Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:31, контрольная работа
Банк как предприятие решает вопросы, связанные с удовлетво¬рением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и эко¬номических интересов как членов его коллектива, так и интере¬сов собственника имущества банка .
1. Общие и специфические цели 3
2. Методы достижений целей банка в управлении 6
3. Основные способы и приемы банковской деятельности 10
Список использованной литературы 21
- экстраполяция оценки риска и величины требуемого к созданию резерва по представительной выборке ссуд на портфель в целом;
- соотношение фактического удельного веса безнадежных (либо просроченных) ссуд в портфеле однородных ссуд и удельного веса безнадежных (просроченных) ссуд, принятого при расчете процентных ставок по ссудам;
- учет различных факторов, относящихся к характеристике заемщиков (например, срок, на который предоставлены ссуды, и качество кредитной истории), и текущих экономических условий их деятельности.
При этом данный перечень приведенных методов не является исчерпывающим.
Современный банк работает в условиях жестких ограничений регулирующих органов и конкуренции со стороны других финансовых организаций. Он вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты, которые обеспечили бы ему и клиентам необходимую прибыль; демонстрировать всем свою надежность, стабильность и способность адекватно реагировать на условия деятельности и изменения рыночной конъюнктуры. Большие объемы и значительное разнообразие проводимых операций, необходимость их согласования для оптимизации получаемой прибыли предъявляют жесткие требования к качеству банковского управления и в первую очередь к планированию.
Известные исторические обстоятельства начала 90-х годов привели к отторжению идеи использования планирования большинством современных российских предпринимателей. Однако становится все более очевидным, что без планирования стратегии развития и без просчета возможных вариантов реализации стратегии невозможно управлять никакой фирмой, тем более крупной. Следом за западными предпринимателями и государственными деятелями, как известно, очень внимательно и творчески изучившими опыт планирования в бывшем СССР как на общехозяйственном, так и на микроуровне, к практике планирования снова обратились и российские бизнесмены.
Планирование, как уже отмечено, решает задачи определения общих и частных целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности (т.е. задачи выработки самой стратегии управления). Такая работа предполагает своевременное предвидение перемен, приспособление к ним и контроль за процессом, постоянное укрепление своих сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, минимизацию рисков, ликвидацию внутренних слабостей, устранение опасных ситуаций и т.д. Это очень сложная и ответственная работа, но без целей, без стратегии работать нельзя.
Стратегию управления каждый банк определяет исходя из представлений о своем месте на рынке, финансовых и иных возможностях, сложившейся клиентуры и многих других параметров. Процесс этот весьма тонкий и всегда в чем-то уникальный. И не только потому, что базируется на учете огромного количества разноречивых факторов, а прежде всего потому, что предполагает индивидуальную их оценку. И в каждом банке такая оценка будет своя. В банках, где управление поставлено на современном уровне, носителями стратегии управления являются не только высшие руководители, но и весь коллектив.
Обязательными характеристиками планирования банка (как и любой другой организации или предприятия) должны стать:
альтернативный характер планирования на предварительной его стадии, т.е. составление разных вариантов проекта плана (утвержден должен быть один план);
гибкость, т.е. возможность быстрой корректировки плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации или иных факторов;
участие менеджеров всех уровней и всех способных членов коллектива в составлении плана и контроле за его выполнением;
тщательно продуманный и организованный процесс контроля за выполнением плана, который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользования потенциальных возможностей;
ориентация планов на максимизацию конечных результатов деятельности в долговременной перспективе.
Итак, планирование должно быть центральным звеном всего процесса управления банком, его главным инструментом. Фактически оно таковым пока не является для подавляющего большинства банков; редкий банк сознательно и постоянно использует соответствующие процедуры в своей практике. В результате распространена следующая крайне обедненная схема банковского управления:
Оперативный анализ → Регулирование → Частичный контроль
События 2010 г. показали, что многие российские банки, особенно крупные, потеряли возможность нормально отслеживать, планировать и управлять внутрибанковскими процессами, тем самым лишний раз доказав, что система управления банком должна быть гибкой, не бюрократической; планы и решения на всех уровнях должны приниматься быстро и так же быстро исполняться. Еще раз подтвердилась простая истина: как в кризисной, так и в обычной ситуации очень важно, какие стратегические решения примет руководство банка, насколько правильно оценит перспективы рынков и свои возможности. Простой пример — решение ряда банков увеличить свою клиентскую базу за счет «павших» в 2010 г. банков; в итоге у них появилось достаточно много свободных денег (в основном в виде остатков на счетах), но возникла проблема, где эти деньги разместить и как их эффективно использовать.
