Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Целью данной темы курсовой работы является теоретическое описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 5
1. Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики…...….. 7
1.1 Налогообложение. Дефицит бюджета и бюджетный излишек……………… 11
1.2 Мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………….. 14
2. Современное состояние бюджетно-налоговой политики в России и перспектива ее развития…………………………………………………………………………….. 16
2.1 Основные приоритеты бюджетных расходов………………………………... 18
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………………………….…… 21
Заключение…………………………………………………………………….…... 23
Глоссарий……………………………………………………………………….…. 25
Список использованных источников……………………………………………. 27
Список сокращений……………………………………………………………….. 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 264.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                    (1)

и   графика. См. в приложение А график 1.

Автономный налоговый мультипликатор есть отношение изменения объема производимой продукции (дохода) к вызвавшему его изменения к вызвавшему его изменению автономных налогов. Налогообложение выступает основным средством формирования доходной части государственного бюджета. Для нормального функционирования экономики необходимо, чтобы расходы государства ежегодно балансировались с доходной частью бюджета, а через нее - с налоговой системой государства. На практике добиваться абсолютного соответствия весьма проблематично, вследствие чего часто возникает бюджетный дефицит, представляющий собой превышение государственных расходов над объемом доходной части бюджета. Такое состояние обычно, ибо доходная часть - это ее будущее состояние, которое меняется не в ежегодном (по итогам года) режиме, а ежедневно и ежечасно. По установленным международным стандартам размер бюджетного дефицита не должен превышать 5% суммы производимого страной ВВП. Цифра 5% взята исходя из того, что нормально функционирующая рыночная экономика в состоянии в течении одного года обеспечить прирост ВВП в объеме 5%, что позволит покрыть за год ранее сложившийся дефицит, в противном случае он будет накапливаться, образуя государственный долг.

Государственный долг - это суммарная стоимость бюджетных дефицитов за ряд лет. Если взять отдельный год, то государственный долг может оказаться равным бюджетному дефициту. Государственный долг бывает внутренним (задолженность собственным физическим и юридическим лицам через облигации займа) и внешним (задолженность иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам).Различают структурный и циклический дефицит госбюджета. Структурный дефицит определяется как разница между доходами и расходами государства для случая, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости населения, обеспечивая максимальный объем производства и при условии стабильности используемой систему налогов. Циклический дефицит - это дефицит, вызванный сокращением налоговых поступлений в доход государства вследствие спада деловой активности и образующего при этом превышения запланированных ранее расходов над поступающими в доход государствами средствами.

1.2 Мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.                                                                                                       Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государственных расходов) - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.                                                                         Налоговый мультипликатор - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.                                                    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.

Норвежский экономист Т. Хаавельмо доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице ДУ = ДО = ДТ. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.                                                                                                                        Кривая Лаффера - кривая, отражающая взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет. Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории "экономики предложения". Американский экономист Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 1980-х гг., которая была направлена на стимулирование экономической активности в США. А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый "эффект Лаффера", графическим отражение которого служит "кривая Лаффера", с обоснованием которой он выступил в 1974г. Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога. См. в приложение Б.

Смысл "эффекта Лаффера" состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости. И хотя бесспорным является тот факт, что изменение налоговых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались ошибочными: не увеличились доля сбережений и предложение труда. Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить, на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывают влияние множество факторов помимо налоговых ставок.


2. Современное состояние бюджетно-налоговой политики в России и перспектива ее развития

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась. В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует  признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы. Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. И что очень важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.  Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику  уязвимой к  колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны. Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития. Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.

Сегодня, когда российской экономике в определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.


2.1 Основные приоритеты бюджетных расходов

Рассматриваемые сегодня Правительством РФ основы бюджетной политики России на 2012 год и на плановый период 2013–2014 годов - это первый, по-настоящему посткризисный бюджет.«У нас появляются дополнительные возможности для решения долгосрочных и стратегических задач. В этом смысле представленный проект – это бюджет развития, призванный стимулировать качественный рост и модернизировать экономику. Одновременно это и социально ориентированный бюджет с чётким акцентом на повышение качества жизни людей», – подчеркнул глава правительства. Он отметил, что в текущем году правительство существенно изменило бюджетные процедуры – проекты бюджета широко обсуждались с представителями общественных, отраслевых организаций, профсоюзов. «Это позволило придать другое качество обсуждению основного финансового документа страны, - считает В.Путин. Премьер-министр подчеркнул важность соблюдения жёсткой бюджетной дисциплины, выполнения важнейшей задачи эффективности госинвестиций. По его словам, расходы и доходы бюджета должны быть максимально сбалансированы, реалистично спланированы, что в свою очередь должно служить основой для сохранения макроэкономической стабильности. В.Путин сообщил, что в 2012 году доходы бюджета планируются в размере 10,6 трлн рублей, а расходы – 12,2 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета в будущем году прогнозируется на уровне 1,6 трлн рублей, т.е. 2,7% от ВВП. По его словам, нужно наращивать доходы бюджета за счёт роста экономики, и прежде всего – за счет её диверсификации, а значит, и расширения налоговой базы, снижать зависимость бюджета от колебаний ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках, уходить от зависимости от углеводородов.

