Банкротство как составная часть рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:39, реферат

Описание

Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых рыночных стран прослеживается линия на сближение, совмещение приведенных начал. Именно эта тенденция и была положена в основу при разработке в России законодательства о банкротстве, и в первую очередь Закона от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", практическое применение которого сопровождается немалыми трудностями, обусловленными рядом причин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3


1. Сущность банкротства………………………………………………….…..6

1.1 Процедура банкротства………….…………………………………8

1.2 Причины банкротства….…………………………………….……14

1.3 Условия и критерии банкротства …….…………………………..16
Банкротство как институт рыночного хозяйства ………………………18


3. Экономика и методика предсказания российских банкротств………...21

3.1 Основные тенденции в применении процедур банкротства….…22

3.2 Проблемы развития правоприменительной инфраструктуры

в сфере несостоятельности…………………………………………………. 24

3.3 Методика оценки и прогнозирования риска банкротства

предприятия……………………………………..……………………………25

3.3.1 Российская методика предсказания банкротств…….….…..…..26

3.3.2 План финансового оздоровления предприятия………………...27

3.3.3 Финансовый анализ - основа мониторинга

финансово-хозяйственной деятельности………………..….………………28
Заключение……………….………………………….…………...…….…….29

Работа состоит из  1 файл

банкротство.doc

— 336.46 Кб (Скачать документ)

      В последние годы количество дел о банкротстве динамично росло - по состоянию на 1 января 1998 г. в производстве находилось примерно 4200 дел о банкротстве, на 1 января 2000 г. - около 15200, а на январь 2002 г. - уже порядка 52500. Стремительно увеличилось и количество подаваемых заявлений о признании должника банкротом - в мае 2001 г. к производству было принято примерно 477692 дела о банкротстве по сравнению с 19041 в 2000 г.

      Внешне резкий рост количества дел о банкротстве мало связано с несостоятельностью реально функционирующих предприятий. Основная часть принятых в 2000-2002 гг. заявлений касалась реализации упрощенных процедур банкротства отсутствующих должников, что не имеет отношения к проблемам нанесения ущерба крупным предприятиям, переделу собственности, умышленным банкротствам. Так, удельный вес принятых к производству дел в отношении отсутствующих и ликвидируемых должников в общем числе дел о признании должника банкротом в 2001 г. составил свыше 80% по сравнению с немногим более 40% в 1998 г.

      По интенсивности своего применения процедуры банкротства носят «точечный» характер и не решают на макроуровне задачу вывода неэффективных предприятий с рынка. Удельный вес предприятий, в отношении которых проводятся процедуры банкротства, в общем количестве хозяйствующих субъектов весьма незначителен (в среднем из 2000 предприятий только примерно одно находится в состоянии банкротства).

      Однако «точечность» и вызывает основную критику, так как процедуры банкротства нацелены на крупные предприятия. Кроме того, очень существенен и усиливается разброс в интенсивности применения процедур банкротства по регионам. Например: по состоянию на 1 января 2001 г. количество дел о банкротстве, приходящихся на 1000 предприятий, составляло в Москве 0,92, в С-Петербурге - ,85, тогда как в Республике Алтай достигал - 65,9.Таким образом, на уровне отдельных российских регионов масштабы банкротств весьма значительны.

      Рассмотрим теперь результаты применения различных процедур банкротства к должникам. Основная тенденция в осуществлении процедуры наблюдения - увеличении доли решений по открытию конкурсного производства и уменьшение доли решений по введению внешнего управления. В целом по результатам 2001 г. не более 14% предприятий «вышли из-под банкротства», 13% - вошли в реорганизационную процедуру (внешнее управление), однако большинство перешло в стадию ликвидации.

      Результаты применения процедуры внешнего управления представляются неоднозначными. Расширилась практика заключения мировых соглашений, однако возможности восстановления платежеспособности должников были ограниченными.    Около 20% предприятий «вышли из-под банкротства», более 30% остались в этой процедуре, в силу ее продления, примерно 48%  перешли в стадию ликвидации.

