Безработица и её социально-экономические последствия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:

определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
определить экономический и правовой статус безработного, выявить его права и обязанности, а также рассмотреть участие государства в обеспечении данного слоя населения;
произвести статистический анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь за 2011-2012 г.г.;
определить пути и методы предотвращения безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ТИПЫ
1.1.Понятие безработицы, ее формы и виды………………………………….
1.2.Количественная характеристика безработицы…………………………....
1.3.Типы безработицы и ее показатели…………………………………........
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Динамика безработицы в Республике Беларусь ………..………….
2.2.Безработица : явная и скрытая…………………………………………..
2.3 Пути преодоления кризиса на рынке труда в Республике Беларусь…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……. ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Работа состоит из  1 файл

Куросвая.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

 

                             2.2. Безработица : явная и скрытая

 

Полной статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности трудоустройства правомерно оценивать по параметрам безработицы и количеству свободных рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. Безработица официально была признана в стране в 1991 году, тогда же появились и первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь» к ним относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях или не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службе занятости.

При анализе численности безработных в Беларуси следует учитывать три потока: численность обратившихся в службу занятости граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение года и численность состоящих на учете на конец отчетного периода. За 1993–2011 годы параметры этих потоков возросли, но в разной степени.

В 2011 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2010 г. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2011 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на 2010 г. –0,9%).

Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении их на рабочие места.

Так, в 2011 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2011 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных

Вместе с тем отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали на вызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращения продолжительности рабочего времени и предоставления «административных» отпусков. В 2011 г. 141,3 тыс. работников предприятий, или 4,1% среднемесячной численности трудились в режиме вынужденной неполной занятости, тогда как в прошлом году –7,3%.

Общее количество неотработанного времени в 2011 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (годом ранее – 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 7,5 тыс. человек (годом ранее – 22,2 тыс.чел.). В августе 2010 г. по сравнению с августом 2011 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей /днем/, уменьшилась на 10,1% до 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% до 7,6 тыс. человек.

За этими показателями – скрытая безработица, уровень которой можно определить только косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании данных официальной статистики. Если учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его, а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за полугодие с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить, что скрытая безработица на рынке труда Беларуси в 2010 г. находилась в пределах 4%. Подобная оценка не претендует на точное отражение ситуации с безработицей, однако позволяет прогнозировать ситуацию в сфере занятости в случае реструктуризации предприятий и при возможном высвобождении работников.

В структуре безработных увеличивалась доля граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (53% в общем объеме безработных) и молодежь в возрасте до 30 лет (42,4% о) – те социальные группы, которые наиболее уязвимы в кризисных ситуациях.

Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2011 г. в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем безработицы.

Мировой финансово-экономический кризис отразился на показателях занятости не системными изменениями, а точечными, ситуативными. Адаптационными мерами при этом стали приостановка найма, сокращение рабочего времени, «замораживание» роста зарплат. При благоприятной конъюнктуре рынка эти изменения возвращаются в исходное значение достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что постепенно устранится дисбаланс между темпами роста зарплаты и темпами роста производительности труда.

Экономическая ситуация на местах заставила нанимателей обратить внимание на квалификацию и эффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Для этого в настоящее время у руководителей предприятий появился важный инструмент – постановление Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки, вступающее в силу с 1.09.2011 г. На основании этого документа появляется возможность для квалифицированных и ценных работников разработать программы мотивации, а зарплату «малоэффективных» придержать.

2.3 Пути снижения  безработицы в Республике Беларусь

 

Политика занятости  в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства и направлена на снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке.

Одной из ключевых задач  является содействие в трудоустройстве  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения  государство гарантирует занятость  путем создания дополнительных рабочих  мест и специализированных организаций (включая организации для труда  инвалидов), установления брони для  приема на работу, организации обучения по специальным программам. С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией  трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических  учебных заведений является их государственное  распределение: в 2011 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению  государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства  на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2011 году на забронированные  рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека. В рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное право  направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2011 году обучение основам  предпринимательской деятельности по направлению службы занятости  прошли более 300 женщин.

