Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
определить экономический и правовой статус безработного, выявить его права и обязанности, а также рассмотреть участие государства в обеспечении данного слоя населения;
произвести статистический анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь за 2011-2012 г.г.;
определить пути и методы предотвращения безработицы.
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ТИПЫ
1.1.Понятие безработицы, ее формы и виды………………………………….
1.2.Количественная характеристика безработицы…………………………....
1.3.Типы безработицы и ее показатели…………………………………........
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Динамика безработицы в Республике Беларусь ………..………….
2.2.Безработица : явная и скрытая…………………………………………..
2.3 Пути преодоления кризиса на рынке труда в Республике Беларусь…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……. ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
2.2. Безработица : явная и скрытая
Полной статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности трудоустройства правомерно оценивать по параметрам безработицы и количеству свободных рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. Безработица официально была признана в стране в 1991 году, тогда же появились и первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь» к ним относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях или не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службе занятости.
При анализе численности безработных в Беларуси следует учитывать три потока: численность обратившихся в службу занятости граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение года и численность состоящих на учете на конец отчетного периода. За 1993–2011 годы параметры этих потоков возросли, но в разной степени.
В 2011 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2010 г. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2011 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на 2010 г. –0,9%).
Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении их на рабочие места.
Так, в 2011 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2011 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных
Вместе с тем отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали на вызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращения продолжительности рабочего времени и предоставления «административных» отпусков. В 2011 г. 141,3 тыс. работников предприятий, или 4,1% среднемесячной численности трудились в режиме вынужденной неполной занятости, тогда как в прошлом году –7,3%.
Общее количество неотработанного времени в 2011 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (годом ранее – 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 7,5 тыс. человек (годом ранее – 22,2 тыс.чел.). В августе 2010 г. по сравнению с августом 2011 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей /днем/, уменьшилась на 10,1% до 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% до 7,6 тыс. человек.
За этими показателями – скрытая безработица, уровень которой можно определить только косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании данных официальной статистики. Если учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его, а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за полугодие с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить, что скрытая безработица на рынке труда Беларуси в 2010 г. находилась в пределах 4%. Подобная оценка не претендует на точное отражение ситуации с безработицей, однако позволяет прогнозировать ситуацию в сфере занятости в случае реструктуризации предприятий и при возможном высвобождении работников.
В структуре безработных увеличивалась доля граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (53% в общем объеме безработных) и молодежь в возрасте до 30 лет (42,4% о) – те социальные группы, которые наиболее уязвимы в кризисных ситуациях.
Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2011 г. в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем безработицы.
Мировой финансово-экономический кризис отразился на показателях занятости не системными изменениями, а точечными, ситуативными. Адаптационными мерами при этом стали приостановка найма, сокращение рабочего времени, «замораживание» роста зарплат. При благоприятной конъюнктуре рынка эти изменения возвращаются в исходное значение достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что постепенно устранится дисбаланс между темпами роста зарплаты и темпами роста производительности труда.
Экономическая ситуация на местах заставила нанимателей обратить внимание на квалификацию и эффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Для этого в настоящее время у руководителей предприятий появился важный инструмент – постановление Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки, вступающее в силу с 1.09.2011 г. На основании этого документа появляется возможность для квалифицированных и ценных работников разработать программы мотивации, а зарплату «малоэффективных» придержать.
Политика занятости в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства и направлена на снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке.
Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.
Данным категориям населения
государство гарантирует
Немаловажной гарантией
трудоустройства выпускников
Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».
Так, в 2011 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека. В рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.
Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.
В 2011 году обучение основам
предпринимательской
Для снижения остроты
женской безработицы в республи
Активное содействие
занятости женщин дает результаты:
за прошедший год их удельный вес
в численности безработных
В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.
Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.
Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.
Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.
Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.
Для ускорения решения
проблем социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда.
Безработица – вынужденная незанятость экономически активного населения. Безработный не любой неработающий, а лишь тот, кто способен и желает работать, ищет работу. Безработица проявляется в разных формах, основные формы безработицы – фрикционная, структурная, циклическая. В современной рыночной экономике преобладает структурная безработица, безработица в большей мере вынужденная. Добровольная безработица включает незанятых трудоспособных людей, которые не желают работать, и тех, кто добровольно становится безработным из-за поиска работы с лучшими условиями и более высокой оплатой труда. Структурная безработица вместе с фрикционной образуют понятие естественной безработицы.
В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.
Норма безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к численности рабочей силы (занятые работники в сумме с безработными), выраженное в процентах.
Занятость – многоаспектное понятие. Занятость как экономическая категория раскрывается в экономических отношениях, посредством которых население привлекается к труду. В масштабах занятости и ее формах отражаются закономерности социально-экономической системы, состояние макроэкономики. В прежней экономической системе обнаружилась проблема неэффективности «сверхзанятости». В рыночной экономической системе возникает другая проблема: как эффективность занятости согласовать с полной занятостью.
Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом.
Анализ распределения занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь свидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости в ходе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественного производства.
Несмотря на рост занятости в непроизводственной сфере в целом, темпы прироста здесь не превышали 1% в год.
Перераспределение высвобождаемых работников из отраслей материального производства проходит медленно и не выглядит значительным.
Несмотря на расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенно отстает от других стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Безработица и её социально-экономические последствия в Республике Беларусь