      Что касается процедуры конкурсного производства, то шансы предприятии выйти из процесса ликвидации минимальны - лишь 0,5% таких процедур завершилось заключением мирового соглашения. Это связано с тем, что именно в процедуру конкурсного производства «вливается» минуя прочие процедуры поток дел в отношении отсутствующих и ликвидируемых должников. Если исключить из рассмотрения должников, проходящих по упрощенной процедуре банкротства, то все равно конкурсное производство завершается мировым соглашением не более чем в 1-2 случаях из 100.

      В большинстве случаев процедуры банкротства заканчиваются распродажей активов должника в ходе конкурсного производства.

      В целом в рамках процедур как внешнего управления, так и особенно наблюдения отмечается увеличение удельного веса решений, связанных с открытием конкурсного производства. К росту количества решений об открытии конкурсного производства в отношении «содержательных» должников приводит не столько увеличение числа соответствующих заявлений, сколько усиление конкурсной направленности процедуры наблюдения в последние годы.

      Чем крупнее и значимее бизнес, тем более «щадящий» характер носят применяемые к нему процедуры банкротства. Так, в 2001 г. процедуры банкротства в отношении крупных, экономически или социально значимых предприятий завершились конкурсным производством примерно в каждом четвертом случае, тогда как применительно ко всему кругу «содержательных» должников - в двух случаях из трех.

      Процедуры банкротства оказались малоэффективными с позиции возврата долгов кредиторам.  

3.2.Проблемы развития правоприменительной инфраструктуры в сфере несостоятельности. 

      Было бы неправильным все беды российского института несостоятельности связывать исключительно с несовершенством законодательства. Цивилизованному развитию института банкротства в России препятствует недостаточное развитие инфраструктуры правоприменения. Это приводит к снижению качества реализуемых процедур, повышению риска злоупотреблений и усилению их непредсказуемости.

      Несовершенство и нечеткость процедур несостоятельности в сочетании со стремлением использовать их в недобросовестных целях обусловливают высокую спорность их реализации. На первом месте остаются споры сторон в рамках процедуры внешнего управления. Значительное число конфликтов было связано с назначением арбитражных управляющих.

      В то же время в последние годы наблюдается процесс постепенной адаптации всех сторон к действующему регулированию несостоятельности и повышению качества правоприменительной практики - уровень конфликтности процедур банкротства стал снижаться.

      С 1998 года применение процедуры банкротства с каждым годом растет. Во-первых это связано с тем, что все больше дел о банкротстве переходит на следующий год, что связано как с относительным удлинением собственно процедур (даже конкурсного производства), так и с опережающим ростом количества находящихся в производстве дел о банкротстве по сравнению с «пропускной способностью» арбитражной системой.

      Во-вторых, динамично растет количество подаваемых заявлений о признании должников банкротами. Судя по всему, государство действительно будет стремиться сдержать свое обещание применять процедуры банкротства в отношении предприятий, которые не реструктурировали свою задолженность по налогам и иным обязательным платежам.

      В-третьих, в новом Законе о банкротстве есть положения, уравнивающие государство (как кредитора по обязательным платежам) в правах с конкурсными кредиторами по принятию решений в ходе банкротства должников. Вследствие этого резко возрастает нагрузка на представителей государства в проводимых процедурах банкротства, повысятся требования к их квалификации.

      Все это определяет необходимость кардинального развития инфраструктуры исполнения законодательства о банкротстве. В качестве основных элементов такой инфраструктуры можно выделить: систему арбитражных управляющих; ФСФО; систему арбитражных судов.

      Система арбитражных управляющих. Роль арбитражных управляющих в реализации процедур банкротства очень велика. По мнению представителей Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ, именно некомпетентность арбитражных управляющих, отсутствие эффективных мер контроля за их деятельность зачастую приводят к ликвидации предприятий. Второй Закон о банкротстве не содержал даже требования о наличии высшего образования для получении лицензии арбитражного управляющего.

      Не лучшую роль в решении этой проблемы играло и Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, которое содержало ряд норм, необоснованно ограничивающих привлечение квалифицированных специалистов. Положение устанавливало выдачу лицензий трех категорий в зависимости от сложности объекта управления. Первая категория была необходима для проведения процедур в отношении отсутствующих должников и малых предприятий, а для работы на крупном предприятии арбитражный управляющий должен был иметь лицензию третьей категории. Этот подход представлялся бы совершенно нормальным, если бы не сочетался с требованием наличия опыта работы арбитражным управляющим в течение определенного времени с лицензией одной категории для обеспечении возможности получения лицензии следующей категории.