Для снижения остроты  женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес  в численности безработных сократился с 60,6% (на 1 июня 2011 г.) до 56,9%.

В республике уделяется  повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная  служба занятости организует для  них психологическую поддержку  и обучение приемам активного  поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

Проблемы трудоустройства  и трудовой реабилитации инвалидов  в нашей стране решаются путем  создания и бронирования для них  приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

Одной из существенных проблем  в сфере занятости населения  является структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения количественного  и качественного соответствия между  предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно  с органами образования, отраслевыми  министерствами и местной властью  должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

Для ускорения решения  проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных  единиц реализуется Государственная  комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2012 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №265.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда.

Безработица – вынужденная незанятость экономически активного населения. Безработный не любой неработающий, а лишь тот, кто способен и желает работать, ищет работу. Безработица проявляется в разных формах, основные формы безработицы – фрикционная, структурная, циклическая. В современной рыночной экономике преобладает структурная безработица, безработица в большей мере вынужденная. Добровольная безработица включает незанятых трудоспособных людей, которые не желают работать, и тех, кто добровольно становится безработным из-за поиска работы с лучшими условиями и более высокой оплатой труда. Структурная безработица вместе с фрикционной образуют понятие естественной безработицы.

В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.

Норма безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к численности рабочей силы (занятые работники в сумме с безработными), выраженное в процентах.

Занятость – многоаспектное понятие. Занятость как экономическая категория раскрывается в экономических отношениях, посредством которых население привлекается к труду. В масштабах занятости и ее формах отражаются закономерности социально-экономической системы, состояние макроэкономики. В прежней экономической системе обнаружилась проблема неэффективности «сверхзанятости». В рыночной экономической системе возникает другая проблема: как эффективность занятости согласовать с полной занятостью.

Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом.

Анализ распределения занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь свидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости в ходе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественного производства.

       Несмотря на рост занятости в непроизводственной сфере в целом, темпы прироста здесь не превышали 1% в год.

Перераспределение высвобождаемых работников из отраслей материального производства проходит медленно и не выглядит значительным.

Несмотря на расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенно отстает от других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Законодательство Республики Беларусь. [электронный ресурс]  / Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo. – Дата доступа: 30.11.2011.
  2. Задоя, А. А., Макроэкономика. Учебник. / Ю. Е Петруня, А.А.Задоя. – К.: Знання, 2004. – 368 с.
  3. Одегов, Ю. Г., Рынок труда. Учебник. / Ю.Г. Одегов, Г. Г. Руденко, Н.К. Лунев. – М.:Альфа-пресс, 2007. – 900 с.
  4. Буланов, В.С. Рынок труда: учеб. пособие / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А.Волгина. – М.: Экзамен, 2003. – 480с.
  5. Тарасевича, Л. С.  Макроэкономика. Учебник / под ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. – 656 с.
  6. Шишко, Г.Б.Юридический справочник работника по кадрам. Под ред. Г.Б. Шишко. – 2-е издание. – Минск. 1996.
  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изменениями и дополнениями, принятыми на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. – Минск, 2005.
  8. Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"  от 1 ноября 2007 г. № 280-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 264, 2/1377)
  9. Маллаева, М.И. Безработица : особенности, последствия, меры по преодолению / М.И. Маллаева  / Вопросы экономики. – 2009. – № 3. – 6-10 с.
  10. Никитин , Е. Трудоустройство безработных граждан / Е. Никитин // Служба кадров и персонал. 2009. – № 4. – 105-110 с.
  11. Беляева М. Безработные: преодоление социальной дезадаптации / М. Беляева // Человек и труд. –  2007. – № 5. – 32-36 с.

Информация о работе Безработица и её социально-экономические последствия в Республике Беларусь