Базовые компетенции руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:04, статья

Описание

Руководители— наиболее ценный ресурс любого предприятия. В современном бизнесе к ним предъявляется особенно высокий уровень требований.
В настоящее время многие российские компании рассматривают обучение руководителей как совершенно необходимое дело. А вот чему нужно учиться руководителю и как это делать— не столь очевидно.

Работа состоит из  1 файл

Базовые компетенции руководителя.docx

— 44.22 Кб (Скачать документ)

Базовые компетенции руководителя

Что прежде всего необходимо руководителю?

Руководители— наиболее ценный ресурс любого предприятия. В современном бизнесе к ним предъявляется особенно высокий уровень требований.

В настоящее время многие российские компании рассматривают обучение руководителей  как совершенно необходимое дело. А вот чему нужно учиться руководителю и как это делать— не столь очевидно.

Общепризнано, что существуют две  группы компетенций, необходимых руководителю:

Специальные компетенции – те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности. Например, финансовый директор должен уметь читать балансовый отчет, а руководитель группы программистов должен владеть важнейшими языками программирования.

Базовые компетенции— группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.

Конечно, руководителю требуется владеть  всеми необходимыми в работе компетенциями и навыками, но что является главным? Какие умения руководителя являются определяющими в современных условиях ведения бизнеса, если компания стремится к развитию и достижению успеха на рынке?

Обратимся к солидным исследованиям современного менеджмента и рынка. Например, Джим Коллинз в своей знаменитой книге «От хорошего к великому» (2002), написанной на основе беспрецедентного исследования мировых компаний, формулирует несколько фундаментальных принципов. Руководствуясь этими принципами, компании достигали стабильной успешности на рынке.

Приведем первые три принципа.

1)В компаниях, которые достигли  больших успехов, руководители  обладают сочетанием выдающихся  личностных качеств и твердой профессиональной воли.

В книге Джима Коллинза для таких  руководителей введен специальный  термин— «руководители 5-го уровня».

Цитата из книги: «Мы были удивлены, и даже шокированы, когда поняли, какой тип руководства необходим для осуществления преобразований. В отличие от известных корпоративных лидеров, обладающих, как правило, сильным характером и не сходящих со страниц журналов и газет, руководители, которым удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли.»

 
2)В компании должны быть нужные  люди, и недолжно быть ненужных людей. Принцип «Сначала КТО, затем ЧТО»

Цитата из книги: «Лидеры великих компаний знают три простые истины. 
Первая, если вы начинаете с вопроса „кто“, а не „что“, вам легче будет приспособиться к окружающему миру. Если люди сели на ваш корабль только для того, чтобы куда-то доплыть, что будет, если, проплыв десять миль, вы поймете, что надо менять курс? У вас возникнут проблемы. Но если люди на вашем корабле потому, что они хотят быть вместе сдругими, тосменить направление намного проще.  
Вторая, если у вас на борту нужные люди, то проблема мотивации и управления, в принципе, исчезает сама собой. Нужные люди не нуждаются в непосредственном руководстве или стимулах; у них достаточно самомотивации, обусловленной внутренним стремлением добиться исключительных результатов в создании чего-то великого. 
Третье, если у вас на борту не те люди, то уже неважно, сможете ли вы выбрать правильное направление, вам все равно не удастся создать великую компанию. Великая стратегия без великих людей бесполезна.»

Исследования также показали, что  «нужные люди» отличаются от«ненужных» неспециальными навыками, а качествами, которых нет в профессиональных реестрах.

Цитата из книги: «…они сделают все, что в их силах, чтобы компания добилась превосходных результатов, и сделают это не ради того, что они за это получат, а просто потому, что они немогут иначе. Их природа и мораль требует, чтобы они добивались высочайшего качества во всем, что они делают…»

 
3) «Непоколебимая вера перед лицом  суровых фактов»— у команды компании должна быть вера в то, что они делают нечто стоящее и достигнут в этом успеха.