      К началу 2001 г. было выдано 12238 лицензий арбитражного управляющего, из них первой категории - 9883, а второй - 2355 (Отчет ФСФО по итогам работы за 2000 г.) Отсутствие необходимого числа арбитражных управляющих с лицензией соответствующей категории привело к тому, что некоторым из них пришлось вести судебные процедуры на большом количестве (до 10) крупных предприятий. Эта ситуация сложилась из-за желания заставить их заниматься банкротством отсутствующих должников и малых предприятий. С 1 июля 2002 года лицензирование деятельности арбитражных управляющих (в расчете о принятии нового Закона о банкротстве) было прекращено.

      Система арбитражных судов. В связи со значительным ростом количества рассматриваемых дел о банкротстве, усиление конфликтности и повышением сложности этих дел, объективной необходимостью активизации роли арбитражных судов в принятии решений по делам о банкротстве требования как к количеству, так и к квалификации зарубежных судов становятся очень жестоким.

      Одна из наиболее серьезных проблем - зависимость арбитражных судов от местных органов власти. Решение этих проблем невозможно без проведения судебной реформы. В то же время можно отметить позитивное воздействие на правоприменение законодательства о банкротстве окружных арбитражных судов, которые в гораздо меньшей степени подвержены влиянию органов власти субъектов РФ.

      В настоящее время в российских регионах сложилась различная судебная практика в отношении банкротства (например, в Волгограде, Краснодаре или Москве). ВАС РФ выступил более, чем с 60 протестами на решения арбитражных судов по делам о банкротстве. Не в последнюю очередь проблема единства правоприменения связана с недостаточной разъяснительной работой со стороны ВАС РФ и ФСФО. Так, здесь весь период действия Второго Закона о банкротстве ВАС РФ подготовил лишь два письма. ФСФО имеет право давать обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства, но их очень мало.  
 
 

      3.3. Комплексная методика оценки и прогнозирования риска банкротства предприятий. 

      В современной экономической науке в последнее время появились многочисленные разработки в сфере анализа и прогноза банкротства предприятий. Наиболее широкое распространение получили многофакторные модели Альтмана, Бивера, Таффлера и др., прогнозирующие банкротство предприятия на базе расчета нескольких текущих финансовых показателей.

      Применение данных моделей в российских условиях обычно дает искаженный результат, так как условия функционирования российских предприятий нередко отличаются от западных.

      Однако российскими учеными были предложены различные способы адаптации «импортных» моделей к российским условиям, а также разработаны собственные методы предсказания банкротства.

    
 

      3.3.1. Российская методика предсказания банкротств. 

      Исследования отечественных ученых отличаются от зарубежных и между собой количеством показателей, входящих в модель, и весовыми значениями коэффициентов. Однако определение коэффициентов экспертным путем не обеспечивает их достаточной точности.

      Для эффективного управления предприятием необходимо построение нижеследующей комплексной методики оценки и прогнозирования риска банкротства:

    1. Проведение финансового анализа.

      Как правило, банкротству предшествует полоса финансовых затруднений и последующее ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому для выявления определенных тенденций необходимо проведение финансового анализа предприятия за определенный период времени, как минимум за последние три года, по следующей схеме:

      - структурный анализ активов и пассивов;

      - анализ прибыльности предприятий;

      - анализ финансовых коэффициентов;

      - анализ движения денежных средств;

      - обобщающий результата проведенного анализа.

      Совокупность указанных методов финансового анализа позволяет определить основные тенденции в развитии предприятия, выявить слабые места его в экономике, охарактеризовать платежеспособность, финансовую устойчивость, эффективность и достойность деятельности, перспективы развития, распознавать назревание кризисных тенденций уже на ранней стадии, устанавливать их причины и предпринимать антикризисные меры.

  1. Сопоставление финансовых показателей данного и аналогичных предприятий, обанкротившихся или избежавших банкротства.

      Для более высокой точности прогноза и вероятности банкротства необходимо сопоставить финансовые показатели данного предприятия с показателями аналогичных предприятий той же отрасли, обанкротившихся или избежавших банкротства, а так же со среднеотраслевыми показателями.

Информация о работе Банкротство как составная часть рыночного механизма