Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:29, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование банковского персонала и проблем обеспечения банковской безопасности и рассмотрение задач:
- Основные понятия персонала и его классификация;
- Содержание и принципы управления безопасностью банка;
- Безопасность банковской системы России;
- Роль и место обеспечения безопасности в деятельности банка.
Введение 3
1 Банковский персонал и проблема обеспечения банковской безопасности 4
Основные понятия персонала и его классификация 4
1.2 Содержание и принципы управления безопасностью банка 9
1.3 Безопасность банковской системы России 17
1.4 Роль и место обеспечения безопасности в деятельности банка 19 Заключение 29
Список использованной литературы 31
Основную часть интересующей информации можно получить из открытых источников. Для того чтобы разрозненные факты превратились в полноценную информацию, необходимо проделать большую аналитическую работу, включая:
- соблюдение требований к полученной информации (достоверность, объективность, однозначность, полнота информации);
- определение количественных характеристик (полнота информации, релевантность информации);
- определение целостных характеристик (актуальность и стоимость);
- определение источника информации и метода ее получения;
- определение возможности и сферы реализации информации.
Принятие мер организационного характера
Принятие мер организационного характера включает подготовку и реализацию методических рекомендаций и иных внутрибанковских нормативных документов, составление планов, разработку и принятие организационно-штатных решений, осуществление мер правовой, криминологической и криминалистической защиты.
В практике банковской деятельности риски криминального характера проявляются в двух видах преступных посягательств:
1) посягательство на имущество, состоящее из собственных и привлеченных денежных средств, валютных ценностей и ценных бумаг, имущественных прав на объекты банковской деятельности (предметы залога, а также здания, оборудование и инвестиции). Виды преступлений против собственности - это служебное хищение, кража, мошенничество, растрата, грабеж, разбой, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием;
2) посягательство на инфраструктуру банка, которая включает совокупность элементов имущественного, правового и организационного характера и устойчивых связей между ними, обеспечивающих стабильное функционирование банка. При этом различают элементы внутренней и внешней инфраструктуры.
К элементам внутренней инфраструктуры, которые представляют интерес в криминалистическом аспекте, следует отнести:
законодательные
и другие правовые нормы, определяющие
по
рядок деятельности банка;
внутренние
правила, в соответствии с которыми
проводятся
банковские операции и осуществляется
защита интересов банка, т.е.
защита банковских технологий;
порядок
управления деятельностью банка (построение
учета,
отчетности, аналитическая база компьютерной
обработки данных
на базе современных коммуникационных
систем).
К элементам внешней инфраструктуры относят информационное и кадровое обеспечение банка, нематериальные блага банка, или деловая репутация банка и его деловые связи с партнерами.
Основным
способом обеспечения безопасности банка
является расширение полномочий собственных
служб безопасности, придание им статуса
головного подразделения (координирующего
органа) по комплексному противостоянию
различным угрозам. Основные направления
деятельности службы безопасности: экономическая
разведка; внутренняя безопасность банка;
информационно-аналитическая безопасность;
техническая безопасность и др. Однако
решить все проблемы обеспечения безопасности
банковской деятельности только через
создание собственных банковских служб
безопасности невозможно.
1.3 Безопасность банковской системы России
Банковский сектор с социально-экономической точки зрения — это сектор повышенного риска. Наряду с ростом количества рисков меняется и их содержание.
Анализируя риски, присущие банковской системе России, необходимо учитывать:
•
незавершенность
• отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов;
• отсутствие информационного органа — аналога кредитного бюро;
• слабость служб безопасности как основного органа, предотвращающего различные виды угроз;
• наличие конкурентов.
Анализ причин финансового кризиса и их влияние на развитие банковского сектора.
Существуют внутренние и внешние факторы, стимулирующие преступность в кредитно-финансовой сфере. Важнейшим внутренним фактором является корыстно-мотивационная направленность участников организованных преступных формирований.
