Цели и основные формы диверсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:13, контрольная работа

Описание

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.

Содержание

Введение 3
История появления и развития диверсификации 4
Понятие, сущность и значение диверсификации 7
Типы диверсификации 9
Виды диверсификации. Классификация. 11
Цели диверсификации 13
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

стратигический менеджмент.docx

— 38.64 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Российский  государственный торгово-экономический  университет»

челябинский институт (филиал)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Стратегический  менеджмент»

тема: «Цели и основные формы диверсификации»

     Выполнил:  студент  2 курса

     специальности  Экономика и управления на предприятии

     заочной    ускоренной  формы обучения 

     Группа 23ЭС Шифр ЭзуС-11Т-09                  __________________________         Рахимова А.Ф

     Проверил:  преподаватель 

     доцент                                 __________________________             

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Содержание

Введение 3

  1. История появления и развития диверсификации 4
  2. Понятие, сущность и значение диверсификации 7
  3. Типы диверсификации 9
  4. Виды диверсификации. Классификация.  11
  5. Цели диверсификации 13

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

Введение

 

Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной  экономики является актуальным в  связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская экономика  боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.

 

 

        1. История появления и развития диверсификации

Идея диверсификации имеет  многолетнюю историю. Она была весьма модной в связи с концепцией корпоративного развития в конце 60-х и начале 70-х годов. Чтобы избежать риска вложений капитала в те или иные отрасли, крупнейшие концерны стремились расширить номенклатуру производимых товаров, найти новые формы вложения средств, проникнуть в отрасли, не имеющие прямой связи с основной сферой их деятельности. Исторически диверсификация получила наиболее ощутимое развитие в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство. В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Диверсификация, прежде чем  приобрела современные черты, в  рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под  влиянием внешних обстоятельств, так  и внутрифирменных критериев. Историю  такой эволюции условно можно  разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление  таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий этап был шагом  в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов  в развитии предпринимательской  деятельности1.

Интенсивное развитие диверсификации деятельности обусловливалось повышением динамичности рыночной экономики, быстрыми изменениями спроса, возникновением большого числа новых отраслей и  рынков продукции. Диверсификация производства в этих условиях позволяла компенсировать падение сбыта на одном рынке  за счет увеличения его на других рынках. Благодаря этому диверсифицированные предприятия в целом оказываются более устойчивы и конкурентоспособны по сравнению с узкоспециализированными, так как они проникают в новые для себя сферы деятельности, расширяют ассортимент выпускаемых товаров. Диверсифицируя свое производство, предприятия (фирмы) способствуют также переливу капитала в наиболее прибыльные отрасли. Под влиянием диверсификации производства специализированные предприятия (фирмы) превращаются в многоотраслевые комплексы. В США, например, в результате диверсификации производства и поглощения большого количества компаний образовались фирмы-конгломераты, в которых предприятия выполняют разнородные функции и не имеют производственных связей.

 Многие компании сейчас  располагают большими объемами  капиталов, получаемых в основных  сферах бизнеса, а поскольку  возможности дальнейшей экспансии  в них весьма ограничены, диверсификация  представляется наиболее подходящим  путем для инвестиций капиталов  и уменьшения степени риска.  Характер диверсификации определяется  социально-экономическими особенностями  данной страны. Вместе с тем  на ее развитие влияют и  некоторые общие факторы (относящиеся  ко всем странам): научно-техническая  революция, борьба за высокие  прибыли, необходимость изыскивать  сферы для приложения своих  накоплений, милитаризация экономики,  конкурентная борьба, боязнь отстать  от технического прогресса. В  результате диверсификации фирмы,  и в особенности монополии,  приобретают многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами - электронику, химию. Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства - производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы этих компаний, в частности и на исследования, которые часто приводят к изобретениям, далеким от специализации фирм. Перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные происходит через диверсификацию, минуя традиционный рынок капитала. Функция учредительства постепенно переходит к фирмам, которые, диверсифицируя свое производство, пытаются застраховать себя от возможных неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаются неудачей.Даже при беглом взгляде на историю диверсификации становится ясно, что причиной ее широкой популярности в 60-х годах послужило весьма распространенное в то время заблуждение, вытекающее из технократической концепции менеджмента, которой были привержены предприятия практически во всех отраслях промышленности. Согласно догмату этой концепции для достижения успеха в менеджменте нет необходимости в глубоком изучении конкретных отраслей хозяйства, ибо общие принципы менеджмента якобы в равной мере применимы в любой отрасли. Сейчас диверсификация снова в моде, но по иным причинам. На авансцену выходит все больший круг управленческих структур, представленных людьми с деловым мышлением, обладающих при этом способностями и смелостью для осуществления диверсификации.

 

 

        1. Понятие, сущность и значение диверсификации

Диверсификация деятельности - переход  от односторонней, часто базирующейся на лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой  продукции.

Научно-технический прогресс в промышленности характеризуется не только усилением специализации, но и увеличением и частой сменой номенклатуры производимой продукции, расширением ассортимента, освоением новых технологий с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, страховки от банкротства. Это процесс диверсификации (от франц. divers - различный) производства, представляющий собой расширение номенклатуры выпускаемых предприятием изделий или увеличение сфер деятельности фирмы. Диверсифицированное предприятие имеет шансы компенсировать неуспех в одной из областей своей деятельности повышенными доходами в другой.

