угрожающих этим объектам, а также вероятные последствия реализации рисков. По завершении анализа руководство банка и служба безопасности должны подготовить обобщающий документ, содержащий полную и всестороннюю оценку рисков и способов их возможного предотвращения.
Анализ угроз Анализ преступных посягательств (угроз), которым подвергается банк, позволяет выявить индивидуальные особенности каждой угрозы и дать полное описание возможных связей и отношений между угрозой и элементами структуры банка, подлежащими защите. Тщательное изучение специфических особенностей угроз позволяет их систематизировать в пять исходных групп, допускающих возможность последовательного расчленения каждой из них и идентификации отдельных угроз в соответствии с практическими потребностями. В основе предложенной систематизации лежит объединение угроз:
1) по отношению к объекту их активности (объекту угрозы);
- по способу (механизму реализации) угроз;
- по лицам, причастным к реализации угроз;
- по отношению тех или иных лиц к реализации угроз;
- по последствиям реализации угроз.
Идентификация основных видов банковских угроз непосредственно связана с представлением о банке как об объекте потенциальной опасности. По этой причине анализ угроз следует начинать с описания их связей с элементами структуры банка, в отношении которых возникает угроза. Классификация угроз по отношению к видам деятельности банка позволяет разделить его деятельность на операционную, включающую совершение банковских операций, и вне - операционную, 'не связанную непосредственно с проведением банковских операций.
Разграничение угроз по лицам, причастным к их реализации, свидетельствует о целесообразности разделения указанных лиц на сотрудников банка и посторонних лиц.
Классификация преступных посягательств по отношению субъекта к собственным действиям, создающим угрозу интересам банка, основана на практическом интересе к мотивам и целям, которыми руководствовался субъект при совершении указанных действий.
В наиболее общем виде мотивы могут быть сведены к т р е м группам:
1) субъект действовал исходя из собственных интересов или интересов третьих лиц, не считаясь с интересами банка;
- субъект руководствовался враждебными
по отношению к банку
мотивами;
- субъект действовал в интересах банка
(в том числе ложно
понятых).
Цели, которыми руководствовался субъект при совершении посягательств на интересы банка, с известной долей точности находит свое отражение в последствиях реализованных угроз.
В обобщенном виде цели преступных посягательств на интересы банка можно свести в две основные группы:
- завладение имуществом банка с целью обращения его в свою собственность;
- ограничение деятельности банка - конкурента либо его устранение с рынка банковских услуг.
В связи с этим необходимо отметить значение информации и ее влияние на обеспечение безопасности кредитной организации. Причиной большинства провалов чаще всего является плохая информированность. Даже когда дело касается таких малоприятных явлений, как сокрытие и подтасовка фактов, дезинформирование и злостный обман, - это всего лишь использование информационных изъянов в качестве преступного орудия.
Информация о работе Банковский персонал и проблема обеспечения банковской безопасности