К
внешним факторам следует отнести
несовершенство социально-экономических
отношений, непосредственно
1)
факторы макроуровня,
2) факторы микроуровня, которые способствуют совершению конкретного общественно опасного деяния отдельными лицами.
К
числу детерминантов
• несовершенство правового регулирования общественных отношений, вследствие чего субъекты банковской деятельности не защищены от недобросовестных сделок, в том числе посредством уголовно-правовых норм;
• неэффективная система контроля за деятельностью банков, что находит отражение в недостатках при проведении ревизий, низком качестве деятельности аудиторских служб, недостаточном уровне профессиональной подготовки банковских контрольно-ревизионных работников (отсутствие эффективной системы контроля за деятельностью банков во многом обусловлено преобладанием государственных организаций среди учредителей банков — это одна из причин их слабой заинтересованности в контроле за деятельностью правления банка) и др.
На сегодняшний день государство разрабатывает ряд документов, которые призваны помочь банковской системе обеспечит собственную безопасность, последним из них являются Рекомендации в области стандартизации Банка России РС БР ИББС-2.2-2009 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности" (приняты и введены в действие распоряжением ЦБР от 11 ноября 2009 г. N Р-1190, действуют с 01.01.2010г.)
Область
применения вышеуказанной методики
распространяется на организации БС РФ,
проводящие оценку рисков нарушения ИБ
в рамках построения/совершенствования
системы обеспечения информационной безопасности
(СОИБ). В данном документе раскрываются
термины и определения, Общий подход к
оценке рисков нарушения ИБ, Процедуры
оценки рисков нарушения ИБ, Оценка рисков
нарушения ИБ в количественной (денежной)
форме в соответствии со стандартом СТО БР ИББС-1.0.
(Стандарт Банка России СТО БР ИББС-1.0-2008
"Обеспечение информационной безопасности
организаций банковской системы Российской
Федерации. Общие положения" (принят
и введен в действие распоряжением ЦБР
от 25 декабря 2008 г. N Р-1674)
Не
смотря на то что по оценкам ряда специалистов
вышеуказанные документы являются отчасти
сырыми, сам факт и их разработки и усовершенствования
говорит о развитии этого направления
в системе безопасности банковского сектора
России, что дает надежду на «светлое будущее»
1.4 Роль и место обеспечения безопасности в деятельности банка
Региональный банковский сектор является мезоэкономическим компонентом банковской системы, в связи с чем, на параметры процесса его развития оказывает влияние факторы не только регионального уровня. Мезоуровень, в силу своей специфики, предполагает некое среднее месторасположение между макро и микроуровнями, что предопределяет их существенное на него влияние.
Макроуровень оказывает влияние на региональный банковский сектор через осуществление государством денежно-кредитной политики, в которой определены основные направления развития банковской системы и инструменты, с помощью которых можно достичь планируемого результата в финансовой сфере.
Основным субъектом является Банк России, непосредственно осуществляющий денежно-кредитную политику. Банковский сектор экономики, в силу своей специфики как финансового посредника, использующий в своей деятельности заемные средства экономических субъектов (домохозяйств и реального сектора экономики), подвержен наибольшему регулированию со стороны государства, в отличие от других секторов экономики. Поэтому его особенностью является достаточно значимое влияние на него государства.
В то же время, другие сектора экономики не испытывают в полной мере такого регулирования. В советское время частично это компенсировалось ролью различных министерств и ведомств, а в современных условиях подобный контроль отсутствует. Именно поэтому, имея отработанные рычаги управления, государство возложило на банковский сектор такую важную, но, вместе с тем, не имеющую отношения собственно к банковскому делу, задачу по контролю в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Влияние микроуровня на региональный банковский сектор также очевидно ввиду того, что последний состоит из совокупности кредитных организаций, взаимосвязанных между собой. В силу этого, любые проблемы в деятельности одной кредитной организации могут повлечь за собой аналогичные проблемы во всем банковском секторе, независимо от того, заключены между кредитными организациями корреспондентские отношения, работают они на межбанковском рынке или нет.