Цитата из книги: «Умение смотреть правде в лицо делает компании, способные на выдающиеся результаты, сильнее и увереннее в своих силах. Они не пасуют и не жалуются. Это возбуждает— смотреть в лицо опасности и говорить: «Мы никогда не сдадимся. Не капитулируем. Унас может уйти много времени, но мынайдем способ победить»

Из описаний ивыводов, которые делает Джим Коллинз, явно следует, что всердцевине, всамой основе ипрофессионального успеха, ирыночных достижений лежат личностные качества руководителя ичленов команды компании. Этот вывод мог быпоказаться слишком красивым иромантичным, чтобы быть правдой, если быоннебыл подкреплен методичными ипрофессиональными исследованиями.

Существует еще одно основание  для того, чтобы уделить первостепенное внимание развитию именно личностных качеств руководителей иключевых сотрудников компании.

Мир внаше время меняется поразительно быстро, новые товары вытесняют старые исами всвою очередь устаревают загод-два, так что основанием приобрести новую вещь становится нетот факт, что она износилась, ато,что она морально устарела. Технологии производства приходят насмену друг другу стакой скоростью, что специалистам приходится постоянно учиться, аусловия бизнеса ирынок меняют свой облик соскоростью смен времен года.

Это привело ктому, что долговременный успех нарынке определяется нетехнологией или товаром (они все равно устареют через год-другой), акомандой, сотрудниками иособенно руководителями. Сотрудникам важнее знать нетовар или конкретную технологию его производства, ауметь осваивать новые технологии, новые знания, приобретать новые навыки.

Быстрота изменений— это, пожалуй, определяющее свойство нашего времени, ионо пронизывает все сферы жизни. Такое положение было невсегда. Еще пару десятилетий назад, овладев какой-либо технологией впроизводстве или вуправлении, можно было опираться наэто втечение многих лет. Сейчас такого нет, иважным становится нетекущее владение специальными навыками, аспособность эти навыки быстро осваивать помере необходимости. Такую способность обеспечивают уже непрофессиональные знания иумения, абазовые компетенции— глубинные личностные качества человека, которые являются основой для овладения специальными знаниями.

Базовые компетенции— что это такое?

Базовые компетенции обладают двумя  особенностями. Во-первых, они является фундаментом, накотором строится управленческая деятельность руководителя. Во-вторых, посравнению соспециальными компетенциями, они гораздо труднее поддаются коррекции: изменить стиль мышления или коммуникации несравнимо сложнее, чем усвоить методику или технологию впрофессиональной области.

Базовые компетенции руководителя можно представить ввиде семи групп, всоответствии сосновными качествами человека.В традиционных исовременных научных описаниях принято выделять семь групп личностных качеств. Оних можно говорить как осеми измерениях личной силы человека.

Восприятие— Внимательность, чувствование тонкостей иумение обучаться.

Умение схватывать суть дела интуитивно ибыстро, выделяя существенные стороны ситуации.

Уметь видеть вглубь, понимать суть иподоплеку вещей.

Склонность кобучению иоткрытость новому.

Взаимосвязи— Интеллект, речь икоммуникация.

Умения выделять целое ивидеть тонкие связи между его частями.

Умение формулировать идеи иадекватно передавать ихдругим людям.

Способность воспринимать иэффективно оценивать информацию.

Умение устанавливатьи поддерживать отношения сколлегами иподчиненными.

Умение говорить слюдьми наихязыке, разъяснять, обучать, учитывая ихразвитие.

Выбор— Чувствительность к«правильному», адекватному пути.

Умение подниматься над ментальными  догмами ипринимать точные решения, исходя изреальных обстоятельств.

Умение принимать стратегические решения, исходя изследования своим ценностям.

Способность интуитивно принимать  адекватное решение вусловиях дефицита информации ивремени.

Способность следовать событийному  потоку винтересах дела, жертвуя ритуальностью, регламентированностью иличными амбициями.

Способность быть независимым отсоциальных стандартов иотстраха оценки.

Активность— Преобразующие действия итактическая активность.

Способность жить настоящим идвигаться вперед.

Способность действовать ввыбранном направлении вопреки мнению людей.

Способность удерживать высокий уровень  усилий иэнергичности.

