Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи менеджмента 4
2. Основные функции менеджмента 5
3. Принятие решений в менеджменте 10
4. Методы менеджмента 11

Работа состоит из  1 файл

менеджмент - копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.

Мотивация - это процесс  побуждения  себя и других к деятельности для достижения личностных целей  и целей организации.

Традиционный подход  основывается  на вере в то,  что  сотрудники  - всего лишь ресурсы, активы, которыми должны  заставить  эффективно работать.

Человек, получивший в  процессе обучения и повышения  квалификации, накопления производственного опыта  знания и навыки, хочет применить  свое умение в труде. И чем больше ему это удается тем больше степень удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цель организации своими целями.

 Стремление человека  реализовать  себя в своем  деле бесспорно. Так уж он  устроен. Там, где управление  и организация труда  предоставляют  сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду - высокими. Значит мотивировать сотрудников - это затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще  один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.

В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Некоторые организации  создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния, либо усилить действие, если результаты позитивные.

Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать  различные планы и цели менеджмента.

Различают следующие  виды контроля.

1.     Предварительный  контроль.  Он осуществляется  до фактического начала работ.  Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные  моменты. Он имеет разновидности: диагностический и терапевтический.

Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы  и т.п., указывающие на то, что в  организации что-то не в порядке.

Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

2. Текущий контроль. Он  осуществляется в ходе проведения  работ. Чаще всего его объект -  сотрудники, а сам он является  прерогативой их непосредственного  начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Для того, чтобы осуществить  текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы  с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего  применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.

3. Заключительный контроль. Цель такого контроля - помочь  предотвратить ошибки в будущем.  В рамках заключительного контроля  обратная связь используется  после того, как работа выполнена  (при текущем - в процессе ее  выполнения).

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для  планирования в случае, если аналогичные  работы предлагается проводить в  будущем, во-вторых, способствует мотивации.

Контроль хотя и важен, но может быть весьма дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой  тип контроля применить, требует  тщательного обдумывания. В связи  с этим при организации и поведении  контроля следует учитывать ряд  факторов и дать ответ на следующие вопросы:

Несомненно, что в будущих  контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые  достижения, однако базис, на котором  они создаются, останется тем  же.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, т.к. каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.

Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени  тратят на осуществление функций  планирования и контроля, а более  низкого уровня больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Менеджеров на всех уровнях оценивают по двум основным критериям: результативности (т.е. возможности достичь желаемого результата) и эффективности (возможности достичь результата с наименьшими затратами).  

3 Принятие решений в менеджменте

Решение — это выбор  альтернативы. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. Каждодневные решения мы принимаем без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываем. В менеджменте принятие решений — систематизированный процесс. Причины этому — ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.

Запрограммированное организационное  решение — это результат реализации последовательности шагов и действий. Незапрограммированные решения  возникают при невозможности заранее составить последовательность необходимых шагов. Например, как улучшить качество продукции, объем сбыта.

Практически все управленческие решения имеют отрицательные  последствия. Необходимо учитывать  возможные последствия на все  части организации как системы (системный подход). Руководитель должен понимать, что непринятые решения, «флюгерная» тактика имеют даже худший результат, чем принятие плохого решения.

Подходы к принятию решений:

  • трудно принимать хорошие решения;
  • человек, принимающий решения, руководствуется в том числе и чувствами, иногда отсутствует логика в решениях.

Существует три основных типа принимаемых управленческих решений:

  • интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор сделан правильно. По мнению многих успешных руководителей, многие решения (до 80%) принимаются на основе интуиции;
  • управленческие решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом в прошлом. Преимущества: быстрота и дешевизна принятия. Но боязнь новых сфер деятельности может сдерживать развитие компании;
  • рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, не опираясь на прошлый опыт.

 

4 Методы менеджмента

    Характерными чертами научного социального менеджмента являются познание и сознательное использование социальных законов, закономерностей управления, обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий, моделирование управляемых объектов и субъектов управления, количественные и качественные измерения явлений, взаимосвязь и взаимодействие государственного, хозяйственного и социального менеджмента.