Анализ содержания экономической безопасности в качестве научной категории предполагает выявление, по крайней мере, ее объекта, субъекта и взаимосвязей между ними. В качестве объекта банковской безопасности могут выступать как отдельные компоненты банковской системы – банки, другие кредитные организации, банковская инфраструктура, - так и банковская система в целом, рассматриваемая на общенациональном и региональном уровнях. Субъектами банковской безопасности в условиях рыночной экономики являются, во-первых, непосредственно кредитные организации, которые через своих руководителей сами организуют и поддерживают функционирование собственной системы обеспечения безопасности; во-вторых, к субъектам банковской безопасности, в части, касающейся всей банковской системы в целом, следует отнести государство, которое формирует общенациональную банковскую систему и через своего представителя – Банк России – руководит ее развитием, в том числе созданием и функционированием системы безопасности. На региональном уровне функции субъекта экономической безопасности банковского сектора осуществляют территориальные подразделения Банка России в субъектах Федерации. Никакие иные органы управления, учитывая специфику объекта безопасности – региональный банковский сектор – не в состоянии квалифицированно и в полном объеме выполнять эти функции. Вместе с тем, региональные органы власти и управления могут оказывать опосредованное «поддерживающее» влияние на региональный банковский сектор. Между объектом и субъектом безопасности регионального банковского сектора в процессе его функционирования и взаимодействия с внешней средой – экономикой региона – формируются разнообразные взаимосвязи, в том числе по поводу безопасности функционирования всей системы и отдельных ее компонентов. Эти связи регулируются законодательством и нормативными актами ЦБ РФ. При этом целью направляющей деятельности территориальных управлений Банка России как субъектов экономической безопасности регионального банковского сектора должна стать, очевидно, не столько сама защита регионального банковского сектора от возникающих внешних и внутренних угроз, сколько обеспечение такого его развития и всех его элементов, которое гарантировало бы предупреждение (а если это оказалось невозможным, то и ликвидацию) угроз эффективному развитию банковского сектора региона. Таким образом, исследование – с позиции системного подхода – содержания экономической безопасности применительно к региону и его банковскому сектору позволяет сделать вывод, что экономическая безопасность банковской сферы региона – это сложное понятие, элементы содержания которого могут быть представлены в качестве своеобразной системы. Существующее состояние экономической безопасности банковской деятельности далеко от требований, предъявляемых современным политико-экономическим этапом развития общества и его банковской сферы. Не смотря на усилия, предпринимаемые законодательными и исполнительными органами, а также самими субъектами банковской деятельности, в отечественной кредитно-финансовой системе периодически возникают кризисы с широким диапазоном последствий: от локальных до мировых. Кроме этого, общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в банковской сфере. Практическая деятельность в этой области осложняется недостаточной теоретической проработанностью проблемы обеспечения безопасности банков. Дело в том, что безопасность как экономическая категория определяется множеством взаимосвязанных факторов различной природы, влияние которых на социально-экономические системы исследуется многими науками. Однако целостный научный подход к исследованию названной проблемы в настоящее время отсутствует.
Поэтому
существует теоретико-прикладная проблема,
состоящая в отсутствии целостной
научно-методологической базы и неразвитости
методического аппарата управления
состоянием экономической безопасности
банковской деятельностью. Поскольку проблема
экономической безопасности банковской
деятельности не является (как это, может
быть, ни парадоксально звучит на первый
взгляд) чисто экономической, то и ее теоретическое
обоснование может быть только комплексным. Среди
современных школ экономической науки
последовательно проводит принцип комплексного
подхода к анализу экономических явлений
институционально-эволюционная школа.
Поэтому теоретическое исследование проблем
экономической безопасности банковской
деятельности наиболее целесообразно
осуществлять опираясь на постулаты, выводы
и предложения этой школы. Такой подход
подразумевает необходимость дать краткую
характеристику банка как института рыночной
экономики и отталкиваясь от нее рассмотреть
различные аспекты банковской деятельности
и ее безопасности с позиций институционализма.
Информация о работе Банковский персонал и проблема обеспечения банковской безопасности