Диверсификацию желательно осуществлять в тех сферах, где предприятие может эффективно использовать свои преимущества. Осуществление же данного процесса в совершенно новых для фирмы областях деятельности возможно лишь тогда, когда ни одна из родственных сфер не обеспечивает успеха. Процесс диверсификации облегчается, когда новый и традиционный виды бизнеса предприятия обладают производственной, управленческой и, главное, рыночной идентичностью (соответствием).

Производственная идентичность - это  производственно-техническая близость двух названных видов бизнеса, т.е. когда есть возможность на имеющейся  у предприятия производственно-технической  базе организовать изготовление нового продукта или освоить новый вид  услуг1.

Управленческая идентичность имеет  место в случае, когда у двух видов бизнеса (старого и нового) одинаковые принципы организации производства и труда, материально-технического обеспечения и сбыта, управления персоналом и т.п.

Рыночная идентичность возникает  в тех случаях, когда и старый, и новый продукт используются одними и теми же потребителями, распределяются через общие дилерские и розничные  сети, когда совпадают подходы  к организации маркетинга.

Достоинства диверсификации очевидны. Кроме страховки от неудач в отдельных  видах бизнеса, она может способствовать росту объема продаж, а также получению  ценного опыта при освоении новой  продукции или новых сфер деятельности.

В то же время диверсификация обычно требует дополнительных затрат (текущих  и, как правило, капитальных). При  этом общие затраты предприятия  распыляются, а управляемость отдельных  видов бизнеса может ослабеть. Естественно, усложняется в этом случае организация производства и  труда.

 

 

 

        1. Типы диверсификации производства

 

Имеется два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими  областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении  или технологии). Существует мнение, что связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, т.к компания действует в более известной обстановке и меньше рискует. Если же накопленные навыки и технологии невозможно передать другому структурному подразделению, а возможностей роста и развития не столь много, может быть имеет смысл рисковать и компании стоит прибегнуть к несвязанной диверсификации.

Несвязанная диверсификация выражается в переходе фирмы в область иную, чем существующий бизнес, к новым технологиям и потребностям рынка. Она направлена на получение большей прибыли и на минимизацию предпринимательских рисков. При помощи данной стратегии специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей. Несвязанная диверсификация сложнее связанной. Поскольку организация вступает на неведомое доселе конкурентное поле, она должна осваивать новые технологии, формы, методы организации работ и многое другое, с чем она раньше не сталкивалась. Именно поэтому риск здесь гораздо выше. Примером такой диверсификации может служить всё постсоветское пространство. Во времена перестройки и кооперативов многие жители страны занимались производством одежды, продуктов повседневного спроса и одновременно занимались поставками продуктов и товаров из-за рубежа. В связи с этим можно считать возможным утверждать, что практически всё население постсоветского пространства в большей или меньшей степени ощутило на себе прелести и тяготы несвязанной диверсификации.

На практике повсеместно применяется  как масштабная, связанная либо несвязанная  диверсификация, так и локальная, экспериментальная микродиверсификация. Последняя реализуется в виде внедрения отдельных элементов масштабной диверсификации, которые позднее могут оформиться в самостоятельное производственное подразделение. Именно локальное, небольшое экспериментирование способно впоследствии дать жизнь новому крупному производству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Виды диверсификации. Классификация

Большинство компаний обращаются к  диверсификации тогда, когда они  создают финансовые ресурсы, превосходящие  необходимые для поддержания  конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса.

Диверсификация может осуществляться следующими путями:

    • через внутренний рынок капиталов;
    • реструктурированием;
    • передачей специфических искусств между стратегическими зонами хозяйствования;
    • разделением функций или ресурсов.

Диверсификация с помощью внутреннего  рынка капиталов выполняет те же функции, что и фондовый рынок. При внутреннем рынке капиталов  главный офис играет следующие главные  роли:

выполнение функций стратегического  планирования, состоящих в определении  портфеля стратегической зоны хозяйствования корпорации;

определение финансовых целей и  отслеживание деятельности стратегической зоной хозяйствования;

размещение корпоративных капиталов  среди конкурирующих стратегических зон хозяйствования.

В этих условиях стратегические зоны хозяйствования представляют собой  автономные центры прибыли, находящиеся  только под финансовым контролем  главного офиса.

Стратегия реструктурирования представляет один из видов стратегии внутреннего  рынка капиталов. Разница состоит  в степени вмешательства главного офиса в действия стратегических зон хозяйствования. Компании, которые  подвергаются реконструированию, обычно были плохо управляемыми в процессе создания и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ и влить в компанию новые финансовые и технологические ресурсы.

Когда используется стратегия передачи искусства или опыта деятельности, новый вид бизнеса рассматривается как связанный с существующими СЗХ. Обычно используются передачи таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании.

Диверсификация путем распределения  ресурсов возможна при наличии существенного  сходства между одной или несколькими  важными функциями существующих и новых СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений по сравнению с автономным решением этого вопроса.

Информация о работе Цели и основные формы диверсификации