Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание

Целью работы является выявление роли бизнес – планирования в деятельности предприятия. Актуальность рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые поставлены в условия жесткой конкуренции как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Содержание

Введение
1. Бизнес-план: понятие, цели, функции и задачи.
2. Структура и этапы разработки.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мен в малом бизнесе.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

 

 

 

Кафедра «Менеджмента и  права»

 

 

 

Контрольная работа

По курсу «Менеджмент в малом бизнесе»

На тему: Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности в малом бизнесе.

Вариант № 9

 

 

                                                                                  Работу выполнила

                                                                                  студентка группы МПИ-54

                                                                                  Фамилия И. О.: Иванова А.А.

                                                                                  Проверил: Профессор

                                                                                  Дубровский А. В.

                                                                                  Оценка:___________

                                                                                  Дата:_____________

                                                                                  Подпись:__________

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ  

Введение

Актуальность рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые поставлены в условия жесткой конкуренции как между собой, так и с иностранными корпорациями. Хотя планирование само по себе не обеспечивает успеха, тем не менее оно создает условия для возникновения ряда важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

В современной  быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий  и не прогнозируя последствий.

Современная экономическая  ситуация, связанная с активным развитием  рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом  достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана  – бизнес – план.

Актуальность темы «Стратегическое планирование. Бизнес – план как отражение стратегии организации» с теоретической стороны обусловлена недостаточно глубоким теоретическим исследованием аспектов темы в целом. Недостаточно специальной литературы, в которой рассматриваются вопросы разработки бизнес – планов, применимой к российским предприятиям. Отечественные предприятия имееют небольшой опыт бизнес – планирования. 

Целью работы является выявление роли бизнес – планирования в деятельности предприятия.

 

 

1. Бизнес-план: понятие, цели, функции и задачи.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели  – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;

2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный).

3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Бизнес-план помогает предпринимателю  решить следующие основные задачи:

  • Определить конкретные направления деятельности фирмы.
  • Целевые рынки и место фирмы на этих рынках.
  • Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
  • Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии.
  • Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
  • Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации.
  • Выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей.
  • Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.
  • Оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей.
  • Предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

В бизнес-плане оценивается  перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.

 

2. Структура и этапы разработки.

Титульный лист

На титульном листе  бизнес – плана обязательно должны присутствовать:

  • Название предприятия
  • Суть предложения (заявка на финансирование, проект сотрудничества и т.п.)  В определенном смысле, это является и формулировкой назначения бизнес – плана. 
  • Место расположения предприятия, номера телефонов, номер факса.
  • Фамилия, имя и отчество (полностью) директора и человека, составившего бизнес – план.
  • Дата (месяц и год) составления.

Титульный лист не должен содержать  излишних подробностей. Он должен быть лаконичным и привлекательным. На странице, следующей сразу за титульным листом, должна быть дана формулировка назначения бизнес – плана.

Резюме

Цель резюме - суммировать  планы различных действий, разрозненно  изложенных в отдельных пунктах  описания предприятия. Их обобщение должно помочь убедиться, что все части проведенного анализа последовательно и органично дополняют друг друга и интегрируются в целостное описание. Это описание должно убедить критически настроенного читателя в реальности планов и адекватности позиции.

Описание  отрасли предприятия

В начале бизнес – плана  дается краткое описание отрасли  предприятия: направления деятельности (производство, торговля, услуги); состояние  отрасли в целом, и как данная фирма вписывается в отрасль, и какое место в ней занимает; кто является потребителем результатов деятельности фирмы; является ли бизнес сезонным, ориентирован ли он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое производство дешевых. Здесь же обычно кратко излагаются цели бизнес-плана: какие средства хочет получить предприниматель, на какие цели и в какие сроки, какая ожидается прибыль от вложений. Составитель плана должен объяснить, почему он уверен в успехе фирмы и ее прибыльности. Этот раздел дает еще один шанс обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты данного конкретного предприятия (фирмы).

Описание  услуги

В этом разделе предприниматель  рассказывает о продукции своего предприятия (фирмы): описывает ее физические свойства, объясняет, какие потребности  удовлетворяют его товары или услуги, что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его (ее) преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар или услугу. Важно указать в данном разделе, какой интеллектуальной собственностью располагает предприниматель: патенты, лицензии, секреты производства.

Инвестор почувствует  интерес к предприятию (фирме), если увидит, что производимый им (ею) товар  или услуга имеют уникальные свойства, например существенные преимущества в  цене или потребительских качествах.

Исследование  и характеристика возможных конкурентов

Для определения реального  положения предприятия на рынке  большое значение имеет проведение сравнительной оценки эффективности  деятельности конкурентов и предприятия. При несопоставимости сравниваемой базы исследование целесообразно проводить по относительным показателям.

Описание рекламной деятельности и квалификации персонала конкурентов, а также методов конкурентной борьбы, используемой соперниками, возможную  их реакцию на появление новых контрагентов и увеличение или уменьшение доли рынка.

Итогом данного исследования, действительно способным заинтересовать партнеров и инвесторов, может  стать выработка такого типа конкурентных преимуществ, который поможет предприятию (фирме) выделиться среди конкурентов и завоевать доверие покупателей посредством предложения товаров, заметно отличающихся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе определяющих его параметров, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя. 

План  маркетинга

План маркетинга как часть  бизнес – плана не только необходим  для внутренней организации деятельности предприятия (фирмы), но и служит основой контактов, как с партнерами, так и с инвесторами.

Цель маркетингового раздела  бизнес–плана разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на обстановку, складывающуюся на нём, чтобы обеспечить сбыт товаров и услуг. При этом предприниматель должен представить здесь свой бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.

Важное значение имеет стратегия проникновения на рынок. Необходимо определить как бизнес намерен довести свои товары и услуги до потребителя. Сюда относятся разработка методов стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, рекламная кампания и формирование общественного мнения.

В стратегии распространения услуги в области послепродажного обслуживания в бизнес-плане должна быть изложена схема гарантийного обслуживания, приведены расчеты средней стоимости ремонта и запасных частей, а также средние сроки ремонта.

Стратегия роста  и расширения.  В данном подразделе описываются методы реализации (например, собственная торговая сеть, торговые представители, посредники), которые могли бы быть использованы как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе, включив описание любых специальных требований для реализации продукции. Эффективным средством является представление анализа сравнительной эффективности разных методов реализации, включая специальную политику, касающуюся скидок, исключительных прав на распространение и т.д., в сравнении с тактикой конкурентов в этой области, описание того, как будут выбраны посредники и торговые представители фирмы если вы их используете, когда они начнут свою деятельность; регионы, где они будут действовать; рост числа помесячного и ожидаемого объема продаж каждого из них.

Информация о работе Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности в малом бизнесе