Для полномасштабного и эффективного выполнения своих функций в условиях, когда банковской системе отводится ключевая роль в обеспечении экономического роста и структурной перестройки в направлении повышения конкурентоспособности, переводе экономического роста на стабильную основу, стимулировании внутреннего производства и спроса на произведенную продукцию, кредитные организации должны быть финансово
Интенсивное развитие коммерческого банка выражается в:
повышении производительности труда (например, снижении количества времени, затрачиваемого на выполнение какой-либо банковской операции);
применении более эффективных средств и технологий для проведения банковских операций (например, программного и компьютерного обеспечения);
оптимальном использовании имеющихся человеческих и материальных ресурсов;
совершенствовании организации труда и подготовки кадров;
освоении новых сегментов рынка;
разработке и внедрении новых видов банковских продуктов;
совершенствовании уровня представления и качества банковских услуг и т.д. [4, с.55].
Основные требования к персоналу можно обозначить так:
высокий профессионализм, владение в совершенстве управленческими знаниями и методами;
готовность к переменам, умение прогнозировать, предвидеть, стремление постоянно учиться;
необходимость поиска, творчества, инициативы;
стойкость и преданность делу, системе своего банка.
Наряду с внешними, объективными причинами перемен, существуют и внутренние источники перемен, связанные с функционированием банковской системы [4, с. 4].
Стремительное совершенствование информационных технологий — мощный фактор обновления всех сфер работы — требует готовности воспринимать, усваивать новое. Рассмотрим особенности содержания и организации труда персонала коммерческого банка и приоритетные направления управления его персоналом (см. табл. 2).
Таблица 2
Особенности содержания труда в коммерческом банке
Особенности содержания и организации труда в банке | Специфика мотивации труда и управления персоналом |
I | 2 |
А. Непосредственно влияющие на мотивацию труда и управление персоналом | |
Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Труд в банке носит изначально коллективный характер. | Стремление каждого работника к осознанию, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависят от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа |
Относительное сокращение заработков основной массы работников по сравнению с недавним периодом их деятельности. | Необходим поиск новых методов мотивации, а также совершенствование и усиление стимулирующей роли материального вознаграждения |
Влияние специфических (особых и экстремальных) факторов в процессе труда. | Сильная мотивация необходима как фактор достижения целей банка и как инструмент повышения психологической устойчивости, |
Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения (работа связана с деньгами клиентов). | Повышение заинтересованности в безошибочном проведении операций и максимально взвешенном принятии решений. |
Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий и т.д. | Необходим постоянный контроль уровня квалификации и соответствия рабочему месту и выполняемым функциям работников (проведение тестирований и аттестации). |
Б Косвенно влияющие на мотивацию труда и управление персоналом | |
Переориентация рынка банковских услуг с «рынка продавца» к «рынку покупателя». | Желательно повышение конкурентоспособности и качества обслуживания клиентов работниками. |
Наличие в рамках одного банковского учреждения совершенно разных по функциям и отраслевой принадлежности секторов, отделов, подразделений. | Различны подходы к управлению персоналом в зависимости от конкретного отдела, подразделения, вида деятельности и т.д. |
Высокий уровень внутрибанковской специализации. | Целесообразно развитие и поддержание горизонтальных связей между подразделениями банка — формальных и неформальных. |
В основе банковской работы — квалифицированный интеллектуальный труд — определяющий фактор, обеспечивающий успех в конкурентной борьбе. | Необходимы механизмы, стимулирующие не только достижение конкретных результатов труда, но и мотивирующие творческую, интеллектуальную активность работников. |
Большинство банков практикуют закрытость информации об оплате труда посредством зачисления зарплаты и прочих доплат и надбавок на пластиковые карточки или лицевые банковские счета. | С одной стороны, это дает большую свободу администрации в оплате; с другой стороны, необходимы механизмы, чтобы материальное вознаграждение (или переменная его часть) было открыто для ознакомления с ними коллектива для повышения стимулирующей роли. |
Из таблицы 2 видно, что менеджеры по работе с персоналом должны уделять особое внимание факторам, влияющим на мотивацию труда персонала. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Факторы, непосредственно влияющие на мотивацию
Труд в банке носит изначально коллективный характер. Практически все операции и услуги не может осуществить один специалист. Целесообразно стимулировать каждого работника таким образом, чтобы он осознавал, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа. Этому способствует усиление групповой мотивации и ее сочетание с индивидуальной.
Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий необходимы для ускорения и упрощения проведения банковских операций. Для восполнения недостающих знаний и профессиональных навыков целесообразно использовать в практике управления персоналом разнообразные тренинги, семинары, «круглые столы», где узкопрофессиональные знания приобретаются в ходе специально организованного обучения, в результате общения с более знающими и компетентными в этих вопросах коллегами. Необходимо отслеживать соответствие квалификации работников новым этапам развития банковских операций посредством тестирования, аттестации и других форм контроля знаний и навыков.
Факторы, косвенно влияющие на мотивацию труда:
переориентация рынка банковских услуг с «рынка продавца» к «рынку покупателя». Если ещё десять лет назад на рынке банковских услуг России имела место почти полная монополия Государственного банка, то в настоящее время банки вынуждены бороться за каждого клиента. Главный инструмент повышения конкурентоспособности — деятельность человека, работника банка, начиная от операциониста и кончая его президентом. Все должны быть заинтересованы в качественном обслуживании клиентов, и главным мотивом будет процветание банка и повышение его конкурентоспособности, а значит, и улучшение благосостояния персонала;
высокий уровень внутрибанковской специализации затрудняет комплексное решение проблем, координацию деятельности отделов ввиду узкой сферы ответственности. Целесообразным направлением управления персоналом в данном контексте может стать расширение и углубление связей между подразделениями не только в виде формализованных процедур. Важны неформальные связи, обладающие не меньшей значимостью, которые желательно поддерживать и развивать. Расширение и углубление таких связей восполнит недостаток информации и будет способствовать взаимообогащению знаниями об общей ситуации в банке. Работники сильнее ощутят причастность к банковским проблемам в целом. Регулярный обмен аналитическими и прогностическими материалами может помочь банку в управлении операциями, балансом и т.д. Несмотря на то, что подразделения узко специализированы, имеется взаимосвязь между их работой, и дополнительная информация, например, от отдела валютных операций об изменении курса доллара сигнализирует кредитному отделу о возможном в ближайшее время пересмотре ставок по кредитам; в основе банковской работы — квалифицированный интеллектуальный труд, обеспечивающий успех в конкурентной борьбе. Банкам необходимо наряду с традиционными формами обучения использовать телеобучение на рабочих местах, оборудованных персональными компьютерами, — телелёрнинг;
большинство банков практикуют закрытость информации об оплате труда посредством зачисления зарплаты и прочих доплат и надбавок на пластиковые карточки или лицевые банковские счета. С другой стороны, очень важно, чтобы переменная часть материального вознаграждения не являлась коммерческой тайной, поскольку будет играть роль морально-психологического фактора.
Таким образом, работа в коммерческом банке имеет особенности, которые целесообразно учитывать при разработке мотивационной политики и в практике управления персоналом.
Природа, характер банковских услуг имеют общественный характер. Ориентация же на максимизацию (оптимизацию) прибыли обусловлена тем, что банк хотя и специфический, но все-таки субъект рыночных отношений.
Деятельность регулирующих органов в своей основе имеет целью если не снять полностью, то значительно смягчить это фундаментальное противоречие. По сути, стратегические цели регулирования финансово-банковского сектора оставались неизменными в течение всей истории своего существования (хотя организационные формы и превалирование одних направлений над другими могли варьироваться в зависимости от конкретных условий).
В российском банковском секторе необходимо провести целый комплекс экономических и правовых мер, поддержанный российским банковским сообществом при их рассмотрении на различных уровнях и форматах. Перечислю лишь основные.
1. В качестве монетарных мер необходимо добиться:
- снижения ставки рефинансирования до 6 - 8% годовых максимум, в противном случае экономика становится дефолтной, падают макроэкономические показатели, конкурентная борьба за капитал будет проиграна;
- временного введения валютного регулирования для юридических лиц в части установления требований по продаже валютной выручки.
2. Для повышения капитализации национальной банковской системы необходимо:
- законодательное введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка;
- освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков;
- снижение норматива достаточности капитала (Н1) до 8% и увеличение норматива Н6 до 30%;
- осуществление пересмотра ограничений размера субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала с 15% от капитала на 1 октября 2008 г. до 50% от капитала на последнюю квартальную отчетную дату.
3. Для консолидации банковского сектора следует обеспечить:
- предоставление государством частным банкам капитала (привилегированные акции/субординированные кредиты), для приобретения неплатежеспособных банков;