   Сила научных  методов состоит в том, что  они позволяют получить достоверную  информацию об объеме анализа,  обеспечивают надежную проверку  знаний, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают средства воздействия, обеспечивающие желанное изменение его. Они могут рационализировать процесс принятия решений в социальной сфере. Такие научные методы, как моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, имеют многовековую историю.

   Для более эффективной  реализации социальных целей  и осуществления принципов социального  менеджмента необходимо более  полное использование следующих  научных методов:

  • социального  проектирования и программирования;

  • сбора и анализа социальной информации на основе современных вычислительных средств, прежде всего компьютерной техники, использования математических методов в обработке и хранении социальной информации;

  • сплочения социальных  организаций и групп, управленческих команд руководителей и специалистов в области социального менеджмента;

  • создания положительной  мотивации у людей к труду,  к жизни в целом, к целесообразному  поведению в организации и  в обществе в целом (за счет  инновирования целей организации,  прояснения перспектив развития, разработки стратегии организации и личных интересов);

  • психологического  влияния (специальные тренинги  и игровые методы), направленного  на активизацию жизненных сил  личности, в том числе и менеджеров;

  • методов самосовершенствования личности, в том числе личности менеджера, развития самоменеджмента;

  • использования  знаний, полученных в фундаментальной  науке, кибернетике, синергетике  и других отраслях, прикладных  исследованиях, пригодных для  повседневных и перспективных  задач, социологии управления.

   Научно-техническая  революция рассматривается как  существенная основа преобразований  в методах и средствах управления.

   Все большее  значение в принятии управленческих  решений играет моделирование  социальных процессов. В настоящее время наука и практика располагают самыми разнообразными по характеру и предназначению методами и формами моделирования. Большие возможности оптимизации управления раскрывает кибернетическое моделирование. Математическое моделирование дает возможность использовать современные методы и технические устройства в познании и повышать точность моделей. Наряду с этим следует моделировать и качественную сторону социальных явлений, специфика которых полно раскрывается философией, социологией и целым комплексом общественных наук.

   Метод моделирования  широко используется в прогностической  деятельности. В настоящее время  прогнозирование занимает важное  место в управлении социальными  системами. Прогноз как форма  социального предвидения описывает  возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий.

    В процессе управления прогнозы выполняют ряд функций: ориен­тировочную, нормативную, предупредительную и др. Прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.

    Науке и практике известны и различные методы экспертных оценок, которые успешно используются в прогнозировании и в выработке управленческих решений. Сопоставление различных суждений, вни­мательный разбор аргументов, которые они содержат, синтез оценок обеспечивают необходимую достоверность прогноза и способствуют подготовке и принятию оптимальных решений.

    Разновидностью независимой экспертизы служит введение в советы директоров компаний ученых, которые специализируются по вопросам экономики, рыночных отношений, финансов, капиталовложений, социального управления. Не отвечая за определенный участок работы и не будучи связан какой-либо отдельной производственной функцией, он может оказывать влияние на характер решений высшего руководства.

    Для оптимизации работы по подготовке решений, как научный метод социального менеджмента используются социальные и социологические исследований. Через них обеспечивается сбор информации об изучаемом объекте, раскрываются его характерные черты и тенденции развития, формулируются выводы и рекомендации, которые помогают руководителю в его деятельности.

   Социологические  исследования помогают выработать  и принять управленческие решения  и изучить механизм их воздействия  на людей, характер восприятия этих решений различными социальными категориями, проследить, как управленческие решения трансформируются в мыслях людей, как отражаются на их поведении, на развитии социальных событий, на отношениях в коллективах и социальных группах, на отношениях между личностями.

    В конкретных социальных исследованиях используется чаще всего метод анкетирования. Этот метод дает информацию главным образом о социально-психологических аспектах изучаемых процессов и явлений. В арсенале методов и средств конкретного изучения действительности можно отметить - интервью, анализ, наблюдение, социальные эксперименты, анализ форм и методов деятельности предприятий, учреждений и пр. и различные методы обработки собранной информации.

Информация о работе Цели и задачи менеджмента