Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:04, статья
Руководители— наиболее ценный ресурс любого предприятия. В современном бизнесе к ним предъявляется особенно высокий уровень требований.
В настоящее время многие российские компании рассматривают обучение руководителей как совершенно необходимое дело. А вот чему нужно учиться руководителю и как это делать— не столь очевидно.
Как развивать всебе базовые компетенции?
Базовые компетенции— это такие умения человека, которые практически непередаются при помощи словесных инструкций. Например, невозможно объяснить, как быть волевым, верить всобственные силы или иметь вдохновение нановые дела— это можно лишь продемонстрировать личным примером— собственным поведением ипоступками. Поэтому встандартном образовании, которое может получить руководитель, нет такой дисциплины, как обучение базовым компетенциям.
И все женекоторые люди овладевают этими качествами. Как это происходит?
Уровень базовых компетенций растет, когда человек проходит через жизненные испытания.В великих духовных традициях считается, что этот способ обучения доступен лишь тем людям, которые способны сохранять безупречность виспытаниях, т.е.непривязываться крезультату. Это означает способность действовать смаксимальной самоотдачей, неожидая заэто награды ввиде успеха.
Другой способ обучения— оказаться рядом ссильным человеком, обладающим высоким уровнем развития личностных качеств.В такой ситуации некоторые люди вольно или невольно перенимают умения инавыки учителя. Последний механизм является наиболее действенным всовременном мире. Например, известно, что больше половины нобелевских лауреатов— ученики нобелевских лауреатов. Каждый мастер создает школу, передавая таким образом свое искусство.В духовных традициях ученик также приобретает важнейшие внутренние качества через непосредственный контакт страдицией или сУчителем. Этот жеэффект имеет место вбоевых искусствах ивбольшом спорте.
А как быть руководителю всовременном бизнесе? Ведь некаждому выпадает удача работать рядом счеловеком, обладающим высоким уровнем личной зрелости исилы, или, говоря по-другому, свысоким уровнем владения базовыми компетенциями.
К счастью, современные научные исследования приоткрыли завесу над тайнами развития личной зрелости человека, имеханизмы овладения важнейшими личностными качествами стали достаточно ясными.
Одно изнаучных направлений— моделирование стратегий поведения имышления гениев, творивших вразличных областях человеческой деятельности— таких как Эйнштейн, Эдисон, Дисней идр.Такие стратегии, как правило, неосознаются своими носителями, итак жебессознательно копируются учениками.
Первые попытки создания техник совершенствования личностных качеств делались наоснове моделирования таких стратегий, иэти техники иногда оказываются уместными для первых шагов вобучении личностным компетенциям. Однако наэтом пути существует сильное ограничение, связанное суникальностью каждого человека. Действительно, модель мышления Эйнштейна вовсей полноте доступна только Эйнштейну. Даже отдельные ееэлементы трудно осваивать человеку, неимеющему тех жеценностей итой жесилы, что Эйнштейн.
Следующий важный шаг вэтом научном направлении состоит впереходе отмоделирования стратегий отдельных личностей кмоделированию успешных стратегий развития личностных качеств. Оказалось, что наиболее перспективным имногоплановым источником таких стратегий являются неотдельные люди, адуховные традиции— такие как христианство, даосизм, буддизм, индуизм ит.д.
Именно вразличных ритуалах ипрактиках духовных традиций зашифрованы выверенные тысячелетиями способы развития важнейших личностных качеств человека. Человек, живущий втрадиции, бессознательно использует эти способы, выполняя все необходимые ритуалы имедитации.
В связи сэтим приобрели популярность исследования приемов обучения мастеров боевых искусств, шаманов, духовных лидеров, целителей ит.д.В прежние времена это было областью тайных знаний, доступных только носителям традиции, новнастоящее время становится всеобщим достоянием.В современном мире традиционные практики— источник различных психологических технологий итехнологий поведения, которые успешно используются вобучении иврешении разнообразных проблем, втом числе вбизнесе— впродажах, переговорах, управлении ит.д.
В процессе этих исследований было сделано открытие, что существует универсальная структура практик, единая для всех духовных традиций. Это позволило реконструировать практики, развивающие личностные качества (внашей терминологии— базовые компетенции) сучетом возможностей ипотребностей современного человека. Возникшая витоге современная версия этих практик свободна отрелигиозных аспектов ирассчитана налюдей, обладающих развитым интеллектом. Такие практики представляют собой определенную последовательность шагов ритуала иосознанных действий практикующего.