Говоря о планируемых расходах на социальные цели, В.Путин отметил увеличение расходов на поддержку здравоохранения. Только в 2012 году на эти цели будет направлено 0,5 трлн рублей, что почти на 7% больше, чем в текущем году. Также в 2012 году возрастёт размер средней трудовой пенсии – с 8,5 тыс. до 9,3 тыс. рублей, социальные пенсии вырастут с 5,1 тыс. до 5,7 тыс. рублей. Всего за будущий год средний размер пенсий будет увеличен почти на 11%, а объём бюджетных трансфертов на цели пенсионного обеспечения в 2012 году составит 2 трлн рублей.Будет проводиться индексация материнского капитала. Сейчас он составляет 365 тыс. 700 рублей, в 2014 году планируется выйти на цифру 430 тыс. рублей. Также запланирована ежегодная индексация пособий семьям с детьми: в 2012 году – на 6%, в последующие два года – на 5,5 и 5% соответственно. На программу обновления российской школы в текущем году будет направлено дополнительно 20 млрд рублей, а в 2012–2013 годах ещё 100 млрд рублей. В 2012 году будут в 2 раза увеличены субсидии регионам на поддержку дошкольного образования – до 2 млрд рублей. Кроме того, ещё 8 млрд рублей планируется в дальнейшем выделить субъектам Федерации в виде кредита на развитие и обновление сети детских садов.

В ближайшие три года на решение жилищных проблем планируется выделить порядка 340 млрд рублей, сообщил В.Путин. В том числе в 2012 году около 19 млрд рублей будет направлено на обеспечение постоянным жильём свыше 10 тыс. семей отставных военнослужащих, вставших на учёт до 1 января 2005 года. Целый ряд важнейших задач предстоит решить в сфере обороны и обеспечения правопорядка. С 2012 года полностью на федеральное финансирование будут переведены органы внутренних дел. Денежное довольствие военнослужащих возрастёт в 2 и более раза, а военные пенсии будут увеличены в 1,5 и более раза. «Закладываем на эти цели в 2012 году 561 млрд рублей», - сообщил премьер-министр. По его словам, денежное довольствие будет увеличено в два этапа: сначала – для военнослужащих Министерства обороны и внутренних войск, сотрудников МВД, затем – для сотрудников других силовых ведомств. Что касается военных пенсионеров, то их пенсии возрастут с 2012 года единовременно, независимо от ведомственной принадлежности.

На строительство и обновление транспортных коридоров, развитие информационно-коммуникационных технологий в будущем году будет выделен 581 млрд рублей. Всего в 2012–2014 годы планируется направить на эти цели почти 2 трлн рублей. На стимулирование развития гражданской науки и промышленности в 2012 году предусмотрено 410 млрд рублей. «В качестве приоритета, конечно, сохраняем и авиацию, и судостроение», - отметил премьер-министр. В рамках федеральных целевых программ будет оказываться поддержка высокотехнологичным сферам, таким как компьютерные и космические технологии, медицинская техника и фармацевтика, ядерные технологии и энергоэффективность. Объём бюджетных ассигнований на продвижение этих стратегических направлений составит в ближайшие три года порядка 700 млрд рублей. Особо премьер министр отметил поддержку отечественного агропромышленного комплекса. Он сообщил, что в 2012 году объём поддержки АПК будет увеличен до 130 млрд рублей. «Наши приоритеты здесь – ввод в строй новых перерабатывающих мощностей, формирование современной инфраструктуры продовольственного рынка, поддержка всех форм хозяйствования на земле, включая фермерство, малый и средний бизнес», - сказал В.Путин.


2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы и дальнейшую перспективу

Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач. Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.

В Бюджетной политике на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;                                                                                                                                                                 2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;                                                                                                               3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;                                                                                                             4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;                           5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации