Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи менеджмента 4
2. Основные функции менеджмента 5
3. Принятие решений в менеджменте 10
4. Методы менеджмента 11

Работа состоит из  1 файл

менеджмент - копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

    Процесс сбора и обработки информации качественно меняется в результате применения электронно-вычислительной техники. Электронно-вычислительная техника обеспечивает ускоренную обработку огромных объемов информации и таким образом помогает руководителям в подготовке и принятии управленческих решений.

   Таким образом,  теория социального менеджмента  устанавливает законы и закономерности, принципы протекания социальных  процессов и явлений в области  управления общественными процессами.

Виды и содержание методов социального менеджмента

   В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

  • организационно-административные, основанные на прямых директивных  указаниях;

  • экономические,  обусловленные экономическими стимулами;

  • социальные и  социально-психологические, применяемые  с целью повышения социальной  активности людей;

  • самоуправление  как разновидность саморегулирования  социальной системы.

    Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социальных методов.

   В наиболее  общем виде все методы управляющего  воздействия можно разделить  на две группы: основные и комплексные.  К основным относятся те, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

   По содержанию  методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д. В связи с этим различают экономические, организационно-административные, социальные и социально-психологические методы управления.

    Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, менеджеров в первую очередь.

    Социальные методы менеджмента включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.

    Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.

    Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

    Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

   Социальные методы  управления включают в себя  социально-пси­хологические способы  и приемы воздействия на процесс  формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Социально-психологические методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

    Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

    В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

    Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном значении по­нимается экономический расчет, основанный на сознательном ис­пользовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

    Среди экономических методов управления можно выделить метод экономического стимулирования, опирающийся на экономические интересы работников в зависимости от их личного вклада в формирование доходов. Экономическое стимулирование базируется наследующих основных принципах:  

  • взаимосвязь  и согласованность целей экономического  стимулирования с целями развития  организации;

  • дифференциация  экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

  • сочетание экономического  стимулирования с другими метода  ми мотивации;

  • сочетание экономического  стимулирования с экономическими  санкциями, предусматривающими материальную  ответственность организаций и отдельных работников.

    Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

  ♦  прямое административное  указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

  ♦ установление  правил, регулирующих деятельность  подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур  административного воздействия,  унифицированных форм менеджмента;

  ♦ разработка и  внедрение рекомендаций по организации  и совер­шенствованию тех или  иных процессов, подвергаемых  организационно-административному  воздействию;

  ♦ контроль и  надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

   Основной формой  реализации и применения организационно-ад­министративных  методов управления является  распорядительство и оперативное  вмешательство в процесс управления  в целях координа­ции усилий  его участников для выполнения поставленных перед ним задач.

   Организационно-административные  методы оказывают прямое воздействие  на управляемый объект через  приказы, распоряжения, оперативные  указания, отдаваемые письменно  или устно, контроль за их  выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, социального регулирования.

Самоуправление как  метод социального менеджмента 

    Одним из методов, используемых социальным менеджментом, является самоуправление, противопоставляемое демократическому централизму.

    В управленческой деятельности выявляются функции (обязанности) и их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию руководства, где родились и получили распространение различные формы прогрессивной организации труда и всей общественной жизни. В этих условиях принцип демократического централизма превращается в принцип демократического управления, что в идеале соответствует самоуправлению.

    Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его проявления объективно способствует развитию и совершенствованию самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в зависимость от эффективности управления организацией в целом. Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации управленческих решений на коллективной основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления, сохранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля трансформируется в самоконтроль.

    Самоуправление предусматривает личную ответственность каждого субъекта управления за принимаемые решения и каждого члена коллектива за выполнение решений.

    Самоуправление возможно в таких экономических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности и если трудовой коллектив включен в самоуправляющую систему организации.

    Применительно к самоуправлению техника комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:

  1) приемы, ориентированные  на работников: а) постановка перед  работником четких и достижимых  целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); б) модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); в) переподготовка (прохождения курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

   2) приемы, ориентированные на работу: а) усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); б) гибкий график работы (такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); в) организация телекоммуникации и домашних офисов (работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); г) сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способы минимизировать число увольнений;

  3) приемы, ориентированные  на организацию: а) расширение  полномочий сотрудников (предоставление  работникам больших возможностей  для участия в повседневных делах организации); б) участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы и др.).

    Возможности  использования различных методов  управления неразрывно связаны  с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основах самоуправления.




Информация о работе Цели и задачи менеджмента