Бизнес планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:04, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы бизнес – планирования и применить их на практике, разработав бизнес план для выполнения объема монтажных работ гальванического цеха.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать функции бизнес-плана;
определить этапы разработки бизнес-плана;
охарактеризовать структуру бизнес-плана;
применить на практике полученные знания в области бизнес – планирования.

Работа состоит из  1 файл

Biznes-planirovanie.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

Бизнес-планирование

 

 

Введение

Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. Современный  рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских предприятий банкротством. Это произошло потому, что механизмов управления (независимо от объекта) складывается из следующих элементов: планирование, организация выполнения плана, контроль и оперативное регулирование выполнения плана. В современных условиях организовать производство и реализацию продукции другим способом невозможно.

      Продавцы  и покупатели в качестве объектов рынка могут согласовать свои интересы и работу только с помощью  долгосрочных и текущих планов. Согласование интересов обладателей бизнес-идей и инвесторов осуществляется в бизнес-плане по реализации совместного проекта.

      План  и рынок объединены в общую  систему производства и потребления  продукта. Разрушение одной из составляющих этой системы приводит к разрушению всей системы.

      Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств бизнес-планирования.

      При переходе к рынку в содержании проектов наибольшим изменениям подвергаются ранние (прединвестиционные) этапы  бизнес-планирования:

  • определение целей и стратегий их достижения;
  • анализ осуществимости идеи;
  • нахождение заинтересованных партнеров-инвесторов;
  • формирование финансовых потоков;
  • оценка рисков и эффективности.

Эти качественно  новые по содержанию термины необходимо освоить руководителям, специалистам и предпринимателям, осуществляющим бизнес-процесс от возникновения идеи до получения прибыли в ходе ее практической реализации. Поэтому столь актуальным является овладение навыками бизнес-планирования для поставленных целей любого хозяйствующего субъекта.

Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы бизнес – планирования и применить их на практике, разработав бизнес план для выполнения  объема монтажных работ гальванического цеха.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать функции бизнес-плана;
  • определить этапы разработки бизнес-плана;
  • охарактеризовать структуру бизнес-плана;
  • применить на практике полученные знания в области бизнес – планирования.

1.  Основная сущность  бизнес-планирования

1.1 Понятие бизнес-проекта.  Классификация его разновидностей

      Бизнес-план – это программа осуществления  бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации  операций и их эффективности.

      Многообразие  бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д.

      Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям:

  • тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
  • класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области;
  • масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
  • длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта;
  • сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
  • вид проекта – по характеру предметной области проекта.

По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов:

  • тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
  • класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект.

Как следует из названия каждого из трех классов проектов:

  • монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
  • мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
  • мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов.

      Масштабы  проекта могут быть мелкими, средними, крупными и очень крупными. Это  деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

      Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.

      При составлении бизнес-плана даются ответы на вопросы:

  • Так ли уж хороша идея?
  • На кого рассчитан новый продукт, услуга?
  • Найдет ли этот продукт, услуга своего покупателя?
  • С кем придется конкурировать?

1.2 Процесс бизнес-планирования

      Основными элементами бизнес-плана являются:

  • титульный лист
  • вводная часть (резюме);
  • аналитический раздел;
  • содержательный раздел (сущность проекта);
  • разделы внутрифирменного планирования.

Ключевые  моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:

  • возможности, необходимости  и объема выпуска продукции (услуг);
  • потенциальных потребителей;
  • конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
  • своего сегмента рынка;
  • показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
  • достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования;

Из  перечисленного выше можно сделать  вывод, что бизнес-план – это:

  • изложение системы  доказательств, убеждающих инвестора  в выгодности проекта;
  • определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
  • предвидение рисков предпринимательской деятельности;
  • конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.

Процесс бизнес-планирования от возникновения  экономического замысла  до получения и распределения прибыли между его участниками приведен на рис. 1.

 

Рис. 1. Процесс бизнес-планирования

1.3 Функции и принципы  бизнес-планирования

    Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской  деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

  • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция – учет взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

    При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.

    1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

    2) Непрерывность.  Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования.

    3) Эластичность и  гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов.

    4) Единство и полнота  (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

    5) Точность и детализация.  Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

    6) Экономичность.  Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

    7) Оптимальность.  На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

    8) Связь уровней  управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз»,  укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий.

    9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

    Основополагающие  принципы планирования тесно связаны  между собой в конечном счете  ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей  и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

    Кроме перечисленных базовых принципов  в процессе планирования обычно учитываются  и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

1.4 Последовательность  разработки бизнес-плана

    Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми – без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла. Обобщенный порядок этапов разработки бизнес-плана следующий:

Информация о работе Бизнес планирование