Одно изважнейших научных открытий касается роли жизненных испытаний вобщей структуре ритуалов идуховных практик. Оказалось, что ключевым моментом развития личностных качеств является то,каким именно образом последовательность практик связывается среальными испытаниями вжизни практикующего. В контексте этой статьи под реальными испытаниями можно понимать итрудности современного бизнеса. Было обнаружено, что практики могут оказывать сильное (иногда воспринимаемое как магическое) воздействие наконкретные события бизнеса иличной жизни. Однако, это происходит только втом случае, когда вжизни практикующего присутствуют препятствия, т.е.когда практикующий участвует вделах исобытиях, являющихся для него настоящим вызовом. Именно такие вызовы наполняют практики силой. Чем сложнее испытание, тем большей силой обладают практики. Например, вхристианской традиции жизненные вызовы наполняют силой молитву, астраданию приписывается особая ценность. Какие молитвы ивкакой последовательности следует выбирать, также зависит отхода жизненных событий. Аналогично, вдаосской традиции ивбуддизме текущие сложности становятся основанием для медитации (аналог молитвы) иопределяют еесодержание. Эта корреляция представляла собой тайное знание, которое поумолчанию передавалось изпоколения впоколение, авнаши дни превратилось вхорошо исследованный научный факт.
Другими словами, практики итекущие события жизни— это две грани единого целого: практики позволяют более эффективно проживать события жизни, асобытия дают санкцию навыполнение практик иматериал для работы вних.
В результате следования этой системной связи между практиками ижизненными событиями развиваются личностные качества практикующего, осуществляются его духовный рост, накопление силы изрелости.
В таком варианте личностного развития роль Учителя для практикующего выполняют события его собственной жизни. Препятствия жеииспытания, которые встречает практикующий, придают энергию инаправленность развитию его личностных качеств.
В настоящее время наоснове исследований духовных практик разработана целостная система технологий развития базовых компетенций.
В соответствии сэтой системой, процесс развития базовых компетенций должен быть встроен втекущую производственную деятельность. Руководитель, используя технологии развития базовых компетенций применительно к(случившимся или предстоящим) производственным событиям, вкоторых онявляется участником, может постоянно улучшать процесс своей управленческой деятельности иодновременно развивать свою зрелость как руководителя иличности вцелом.
Как обучиться технологиям развития базовых компетенций?
Опыт организации ипроведения программ обучения практикам развития базовых компетенций для руководителей ипредпринимателей вразных городах России иближнего зарубежья выявил ряд особенностей овладения этими технологиями.
Во-первых, несмотря нато,что использование практик для развития базовых компетенций доступно любому человеку, это возможно только при наличии достаточной мотивации. Как правило, этот процесс занимает некоторое время; онможет быть прекращен, когда ощутимо снизится уровень трудностей вбизнесе. Настарте желательно иметь определенные волевые качества— способность поступать как решил, несмотря натрудности.
Во-вторых, обучающийся должен понимать, что трудности или испытания есть укаждого, кто ответственно относится ксвоему делу иберется засерьезные проекты.
Другими словами, существование проблем при овладении практиками можно уподобить наличию достаточного количества воды для желающего научиться плавать. Только вэтом случае возможно качественное обучение. Если жечеловек говорит, что унего «нет проблем», тоизвестно: либо онзакрывает глаза напроблемы, потому что боится признать ихсуществование, либо незанимается серьезными делами, вкоторых для него есть настоящий вызов. Такому человеку овладеть данными технологиями довольно сложно, даже если онактивно выражает заинтересованность вэтом.
С другой стороны, если обучающийся активно занимается бизнесом или социальными проектами, топоявление различных проблем исложностей незаставляет себя ждать. Итакая ситуация хорошо подходит для качественного обучения.
Процесс овладения технологиями развития базовых компетенций состоит изтрех этапов:
Теоретическая часть, вкоторой вводится система понятий иосуществляется знакомство спрактиками.
Тренинговая часть, вкоторой обучающийся (вприсутствии испомощью тренера, азатем самостоятельно) овладевает всеми техническими навыками, необходимыми для практик.В качестве материала для тренировок обучающийся использует конкретные проблемы или сложности, присутствующие вего бизнесе.
Практическая часть, вкоторой обучающийся учится самостоятельно использовать практики всобственном бизнес-контексте ивреальном времени, азатем обсуждает результаты стренером сцелью коррекции приобретенных навыков. Последнее происходит врежиме индивидуального консультирования, который может длиться несколько дней. Основной акцент обучения вэтой части переносится наточность самостоятельного выбора конкретных практик исвоевременность ихиспользования. Обучающийся заранее знакомится сособыми технологиями такого выбора. Здесь отрабатывается знание ичувствование упомянутой выше корреляции между текущими событиями ивыполнением практик. Подчеркнем, что эта часть обучения является наиболее важной иможет осуществляться только вреальном событийном потоке.
После завершения третьего этапа обучающийся приобретает навыки дальнейшего самостоятельного развития базовых компетенций иуспешного решения разнообразных проблем бизнеса без дополнительных обращений кконсультанту. Как уже упоминалось, роль консультанта (Учителя) переносится вэтом подходе натрудные фрагменты текущих событий бизнеса. Это может продолжаться еще некоторое время, иногда длительное— дотех пор, пока обучающийся необнаружит существенного прогресса всвоем владении базовыми компетенциями. Последнее обычно проявляется как заметное снижение уровня проблем вбизнесе. Напоследнем этапе желательны (нонеобязательны) эпизодические консультации сцелью коррекции навыков.
Итак, овладение технологиями развития базовых компетенций иполучение значимого практического результата вбизнесе— две грани единого целого: одно без другого несуществует