Способность идти наоправданный риск идействовать вкритических ситуациях.

Воля— Воля, осознанность иумение концентрироваться.

Способность самостоятельно принимать  решения.

Способность удерживать свое внимание наприоритетных целях.

Способность пойти навстречу своим  страхам, сохраняя осознанность исвободу выбора.

Способность сохранять свое намерение  влюбых внешних условиях, при любом поведении партнеров, втом числе вусловиях стресса иконфликта.

Способность иметь вдохновение  нановые дела.

Вера— Вера всебя, влюдей, вМир.

Вера всобственные силы.

Способность брать насебя ответственность, сохраняя присутствие воли идуха.

Способность полагаться надругих людей иделегировать полномочия.

Способность поддерживать других людей  без страха, ибыть сострадательным без жалости.

Способность своим внутренним покоем давать опору коллегам иподчиненным.

Способность принять помощь там, где  вчем-то некомпетентен или неумел.

Способность быть свободным отчувства собственной важности.

Мудрость— Чувствование ограничений, чувство времени, дисциплина истойкость, выдержка итерпение.

Способность быть безупречным (делать лучшее, что можно сделать вданной ситуации— однако, без привязанности квнешнему выигрышу).

Терпимость кчеловеческим ограничениям.

Способность принять естественную скорость выполнения проектов, изменений  всвоей команде ивсебе самом.

Сдержанно относиться кпобедам ипроигрывать без чувства поражения.

Мы, конечно, отдаем себе отчет втом, что получившийся портрет личности труднодостижим для реального человека— однако, каждый может иобязан стремиться кэтому.

На основе перечисленных базовых  компетенций складываются такие  интегральные умения как системное  мышление, способность работать вкоманде, умение продвигать дело, быть лидером ит.п.

Каждая изперечисленных групп человеческих качеств представляет собой определенный настрой психики или энергетики человека, который уместен наопределенной стадии проживания жизненного сюжета или выполнения проекта.

Так, вначале любого проекта нужно  собрать сведения ивникнуть всущество дел, т.е.необходимы качества восприятия. Затем надлежит все обдумать, поговорить обэтом, составить бизнес-план ит.п., т.е.нужны качества группы взаимосвязи. Далее выбираются тактические пути осуществления бизнес-плана, т.е.необходимы качества группы выбор.

В течение всего процесса осуществления  проекта необходимы качества группы воля. Они придают проекту наполненность  исилу, иособенно важны втех случаях, когда возникают препятствия итрудности.

На стадии практической реализации проекта очень важными становятся качества группы активность. Акачества веры придают уникальность проекту, наполняют его особым смыслом, рождают вдохновение, позволяют несдаваться ипродолжать бороться вкритической ситуации.

Последняя группа качеств— мудрость— имеет выделенное положение. Она соответствует глубокому осознанию целостности ивзаимосвязанности явлений, окружающих человека. Эти качества позволяют, например, действовать экологично, невсегда упорствовать вдостижении целей проекта, сохраняя веру вконечный выигрыш, адобившись побед ипризнания, непопасть вловушку успеха итщеславия.

Для наглядности взаимосвязь групп  базовых компетенций можно изобразить надиаграмме:

 


 

Интуитивно понятно, что чем  выше уровень владения перечисленными личностными качествами, тем этот человек более зрелый исильный. Поэтому удобно ввести понятие личной зрелости исилы для обозначения степени владения базовыми компетенциями.

Каждому работающему человеку—  испециалисту, ируководителю— владение базовыми компетенциями необходимо (хотя бывнекоторой степени) для эффективной деятельности. Ичем выше ступенька виерархии руководства, тем выше требования куровню владения этими компетенциями.

Тот, кто необладает необходимым уровнем базовых компетенций, неминуемо теряет позиции инесможет достичь существенного успеха впрофессиональном мире.

Низкий уровень базовых компетенций  сотрудников может создавать  серьезные проблемы для компании вцелом. Такая компания неможет соответствовать постоянно изменяющимся требованиям современного мира.

Информация о работе Базовые компетенции руководителя